Адаптационная программа ОГЭ: подготовка к экзамену в в новой форме

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Адаптационная программа

«ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме»

по русскому языку

для 9-го класса

количество часов 34 часа

год обучения первый

учитель Шуткина Жанна Витальевна

первая квалификационная категория














2014-2015 уч. г.

Пояснительная записка

Адаптационная программа факультативного курса «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» составлена на основе Программы по русскому языку для 5-11 классов. М.: Просвещение, 2013 и Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Цель курса: подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ.

Задачи:

- обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика», «Грамматика. Морфология»;

- сформировать навыки написания сжатого изложения, сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, по фрагменту текста, о лексическом значении одного слова;

- развить связную письменную речь учащихся.

Внесенные изменения и их обоснование: работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в 1-й и 4-й четвертях, с целью еще раз отработать навык написания изложения и сочинения-рассуждения перед экзаменом. Работа над 2-й частью экзаменационной работы отнесена во 2-ю и 3-ю четверть, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Общая характеристика курса

Актуальность. Анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности умений писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение.

Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.

Необходимость введения данного курса обусловлена еще и тем положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Если в 5 - 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 - 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.

Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как написание сочинения - рассуждения. Особую трудность для девятиклассников при его создании представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления - недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы. Поэтому введение данного курса является достаточно актуальным.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы и позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением. Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинений-рассуждений разной направленности, позволяет затронуть элементы, проверяемые заданиями экзаменационных работ.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подго-товленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей выпускников основной школы.

Место курса в учебном плане. Адаптационная программа «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» в учебном плане относится к вариативной части. Данный курс рассчитан на 34 часа 1 час в неделю.

Итоговая форма контроля: тест.


Содержание разделов и тем учебного курса

Раздел 1.Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Тема 1.1.Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ (1 час).

Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Раздел 2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Тема 2.1.Сжатое изложение (2 часа)

Тема. Главная мысль текста. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Тема 2.2. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение (3 часа)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

Раздел 3. Текст. Сочинение-рассуждение (11 часов).

Тема 3.1. Структура сочинения на лингвистическую тему, по фрагменту текста, о лексическом значении одного слова (2 часа).

Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания 15.1, 15.2,15.3

Тема 3.2.Аргументы в сочинении (4 часа).

Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения.

Тема 3.3.Композиционное оформление сочинения-рассуждения (5 часов).Создание сочинения-рассуждения.

Раздел 4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов).

Тема 4.1.Понимание текста. Целостность текста(2 часа).

Тема 4.2.Лексическое значение слова (3 часа).

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Выразительные средства. Стили речи.

Тема 4.3.Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. (2 часа)

Тема 4.4. Словосочетание (2 часа).

Тема 4.5. Предложение (4 часов).

Грамматическая основа предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Тема 4.6.Сложное предложение (3 часа).

Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел 5. Итоговый контроль (1 час).

Тема 5.1. Анализ ошибок.


Учебно-тематический план


№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Введение. Значение курса, его задачи.

1

Текст. Сжатое изложение.

5

Сжатое изложение.

2

Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3

Текст. Сочинение-рассуждение.

11

Структура сочинения на лингвистическую тему, по фрагменту текста, о лексическом значении одного слова

2

Аргументы в сочинении

4

Композиционное оформление сочинения-рассуждения

5

Комплексный анализ текста. Тестовые задания.

16

Понимание текста. Целостность текста

2

Лексическое значение слова

3

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

2

Словосочетание

2

Предложение

4

Сложное предложение

3

Итоговый контроль

1


Итого:

34


Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающийся, прослушав курс «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме», должен

знать:

- содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;

- лексические явления в языке;

- грамматические явления в языке.

- требования к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения;

уметь:

- работать с бланками экзаменационной работы;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

- создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста (15.1, 15.2, 15.3);

- правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

- последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе;

- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

владеть:

- формами обработки информации исходного текста;

- навыками написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок





Оценка тестов

При выполнении тестового задания используется следующая шкала:

Оценка

Степень выполнения заданий

«2»

Выполнение менее 50% предложенных заданий

«3»

Выполнено не менее 50% предложенных заданий

«4»

Выполнено не менее 75% предложенных заданий

«5»

Выполнено 100% предложенных заданий

Оценка устных ответов учащихся

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.




