Развитие русской речи учащихся казахской школы

Развитие русской речи учащихся казахской школы на материале антонимов.       Овладение вторым языком предполагает активную речевую деятельность, в основе которой лежит усвоение учащимися системе языковых единиц. Особое место в языковой системе занимает лексический уровень , так как овладение словарем служит одним из основных факторов развития речевых умений и навыков. Развитие речи учащихся осуществляется эффективнее с помощью текста как основной единицей обучения.  При этом контекст способствует более точному пониманию лексического значения данных слов, семантизир...       - понимание форм речевого этикета умения здороваться и прощаться по-русски:  здравствуйте- до свидания;       - понимание требовании педагога: встаньте- сядьте, откройте- закройте, возьмите- дайте;
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие русской речи учащихся казахской школы

на материале антонимов.

Овладение вторым языком предполагает активную речевую деятельность, в основе которой лежит усвоение учащимися системе языковых единиц. Особое место в языковой системе занимает лексический уровень , так как овладение словарем служит одним из основных факторов развития речевых умений и навыков. Развитие речи учащихся осуществляется эффективнее с помощью текста как основной единицей обучения. При этом контекст способствует более точному пониманию лексического значения данных слов, семантизирует слово в одном из лексико-семантических вариантов многозначного слова. Для введения антонимов в активную речевую деятельность учащихся выделены некоторые речевые умения и навыки, например:

- понимание форм речевого этикета умения здороваться и прощаться по-русски: здравствуйте- до свидания;

- понимание требовании педагога: встаньте- сядьте, откройте- закройте, возьмите- дайте;

- умение употребить форму подтверждения или отрицания в соответствующей ситуацией: да -нет;

- умение выразить просьбу, требование (дай мне) и ответное речевое действие (возьми) с употреблением глаголов повелительного наклонения;

- называть цвет, размер, качество предмета, правильно согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе: большой - маленький, белый- черный , грязный - чистый;

Таким образом ,система образующих отношений между лексическими единицами, в частности антонимами, дает возможность усваивать антонимы в системе, во взаимосвязи, что соответствует основному назначению слова- функционированию его в речи.

Белый- черный.

  1. Прочитай стихотворение. Обрати внимание на то , чем отличаются друг от друга «герои стихотворения» ?

Бараны.

По крутой тропинке горной шел домой барашек черный

И на мостике горбатом повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый : «Братец вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти- ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е , ты в своем, баран, ум-е ?

Пусть мои отсохнут ноги , не сойду с твоей дороги».

Помотал один рогами, уперся другой ногами…

Как рогами ни крути , а вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет, а внизу река течет.

В этой речке утром рано утонули два барана.

С. Михалков.


  1. Почему утонули в речке барашки ? Чему учит эта история? Для чего автор использовал для описания барашков противоположные цвета?

В языке есть такие пары слов , которые напоминают упрямых барашков из стихотворения Сергея Михалкова. Это антонимы- слова с противоположным значением. В основных своих значениях они взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.

  1. Давай совершим путешествие самого себя, попытаемся понять самого себя . Мы узнаем о том , что помогает нам быть хорошими, а что мешает нам быть такими.

В любом человеке сидят два противоположных существа и все время между собой воюют. Одно- черное. Стоит человеку задуматься , расслабиться, оно подталкивает его на всякие неважные поступки. Потом человек удивляется: как я мог такое натворить ? Ну , не только натворить. Сказать какую - нибудь ерунду или несуразицу . Потом даже стыдно бывает.

Другое- белое мешает черному действовать. Сейчас , пока у тебя еще не окреп характер , твое белое существо нуждается в помощи . представляешь, какой неравный бой в тебе происходит: плохие, глупые поступки совершаются сами по себе , а хорошие- требуют усилий .

Кто же эти два существа, которые сидят внутри тебя и тянут в разные стороны? Черное- это твои вредные привычки, отрицательные черты характера, которые тебе пользы не приносят, а доставляют только вред.

А белое- это твоя воля, совесть , доброта, понимание того, что хорошо и что плохо. И еще стремление думать не только о настоящей минуте, а смотреть далеко вперед.

4. Ответ на вопросы .

Какие два противоположные «существа» живут в любом человеке ? и то они делают все время ? почему совершаются плохие или глупые поступки ? а как совершаются хорошие поступки ? кто же эти два существа- белое и черное.

5. Посмотри как образованы слова

Развитие русской речи учащихся казахской школы

6. Прочитай диалог. Как ты думаешь, что победило в мальчике - белый или черный ?

