Исследовательский проект по литературе Там на неведомых дорожках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект по литературе Там на неведомых дорожках

Содержание


  1. Введение……………………………………………………….2

  2. Образ Бабы Яги, костяной ноги:………………………………..3-6

  • истоки образа Бабы Яги………………………………3-4

  • место жительства……………………………………5

  • типы Бабы Яги в русских народных сказках…………...6

  1. Заключение…………………………………………………….6

  2. Литература……………………………………………………7







































Введение.

Сказки - прекрасное творение искусства. Как жанр УНТ сказка очень любима детьми. А русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Я тоже любила в детстве читать сказки, но никогда не задумывалась, откуда взялись сказочные герои? Почему они так называются?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора, Баба- Яга- это герои практически всех сказок. Кто сравнится с этими удивительными персонажами из русских волшебных сказок!

Слушая сказки, мы привыкли, что Баба - Яга необходимый персонаж волшебных сказок. В этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Мне захотелось узнать больше, познакомиться поближе с этой героиней.

Поэтому тема проекта: «Там, на неведомых дорожках» (Образ Бабы- Яги в русских народных сказках)

Цель: проанализировать образ Бабы - Яги в русских народных сказках и определить истоки и назначение этого образа

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

- как появилась Баба - Яга;

- узнать, где жила Баба - Яга;

- какой у нее характер.

-Определить разнообразие образов Бабы-Яги.

Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок, энциклопедии, Интернет.

Данная работа может помочь учителям на уроках литературного чтения, изобразительного искусства и интересна детям.











Образ Бабы - Яги, костяной ноги.

Истоки образа Бабы- Яги.



Во времена языческих богов, Бабу- Ягу считали злым духом. В словаре Владимира Ивановича Даля написано: « Яга или Яга-Баба, баба яга, ягая и яговая или ягиниша и ягинична, род злой ведьмы, злой дух, под личиной злой старухи. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут её черти, под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж, кто видит Ягу становится нем.».

Согласитесь, не слишком лицеприятный образ создает Вл. Даль в словарной статье о Бабе- Яге. Стоит рассмотреть образ этого сказочного персонажа повнимательнее.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что существует несколько версий происхождения образа Бабы- Яги.

Версия № 1. Баба -Яга - древнее славянское божество. Имя Яга, по мнению ученых, может происходить от санскритского «змей». Предполагается, первоначально она была божеством смерти и представлялась в виде женщины со змеиным хвостом, которая жила на границе мира живых и царства мертвых, стерегла вход в подземный мир. Есть предположение, что «проблема» Бабы -Яги с ногами (Баба -Яга - костяная нога), связана с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Сначала Баба - Яга ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем - ездить в ступе по земле. Костяная нога Бабы - Яги - это атрибут смерти, мертвой ноги.

Версия № 2. В славянском мифологическом словаре - Баба - Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка - врата в подземное царство, которое славяне называли Навь. В других мифах и сказках Баба- Яга - это тощая носатая старуха-волшебница с растрепанными волосами, горящими злобой глазами. Баба Яга - страшилище, сидящее в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает двух своих внучек, которых ей приписывали.

Версия № 3. Под влиянием христианства Баба - Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, людоедку, которая живет в таёжных лесах, где на белом мху-ягеле растет ягода, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и мха старушку, отшельницу и знахарку, назвали Бабой - Ягой.

Версия № 4. Еще одним прообразом Бабы- Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы -Яги.

Версия № 5. Есть версия, что происхождение образа Бабы- Яги уходит корнями в далёкие времена, когда на Руси было татаро- монгольское нашествие. Образ кочевников нагонял страх на русские племена. Они налетали как вихрь, уводили в плен женщин и детей, сжигали деревни. Часто они были одеты в меховые шапки с хвостами, в длинные платья, у них были длинные волосы. По - татарски дедушка- «бабай», «яга» (глагол)- поджигать. Дети очень боялись «бабаев», и, вероятно,их образ отразился в сказках, в преданиях как образ злого персонажа. И сейчас иногда маленьких детей пугают «бабайкой».

Характер у неё скрытный и нелюдимый, голос грубый. Большую часть времени проводит дома, сидя на печи. Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся её, но когда очень нужно, приходят за помощью. Если в добром настроении, то доброму молодцу, который зашел к ней, загадки загадает, тайны приоткроет, накормит-напоит.