Оценка практических работ

Выполнение практической работы играет обучающую функцию.

Её сдача - контролирующую и контрольно-корректирующую, воспитательную.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более трёх ошибок или недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 всей работы или допустил четыре-пять ошибок и недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 1/2 всей работы.


Перечень учебно-методического обеспечения курса

Основная литература

  1. Егораева Т.Г. Русский язык. ОГЭ (ГИА-9). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2015. 94 с.

  2. Егораева Т.Г. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С. М.: «Экзамен», 2012. 109 с.

  3. Львова С.И. ГИА 2013. Русский язык: сборник заданий. М.: «Эксмо», 2013. 400 с.

Дополнительная литература

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева. М.: Дрофа, 2006. 256 с.

  2. Дробышева Л.И. Изложения 8-9 классы. М.: Творческий центр «Сфера», 2013. 176 с.

  3. Малюшкина А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочие тетради. 9 класс. М.: Творческий центр «Сфера», 2013. 112 с.

  4. Малюшкина А.Б.Тестовые задания по русскому языку. 9 класс.М.: Творческий центр «Сфера», 2013. 112 с.

  5. Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Русский язык. 9-е изд, 2001. 688 с.

  6. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991. 288 с.

  7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). М.: Педагогика,1984. 352 с.

Интернет - ресурсы

  1. Открытый банк заданий ОГЭ. URL: fipi.ru/; (дата обращения 17.10.2012)

  2. Открытый банк заданий ГИА. URL:opengia.ru/; (дата обращения 25.09.2013)

  3. Готовые тренировочные тесты для выпускников 9-го класса. URL: sdamgia.ru/; (дата обращения 17.12.2014)


Перечень материально- технического обеспечения


  1. Презентации-тренажёры для подготовке к ОГЭ.

  2. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015год. Тексты для прослушивания. М.: «Легион», 2014. 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM)

  3. Репетиторы Кирилла и Мефодия - эффективная система для подготовки к экзаменам. М.: Кирилл и Мефодий, 2011. 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM)


Календарно-тематический план


№п/п

Кол-во

часов

Тема занятия

Виды контроля

Дата

Корректировка

1

1

Введение. Значение курса. Особенности ОГЭ 2015 года по русскому языку: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки.




2

1

Текст. Сжатое изложение. Микротемы текста.




3

1

Приемы сжатия текста. Исключение. Обобщение. Упрощение.

Практическая работа



4

1

Приемы работы с текстом. Анализ работ.

Практическая работа



5

1

Текст. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Критерии оценки. Алгоритм работы над сочинением.




6

1

Сочинение-рассуждение по фрагменту текста. Композиция сочинения. Аргументы.

Элементы сочинения



7

1

Сочинение-рассуждение о лексическом значении одного слова. Аргументы. Способы оформления.

Элементы сочинения



8

1

Написание сочинения-рассуждения.

Практическая работа.



9

1

Анализ работ.




10

1

Комплексный анализ текста. Тестовые задания. Понимание текста. Обоснованный ответ на вопрос.

Задание 2.

Тестирование



11

1

Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы.

Задание 3.

Тестирование



12

1

Нахождение средств выразительности в тексте.

Практическая работа.



13

1

Правописание приставок. Задание 4.

Тестирование



14

1

Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях.

Задание 5.

Тестирование



15

1

Группы слов по происхождению. Стилистически нейтральные синонимы. Антонимы. Задание 6.

Тестирование



16

1

Способы подчинительной связи в словосочетании. Задание 7.

Практическая работа



17

1

Грамматическая основа предложения. Виды односоставных предложений. Задание 8,11.

Устный опрос



18

1

Предложения с однородными членами. Задание 9.

Практическая работа



19

1

Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.

Практическая работа



20

1

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Задание 12.

