Элективный курс по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа по русской словесности адресована 8 классам.

Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5-9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. - М.: Дрофа, 2011г. Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - прежде всего как явления искусства слова.

Согласно учебному плану школы на русскую словесность в 8 классе отводится 35 часов из компонента образовательного учреждения из расчета 1 час в неделю.

Цели курса «Русская словесность» для 8классов:

  • подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи:

  • помочь учащимся изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;

  • научиться творческому употреблению родного языка;

  • формировать у учащихся умение самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слов;

  • развивать речь учащихся, используя опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств.


Роль предмета в формировании ключевых компетенций обучающихся (общеучебных умений и навыков)


Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся следующих умений:

  • самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка;

  • правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях;

  • наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5 классе, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности - в 8-9 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты), зачеты.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя», задания творческого характера.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.

Для достижения поставленных целей используется учебный комплекс:


  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.,: Дрофа, 2012.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2012.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, темы

Кол-во часов

Контроль знаний(в том числе)

11

Средства художественной выразительности

6

1

2

Словесные средства выражения комического

3


3

Качество текста и художественность произведения

4

1

4

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом ПРВ.

4

1

5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом ПРВ.

4

1

6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом ПРВ.

4

1

7

Взаимосвязи произведений словесности

4

1


Итого

29

6


Средства языка художественной словесности. (6 ч.)

Эпитет в произведении. Аллегория и символ в художественном произведении.

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы. Парадокс и аналогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Терминологический диктант. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Словесные средства выражения комического (3 ч.)

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Качество текста и художественность произведения (4 ч)

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Анализ текста.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения (4ч.)

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

Произведение словесности в истории культуры (4ч.)

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Сочинение-рассуждение. Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека. Познание мира средствами искусства слова. Язык как материал словесности.

Контроль знаний (6ч.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

8класс


В результате изучения курса «Русская словесность» ученик должен

знать/понимать:

  • важнейшие термины словесности;

  • смысл понятий: речь устная и письменная прямое и поэтическое значение слова;

  • основные признаки текста, идею произведения;

  • выражение точки зрения автора;

уметь:

  • определять средства художественной выразительности;

  • определять, что такое художественный образ, выделять проблему

художественного образа;

  • определять значение типических образов;

  • определять главное значение искусства слова.



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

8 класс(6 часов)


№п/п

Форма учебной деятельности

1 четверть

2 четверть

3 чнтверть

4 четверть

1

Проектная деятельность

1


2

Тесты

1

3

Сочинение

1

1

4

Анализ текста

1

5

Диктанты терминологические

1

Итого

2

2

1

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М., Дрофа, 2007.

  2. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009.

  3. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». - М., 2011.

  4. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007. Львова С. И Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. - Дрофа, М.,2007

  5. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. - М.,1998.

  6. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.

  7. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М., 1980.

  8. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

  9. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. - М., 1991.

  10. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V-VIII классы. - М., 1998.

  11. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. - М., 1984.

  12. Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.

  13. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. - М., 1995.

  14. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи - учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. - М., 1996.

  15. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

  16. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

  17. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.

  18. Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. - Л., 1976.

  19. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.

  20. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974.

  21. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967.

  22. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.

  23. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

  24. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1997.

  25. Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. - М., 1983.

  26. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

  27. Одинцов В. В. Стилистика текста, - М., 1980.

  28. Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. - М., 1983.

  29. Пешковский А. М. Избранные труды. - М., 1959.

  30. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, - М., 1990.

  31. Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. - М.. 1965.

  32. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

  33. Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.

  34. Слово и образ: Сб. статей. - М., 1964.

  35. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959.

  36. Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.

  37. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

  38. Шмелев Д. Н. Слово и образ. - М., 1964.

  39. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

  40. Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

  41. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.

  42. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 1960.

  43. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.

  44. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

  45. Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.

  46. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. - М.. 1970.

  47. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.

  48. Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)

  49. Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.

  50. Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)

  51. Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)

  52. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. - М., 1996. - Ч. 1, 2

Словари и справочники

  1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. - 9-е изд. - М., 1998.

  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

  3. Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: - М., 1998.

  4. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.

  5. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М., 1993.

  6. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 1998.

  7. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. - М, 1998.

  8. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - М., 1979.

  9. Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб.. 1996.

  10. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. - Т. 1-3.

  11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

  12. Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. - Ц., 1976.

  13. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.

  14. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

  15. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.

  16. Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. - М., 1997. (Словари школьника).

  17. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

  18. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. - М., 1985.

  19. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.

  20. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

  21. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.

  22. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.

  23. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987.

  24. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1998.

  25. Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. - СПб., 1998.

  26. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. (Любое последующее издание.)

  27. Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. - М., 1994.

  28. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996.

  29. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

  30. Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.

  31. Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. - М., 1996.

  32. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.

  33. Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. - Ростов-на-Дону; М., 1997.

  34. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. - М., 1997.

  35. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - 2-е изд. - М., 1997.

  36. Шипов Я. Православный словарь. - М., 1998. (Словари школьника).

  37. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., доп. - М., 1994.

  38. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. - Новосибирск, 1995. - Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)

  39. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 - 11 кл. - М., 1995.

  40. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.


8 класс, 1 ч. в неделю

Средства художественной выразительности (6)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1.

Эпитет в произведении. Аллегория и символ в художественном произведении.

1

2.

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении.

1

3.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении.

1

4.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы.

1

5.

Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.

1

6.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Терминологический диктант.

1

Жизненный факт и поэтическое слово (5)

11.

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

1

12.

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

1

13.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

1

14.

Художественная правда.

1

15.

Правдоподобное и условное изображение.

1

Историческая жизнь поэтического слова (9)

16.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

1

17.

Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

1

18.

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени.

1

19.

Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

1

20.

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Анализ текста.

1

21.

Изображение действительности в искусстве реализма.

22.

Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом.

1

23.

Субъект речи. Полифония.

1

24.

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1

Произведение искусства слова как единство содержания

и его словесного выражения (10)

25.

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1

26.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания.

1

27.

Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности.

1

28.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1

29.

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1

30.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности.

1

31.

Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

32.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности.

1

33.

Сочинение-рассуждение. Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека. Познание мира средствами искусства слова. Язык как материал словесности.

1

35

Контроль знаний

1




© 2010-2022