Конспект урока Существительное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

с применением средств ИКТ

по теме «Имя существительное как часть речи»

















Тема: Имя существительное как часть речи

Тип урока по содержанию: морфология

Тип урока по цели: объяснение нового материала

Учебник под ред. В.В. Бабайцевой

Цель урока: знать характеристику имени существительного как части речи

Задачи:

Знать: что такое имя существительное, его грамматические особенности

Понимать: что обозначает имя существительное

Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль, морфологические признаки.









План урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала

1) Устный опрос

2) Работа с дидактическим материалам в парах

3) Словарный диктант


  1. Сообщение темы и цели урока

  2. Объяснение нового материала

  1. Работа со стихотворением

  2. Выборочно-распределительный диктант

  3. Диктант с сигнальными карточками «Род имени существительного»



  1. Закрепление материала

  1. Работа с отрывком из произведения А.П. Чехова «Каштанка»

  1. Подведение итогов урока

  2. Объяснение д/з

  3. Организационный момент







Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала

- На предыдущих уроках мы начали изучать большой раздел, который называется «Морфология»

1) устный опрос

- Что изучает этот раздел?

(Части речи)

- А на какие две большие группы делятся части речи в русском языке?

(Самостоятельные и служебные)

- А какая часть речи стоит особняком, т.е. не относится ни к какой из групп?

(междометие)

- Теперь давайте повторим этот материал.

2) работа с дидактическим материалом

- Сейчас будет работа в парах. (На доске с помощью проектора выведен слайд 1). Обратимся к слайду на доске. Послушайте задание: ученику 5 класса дали задание распределить части речи на самостоятельные и служебные. Он это задание выполнил. А вам необходимо найти ошибки и переместить часть речи в тот столбик, где она должна находиться. Верный вариант записать в свою тетрадь.

Времени на выполнение задания у вас 3 минуты.

(даю время)

- Начнем проверку. Прочитайте сначала самостоятельные части речи, а потом служебные. Давайте убедимся в правильности решения задачи. Обратимся снова к доске. (на ней уже слайд 2 с верным ответом).

- Сейчас я проверю, как вы умеете определять части речи.

3) словарный диктант

Для этого запишем словарный диктант. Ваша задача в строчку, через запятую записать слова:

Считать, результат, героизм, жюри, аккуратный, библиотека, помощник, превратить.

- Давайте проверим написание слов. Для этого откройте ваш учебник на странице 255, раздел «Пиши правильно».

- Подпишите, пожалуйста, части речи.

-Прочитайте сначала глаголы; прилагательные; наречия.

- Какая часть речи осталась?

(Имя существительное)

-Прочитайте слова этой части речи и сосчитайте, сколько существительных встретилось в нашем словарном диктанте.

(5 существительных)

- Ребята, не случайно в нашем диктанте встретилось такое большое количество имен существительных, а именно половина. Это можно объяснить двумя причинами:

- во-первых, имя существительное - важнейшая часть речи. Имена существительными мы называем предметы окружающего нас мира, а их очень много. И вот, что интересно. На сто слов нашего языка приходится 40 имен существительных. А это почти половина.



  1. Объяснение темы и цели урока

- во-вторых, тема нашего сегодняшнего урока - «Имя существительное как часть речи»

Цель нашего урока, дать характеристику этой части речи.

Для этого нам необходимо ответить на три главных вопроса (слайд 3)

  1. Что обозначает имя существительное?

  2. Какими признаками обладает?

  3. Какую роль в предложении выполняет?

- Давайте прочитаем эти вопросы.



  1. Объяснение нового материала

- А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте его на стр.82. Прочитайте вслух определение имени существительного.

- Сейчас обратимся опять к экрану (слайд 4). На нем вы видите стихотворение А. Косоговского.

- Прочитайте его сначала про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

1) Работа со стихотворением

- Назовите имена существительные, которые вы нашли в этом стихотворение.

(школа, ученики, портфель, книги, ручки, дневники, открытие)

- Как вы отличили имя существительное от других частей речи?

(обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

- Прочитайте существительные, отвечающие на вопрос кто?

(ученики)

- Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? называются одушевленными, к ним относятся названия лиц и животных.

- Приведите примеры таких существительных.

- Прочитайте из стихотворения существительные, отвечающие на вопрос что?

(школа, портфель, книга, ручка, дневник, открытие)

- Как называются такие существительные?

(неодушевленные)

- А теперь обратимся вновь к учебнику. Прочитайте общее грамматическое значение имени существительного. Назовите его.