Устный опрос



21

1

Практикум по пунктуации.

Практическая работа



22

1

Предложения с однородным подчинением придаточных. Задание 13.

Практическая работа



23

1

Предложения с последовательным подчинением придаточных.

Задание 13.

Практическая работа



24

1

Сложные предложения с различными видами связи. Задание.14.




25

1

Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты.

Тестирование



26

1

Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты.

Тестирование



27

1

Работа над изложением. Сжатое изложение.

Изложение



28

1

Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками.




29

1

Особенности сочинения-рассуждения. (Повторение)

Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.


Сочинение



30

1

Практикум. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение



31

1

Практикум. Сочинение-рассуждение по фрагменту текста.

Сочинение



32

1

Практикум. Сочинение-рассуждение о лексическом значении одного слова.

Сочинение



33

1

Диагностическая работа

Тестирование



34

1

Анализ ошибок




Итого

34






Примерный вариант занятий по курсу

Разработка 1 занятиядля 9-го класса

(урок № 11, раздел 4 «Комплексный анализ текста»)


Тема: Средства выразительности

Цель: Повторить и закрепить сведения о средствах выразительности, полученные в ходе изучения курса русского языка и литературы основной школы.

Задачи:

- Познакомить с «опознавательными признаками» основных средств выразительности;

- Отработать умение находить их в текстах художественной литературы;

- Развивать познавательную активность учащихся.

Методы и приемы:

- Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя и др.).

- Репродуктивный (применение знаний на практике).

- Частично-поисковый.


Ход занятия

  1. Орг. момент

  2. Повторение теоретических сведений

ЭПИТЕТ (греч.Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

В качестве эпитета могут выступать:
-прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, этаскуд- ная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
-причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
-существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:

Вот он, вождь без дружин

(М.Цветаева);

Молодость моя!

Моя голубка смуглая!

(М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом:

Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная!

(А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

- образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;

- создать атмосферу, настроение: хмурое утро;

- передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?" (А.Пушкин);

- совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.

Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.

(А.Ахматова)

"Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца." (А. Чехов)

"И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…" (В. Шукшин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры .

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

«Как белое платье пело в луче…»

(А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём ты сетуешь безумно?

(Ф.И.Тютчев)

ГИПЕРБОЛА (греч.Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам.

Пример: У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».

(Н.В. Гоголь.«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

ЛИТОТА(греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

МЕТАФОРА (греч.Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневуюцветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

(С.Есенин."Не жалею, не зову, не плачу")

"(...) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".

(М.Булгаков."Белая гвардия")

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.

  • Я в этом деле собаку съел! А вы говорите, что я работаю спустя рукава.

  • Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!

3.Практическая часть.

(работа в парах).

Карточка № 1

1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:

1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор?
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие
3. Художественное, образное определение- это …

1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение.
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1) метонимия; 2) перифраза; 3) синекдоха; 4) метафора
5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи:

1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?

Карточка № 2

№1.Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)
1) олицетворение; 2) синекдоха; 3) сравнение; 4) аллегория

№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово. (А.Ахматова, 1945)
1)метонимия; 2) оксюморон; 3) аллегория; 4) эпитеты;


№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)
Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?
1) парцелляция; 2) повторы; 3) эпитеты; 4) синонимы.


№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?
«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но обще¬ние с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пере¬свистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский.)
1) устаревшее слово, инверсия, эпитеты; 2) лексические повторы, олицетворение, ряды однородных членов; 3) параллелизм, сравнение, метафора; 4) оксюморон, антонимы, лексические повторы

№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:
Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)
1) инверсия; 2) риторический вопрос; 3) лексический повтор; 4) сравнение; 5) литота; 6) анафора, 7) антонимы; 8) риторическое обращение
1) 1, 2, 5, 7, 8; 2) 2, 4, 5, 6; 3) 1,3, 6, 7, 8; 4) 4,6,8

4.Итог урока

5.Д.З. Составить карточки-информаторы по наиболее трудно запоминающимся средствам выразительности























Разработка 2 занятия для 9-го класса

(урок № 13, раздел 4«Комплексный анализ текста»)

Тема :Правописание приставок.