Имеет физический недостаток - «костяную» ногу и ей удобнее не ходить, а летать. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила(например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. Выехала из лесу Баба -Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.»

«Василиса Прекрасная»

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «пе­репекания ребенка»,совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. «Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба - Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку, на самом деле - отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.

«Перепекание ребенка» - древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, больного младенца. В других - отправляли в печь всех подряд новорожденных.
Рождение ребенка уподобляли выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно - бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других - самой матери, в третьих - самой старой женщине в селении.

Где живет Баба - Яга.

« Ехал по долам, по горам, по зеленым лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка на «курьих ножках, на бараньих рогах…»

«Иван-Быкович»

Согласно сказкам, Баба -Яга живет в густой и непроходимой чаще. По одной из версии: «На границе двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга.»

Баба - Яга - сторож границ, она охраняет вход в тот далекий мир.

Вход идет через избушку. Вот почему, чтобы войти герою нужно произнести слова: «Избушка, избушка, поворотись к лесу задом, ко мне передом…».

Избушка на курьих ножках стоит в лесу, как раньше строили и строят охотники, на столбах или высоко срубленных пнях, без окон, без дверей, чтобы лесные звери не растащили добычу и припасы. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба -Яга «нос в потолок». Скорее всего, Яга жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла, не было помощников. Как известно, избушка Бабы - Яги стоит на курьих ножках, и художники в иллюстрациях к сказкам изображают эти ножки в виде куриных лапок. Но название, скорее всего, произошло от «курных» ножек, то есть окуренных дымом для особой крепости столбов, на которых древние славяне ставили срубы домов.

Баба-Яга внутри своей избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет».

Лес, который продолжается за ее избушкой, - страшный дремучий лес иного мира. Поэтому герою всегда грозит опасность не вернуться назад и никогда не увидеть белый свет. И именно поэтому так важны советы Бабы -Яги и дары - клубочек, который путь укажет, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебный платочек. Пройдя испытания в избе Бабы -Яги, человек наделяется многими волшебными дарами-качествами, подчиняет себе разных обитателей иного мира и одолевает страшных чудовищ.



Типы Бабы - Яги в русских народных сказках

В сказках Баба -Яга может быть не только злой, но и доброй.

« Послушай же, ступай по тропинке.

И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.» ( «Василиса Премудрая»);

«- Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

- Спасибо тебе, бабушка!

- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать - не продавай, а просись Финиста - ясна сокола повидать.» («Финист - ясный сокол»).

Анкетирование учащихся 1-5 классов доказала общепринятое мнение об образе Бабы - Яги. 28 учащихся думают, что Баба - Яга - злая, а 2 - добрая. 18 учащихся из 26 не боятся эту героиню сказок. 19 опрошенных считают, что в сказках Баба - Яга нужна для того, чтобы пугать детей, 9 - для плохих дел и пакостей, а 2 ответили, чтобы было весело. Анкетирование показало, что ребята нашей школы знают много сказок, где героиня - Баба - Яга.

Заключение

Прочитав и проанализировав литературу, я выяснила, что сказочный образ Бабы -Яги возник в далекой древности, как образ смерти - страшный и пугающий. В русских народных сказках Баба-Яга не всегда злая ведьма. Она может быть и доброй, и злой. Часто помогает герою, спасает его. Конечно, Баба - Яга совершает много злых дел. Но в любой сказке добро побеждает зло. Есть такие сказки, где Бабу - Ягу обманывают даже дети.( «Гуси- лебеди») .

Зачастую в сказке Бабе -Яге отводится всего один - два эпизода, но без нее сказка не состоится - герой пути не найдет, волшебного помощника не получит, царевну не спасет. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ей отведено, Баба -Яга является чуть ли не центральным персонажем волшебной сказки.

Подводя итог этой части работы, могу сказать о важности и незаменимости этого образа для русской волшебной сказки. Она и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы -Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя.

И еще один вывод сделала я. Сказки - чтение удивительное и захватывающее, но не менее захватывающим является изучение истории сказки и истории ее персонажей.

Литература:


Исследовательский проект по литературе Там на неведомых дорожках

8

© 2010-2022