(значение предмета)

- Сейчас попробуем убедиться в этом. (слайд 5)

Существительное может обозначать:

  1. Конкретные предметы

  2. Явления

  3. Предмет как признак

  4. Предмет как действие

  5. Вещества

- Сделайте в своих тетрадях нумерацию в столбик от 1 до 5.

2) Выборочно-распределительный диктант

- Я буду называть имена существительные, а вы будете записывать их под нужной цифрой.

Книга, лед, беготня, желтизна, радость, чернила, борьба, голубизна, брошюра, обаяние, телеграмма, капрон, изучение, новизна, храбрость.

Давайте себя проверим. (слайд 6)

- Итак, мы ответили на первый вопрос, существительное обозначает предмет в широком смысле слова или имеет значение предмета.

3) Диктант с сигнальными карточками

-Теперь мы должны с вами вспомнить о тех признаках имени существительного, которые вам известны еще из начальной школы.

-Вспомните, какими постоянными признаками обладает имя существительное?

(род, склонение)

- А как изменяется имя существительное?

(по числам и падежам)

- Сейчас повторим род имен существительных. Для этого проведем устно диктант с сигнальными карточками.

-Сначала используем слова из нашего словарного диктанта. Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с вариантом ответа:

Результат, героизм, жюри, библиотека, помощник, артиллерия, телевидение, санаторий, жонглер, дискуссия, парашют, привычка, впечатление.

- Ребята, а для чего нужно знать род имен существительных?

(чтобы правильно определить склонение)

- А на что еще нужно обратить внимание?

(на окончание имени существительного в именительном падеже)

-Хорошо, теперь обратимся к упражнению 731 в учебнике.

4) Упражнение 731

-Сначала прочитайте текст.

- О чем этот текст?

(о природе)

- А какие удивительные вещи создает природа?

- А разве нужно обязательно нагибаться, чтобы разглядеть все удивительные вещи, нас окружающие?

- Спишите это предложение, вставляя пропущенные буквы.

- Теперь вам необходимо определить склонение всех имен существительных и подписать его.

- А теперь давайте определим с вами те признаки имени существительного, которые являются непостоянными?

(число, падеж)

- Падеж подпишем над имена существительными.

- Итак, давайте еще раз обратимся к вопросам на слайде 3.

- Назовите еще раз постоянные признаки имени существительного.

- Непостоянные?

- А на какой вопрос мы еще не дали ответ в нашем уроке?

(не определили синтаксическую роль имени существительного)

- Для этого в упражнение подчеркните существительные как члены предложения.

- Какую же синтаксическую роль может играть существительное в предложении?

(подлежащее, дополнение, сказуемое)

- Ребята, чаще всего существительное выполняет в предложении роль подлежащего или дополнения. Хотя, существительное может быть любым членом предложения.



  1. Закрепление материала

- Завершить наш урок я хочу отрывком из произведения А.П. Чехова «Каштанка»

- А какие еще рассказы Чехова вы уже читали?

(«Хирургия»)

- Сейчас мы увидим, какую огромную роль играет имя существительное в тексте.

_ Прочитайте отрывок про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

  1. Работа над отрывком (анализ текста)

-Что увидела Каштанка в квартире незнакомца?

-Какой эта обстановка кажется Каштанке?

- А какой вспоминает Каштанка квартиру столяра?

- Ребята, а что такое верстак?

- Для того, что бы себя проверить обратимся к словарям. (слайд 7)

- А что такое стамески? (слайд 8)

- лохань? (слайд 9)

- Что еще нравилось Каштанке в квартире у столяра?

- Ребята, а на самом-то деле, в какой квартире обстановка лучше?

- А теперь будет задание по вариантам:

I вариант посчитает, сколько всего в тексте слов. (83)

II вариант узнает, сколько в тексте имен существительных. (33)

- Какой мы из этого можем сделать вывод?

(существительное - самая часто употребляемая часть речи)

- Найдите в тексте такие сущ., которые обозначают конкретный предмет.

- имена существительные, которые обозначают отвлеченные понятия.

- Определите склонение имен существительных.

- Запишите последнее предложение в тетрадь и определите падеж имен существительных и их синтаксическую роль.



  1. Подведение итого урока, рефлексия

- Давайте еще раз обратимся к вопросам, которые мы определили для изучения данной части речи.

- Скажите, что для вас осталось трудным даже после объяснения материала.

(Необходимо ответить на вопросы учащихся)

  1. Объяснение домашнего задания.

















© 2010-2022