Цель : обобщение ранее изученного о правописании приставок

Задачи:

- отработать правописание на стыке приставки и корня гласных Ы, И; приставок пре-, при-, приставок на -з и -с, одновариантных приставок;

-развивать орфографическую зоркость школьников;

-обогащать их активный словарь.


Ход урока:

1.Орг.момент. Эмоциональный настрой на восприятие материала

2.Орфоэпическая «минутка».

Говори правильно:

  1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя 2) каталог 3) августовский 4) пуловер

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех 2) на прОстынях3)они прАвы 4) свежие тортЫ

Проблемный вопрос:

В какой ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться

3.Распределение приставок на группы:

1) Неизменяемые (одновариантные)

Оттирать-ототрёшь

Подзывать-подозвать

Взбираться-взобраться

Сдирать-содрать

2) На З и С (двухвариантные)

На -з:

чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.

На -с:

бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.

Исключения: здесь, здание, здоровье, ни зги

Лингвистическая задача:

-Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить беззвездный расщепить

Изрезать бессонный расчистить

Беспечный рассветает расчертить

Безголосый иссушить бесшумный

Словарная работа:

И..рисовать, и..черпать,

во..гораться, во..пылать

бе..звучно ,бе..шумно

ни..вергаться, ни..падать


Провокационная роль предлогов в написании приставок

Из-под нависших бровей - исподлобья


Диктант на замену. Допишите пары:

Без воды -

без паспорта -

без смысла-

без сна-

без шума -

без забот

Без души и без сердца-

3)Удвоенная согласная

Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой ( все слова на з-,с-)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили - ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили - ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж - ну который -март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

24 марта 1925 г.


4) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

ПРИ-:

1)немного;

2)близость;

3)присоединение;

4)до конца.

ПРЕ-:

1) пере-;

2)очень.

Различай:

Пре- При-

Претворить в дело притворить дверь

Пребывать прибывать

Презирать призирать

Преступить приступить

Преумножить приумножить

Преклонить приклонить

Предавать придавать

Претворить притворить

Преемник приёмник

Преходящее приходящее

Презреть призреть

Словарная работа:

Превентивный -предупреждение чего-либо, предохранительный.

Превалировать - преобладать, иметь перевес.

Претендент - лицо, которое претендует на что-нибудь.

Приоритет - первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

  1. Закрепление.

пре- при-

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань).

2) Исключительное право(прерогатива)

3) Глава государства (президент)

4) Первенство (приоритет)

5) Подарить (презентовать)

6) Граница (предел)

7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

8)Купить (приобрести)

9) Затруднение (препятствие)

10) Предисловие (преамбула)

11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

12)Льгота (привилегия)

13) Помеха (препятствие)

14)Легенда (предание)

15)Продолжатель (преемник)

16)Первое представление (премьера)


«Ы, И после приставок»

Вдруг раздался страшный рык-

Это «Ы» прогнало «И»

От приставок на согласный:

Был тут «иск» - стал «розЫск».

Ясно?!

Лишь исключение «взИмать»

С буквой «И» надо писать.

- «ъ, ь после приставок»

Приставки -иностранки:

ДЕЗ- ИН-

КОН- КОНТР-

ПАН- ПОСТ-

СУБ- ТРАНС-

СУПЕР- РЕ-

А приставки ИНОСТРАННЫЕ

(СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) -

Все дамы странные,

Уж такие утонченные

(ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),

В «И» влюбленные!

Ты внимательно смотри:

После «иностранок» - «И»

К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-

СВЕРХИзысканнее всех!

СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо

Дружат с «И» они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется «И»:

медИнститут

госИздат

финИнспектр

санИнспекция

самИздат

Выбери Ы или И.

Пост..нфарктный-пред..нфарктный

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1)с..трудник, с..гласие, н..ладить

2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..спектор, с..грать

4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.


  1. Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»

5.Итог занятия

6. Д.З. Составить тест на правописание одного из видов приставок



© 2010-2022