- сегодня у меня случилась неприятность. Мы со знакомым мальчиком рисовали . Он заболел и я пошел его навещать. Папа привез ему красивые ластики. Совсем случайно я взял ластик себе . Не случайно, а нарочно . Я даже не знаю, как это случилось. Я решил, что у него их много, а у меня их нет. Как вы думаете я очень плохо сделал ?

- А раньше ты брал чужие вещи ?

- Нет никогда не брал.

- Ничего страшного не произошло. У большинства мальчиков и девочек это случается . главное, чтобы ты не повторял этого. Пойди к своему знакомому, отдай ластик. Скажи , что взял по ошибке. А сам запомни . в жизни есть некоторые действия , которые совершать нельзя. Красть . подглядывать в окна и щелочки дверей. Читать чужие письма. Постарайся узнать , что именно нельзя делать. Конечно , все эти действия можно попробовать совершить. Но я тебе не советую: тебе каждый раз будет стыдно и будет плохое настроение. Как сегодня.

Легко- трудно.


  1. Прочитай текст. В нем вопросы . подумай и постарайся ответить на них. Выполняешь ли ты свои обещания?

В старину говорили «легко дать слово. Трудно его сдержать ! » но человек, на которого нельзя надеяться, нам не подходит: дружить с ним, в поход идти, играть - не стоит. Он может подвести. А твое слово верное ?

2. Какая из этих пословиц больше всего подходит для этого текста.

Больше дела, меньше слов . т хорошего слова миру светло. Кто вчера солгал , тому и завтра не поверят. Не доверяйся тому, кто легко обещает.


  1. придумай сказку или рассказ, которая бы заканчивалась такими словами «Легко дать слово, трудно его сдержать».

Смелый -трусливый.

  1. Послушай внимательно текст о смелом и трусливом человеке и ответь на вопрос в нем. Какую мысль доказывает автор ? Насколько она убедительна ?

Когда твои товарищи начинают знакомиться с плохими привычками , то трусливый человек охотно к ним присоединится, а смелый - откажется. Нужно обладать настоящей смелостью , чтобы сказать : «Нет !» - когда все остальные говорят «Да». Трудно быть белой вороной. Стая ее не очень любит.

А ты смелый человек ?

2. Как появляются слова ? самое дорогое у человека - это его сердце. У казахов понятия «мужество» и «трусость» родились от слова «сердце». В народе батыра называют «журекты» , что означает - жигит с настоящим сердцем , труса кличуть «журексыз» то есть человеком , у которого сердце отсутствует (Абай). «Слова назидания».

3. Прочитай английскую песенку о портных . Составь вопросы, используя слова с противоположным значением .

Храбрецы.

Наши -то портные храбрые какие:

«Не боимся мы зверей, ни волков, ни медведей !»

А как вышли за калитку да увидели улитку- испугалися , разбежалися !

Вот они какие храбрые портные !

(перевод К. Чуковского).


  1. Чего же боится трусливый , а чего смелый ?

Ответ на этот вопрос ты найдешь в этом стихотворении.

Трусливый боится мочалки и мыла .

От страха дрожит, если ночь наступила.

Озер он боится и мелких канавок.

Боится ворон и полезных пиявок.

И даже рисунков на этой странице

Б-О-И-Т-С-Я !

Страшат его гром и шуршание бумаги …

Вот видите, как ему тяжко, бедняге !

А смелый боится !

Да только того , чтоб трусом нигде

Не считали его!

(Сергей Еремеев).

5. Прочитай внимательно пословицу. Есть ли подобная пословица в казахском языке ?

Герой умирает раз , трус - тысячу раз.

6. Докончи пословицу по данному началу. При чтении выдели голосом два главных слова.

Смелый побеждает, а трус…

  1. прочитай выразительно стихотворение. О ком говорится в каждом предложении стихотворения?

Кто кого боится ?

- Скажите поскорее, кого боится мышка ?

-Она боится кошки и больше никого !

- Кого боится кошка ?

-Боится злой собаки и больше никого !

- Кого боится злая огромная собака ?

- Хозяина боится и больше никого !

-Зато хозяин храбрый ! Кого ему бояться ?

-Боится он хозяйки и больше никого !

- Никого на свете хозяйка не боится ?

-Она боится мышки - и больше никого !

(Владимир Орлов).


  1. Назови храбрых и трусливых героев из этого стихотворения. Постарайся не нарушать порядок изложения. С опорой на эти слова попробуй пересказать стихотворение.

Мышка -кошка- собака- хозяин- хозяйка- мышка.

Перечисленные задания позволяют обогатить словарный запас учащихся, выработать у них такие необходимые коммуникативные качества речи , как точность и выразительность, помочь им, глубже проникнуть в мир удивительных слов, которые не могут существовать друг без друга.


© 2010-2022