Открытый урок в 6 классе на тему Их именами славится Россия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл













Открытый урок


русского языка в 6 классе по теме:

«Их именами славится Россия…

Имя существительное»





Разработала: Янцитова Ирина Евгеньевна,учитель

русского языка и литературы первой квалификационной категории



2014 г.


Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Их именами славится Россия…Имя существительное»

Дата проведения: 14 мая 2011 года

Цели урока:

Образовательные: 1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по

теме «Имя существительное».

2. Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

  2. Развивать умение грамотно пользоваться именами существительными в речи.

  3. Развивать умение работать как самостоятельно, так и коллективе (фронтальная, коллективная и индивидуальная работа).

  4. Формировать навыки выразительного чтения.

  5. Обогащать словарный запас школьников.

Воспитывающие.

  1. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся, любовь к малой родине, к землякам-героям.

  2. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок - практикум

Методы обучения: частично-поисковые, эвристические методы.

Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества; личностно-ориентированное обучение.

Универсальные учебные действия:

Личностные: уважение к истории страны, чувство гордости за свою страну, свою малую родину, стремление к речевому самосовершенствованию, формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня.

Регулятивные: соотносить цели и результаты деятельности, определить степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывание информации, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: работа с информацией, поиск информации из различных источников, понимание информации, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Формы организации работы учащихся:

-групповая и индивидуальная деятельность учащихся;

-фронтальная

Дидактические средства: проектор; экран; компьютер; кадры из фильма, выставка краеведческой литературы, портреты героев, толковый словарь.

Методическая литература: М.М. Разумовская. Русский язык. 6 класс, Поурочные планы по программе М.М. Разумовской, 6 класс, Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс, универсальное издание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Эпизоды из кинофильма о Герое России Валерии Иванове( показ эпизода из фильма)

  3. Вступительное слово учителя и сообщение темы, цели урока.

Учитель. Проходит Вахта памяти. Мы вновь и вновь вспоминаем защитников Отечества, особенно наших героев-земляков.

На землю приходят одни, чтоб уйти.

Другие уходят, чтобы вернуться.

Вернуться в граните, вернуться в стихах

И в память народную чтобы вернуться. В. Якимов. (Слайд)

Сегодня проведём урок «Их именами славится Россия», урок-практикум по теме «Имя существительное». Повторим изученное об имени существительном на основе краеведческого материала. Приведём в систему знания об имени существительном, научимся их применять на практике.

Открываем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.

  1. Учитель. А теперь послушайте текст о наших земляках. Это была статья в газете о подвигах наших Героев-земляков. Написала ученица 7 класса.

А вы, ребята, должны запомнить имена существительные, некоторые можете записать в тетрадь. В тексте много имён существительных, они помогают построить текст.

- Чтение текста учеником.

Затем ребята читают свои выписанные существительные.

  1. Устный опрос о существительных.

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Какие морфологические признаки имеют существительные?

- Как изменяются имена существительные?

В тексте были собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевлённые, назовите их? (Ответы ребят)

  1. Письмо предложений под диктовку и выполнение заданий: найти существительные, определить род и число.

Ах, дембель, ах, дембель!

Лишь сутки остались,

Чтоб снова вернуться домой.

Последние сутки вечными стали -

Рванулся в бессмертный ты бой. (Слайд)

( Это слова нашего земляка, поэта Виктора Якимова.)

Обратим внимание на слово дембель. Что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю.

Дембель - демобилизация по истечении срока срочной службы.

Вот вы тоже, мальчики, вырастите и станете служить в армии, затем через некоторое время тоже станете дембелями.

Как определяем род существительных с Ь знаком на конце? ( Ставим в родительном падеже - дембеля, например, камень-камня, рубль-рубля)

Сутки - ( это существительное, оно используется только во мн. числе; Назовите ещё такие сущ.- брюки, ножницы, санки, переговоры.)

  1. Разбор словосочетаний. К доске приглашается ученик.

  2. Очень много существительных используютя в составе словосочетаний. Разберём с/с.

Славные герои, настоящий мужчина

  1. А сейчас отправляемся на экскурсию в д. Большой Олыкъял. (Слайд)

- Физкультминутка.

Учитель. Мы с вами знаем, что это небольшая деревенька, в котором родился, жил и работал Герой Советского Союза З.Ф. Прохоров. И это также родина Героя России Валерия Иванова. Родители Валерия Вячеслав Иванович и Нина Николаевна учились в той же Большеолыкъяльской начальной школе, что и Зинон Прохоров. Много слышали о своём знаменитом односельчанине от своих родителей, учителей. Но не знали они и не могли знать, что много лет спустя их сын Валерий на другой войне совершит такой же подвиг.

Ребята, мы должны войти в музей. (Слайд) В музей войти имеют право только те, кто правильно выполнит задания. Восстановите окончания слов.

Слайд.

Очевидец подвига Сергей Гаврилович Прокопчук рассказал нам о бессмертн… подвиг… З.Ф. Прохорова. Продвижению бойц… мешал сильн… пулемётн… огонь. Гвардии лейтенант Прохоров со связкой противотанков… гранат в руке пополз на огнев… точк… противника.

Учитель. Теперь выходим из музея и подходим к аллее Героев. ( Слайд) Подойти может тот, кто выполнит следующее задание.

- Определите падеж существительных первого предложения.

Очевидец (им.п.) подвига(д.п.) Сергей Гаврилович Прокопчук(им.п.) рассказал нам о бессмертном подвиге(п.п.) З.Ф. Прохорова.

(Ответы ребят и проверка)

  1. Вновь возвращаемся в Карай, заходим в школьный музей им. Прохорова. Нас встречает завмузеем Гордеева А.В., учитель истории и географии. Мы с вами в музее побывали неоднократно, ещё раз вспомним наших героев и выполним такое задание: определите склонение существительных.

Существительные даются в табличках. Война (1 скл, ж.р.), подвиг (2 скл, м.р.), гордость (3 скл, ж.р.), путь (разноскл.), пламя (разноскл.), кино (нескл.)

  1. Работа с учебником.

Откройте учебники, давайте вспомним правило НЕ с существительными. Далее составим предложения, используя НЕ с существительными.

Появилась ненависть к фашистам.

Неприятель численно превосходил нашу дивизию.

Он нам не приятель, а враг.

  1. Перед вами выставка книг (Назвать книги).

Кто подробно хочет знать, изучить героев, читайте эти книги.

Выпишем предложение из книги и выполним морфологический разбор существительного.

Книга - прекрасный и своеобразный подарок её авторов юбилею и землякам Героя.

Юбилею - сущ., нач.ф. - юбилей, нариц. , неодуш., 2 скл., м.р., ед.ч., д.п., дополн.

  1. Итог урока и оценивание.

Итак, мы повторили имена существительные. Много узнали о наших земляках - героях. Ребята, вы все были активные на уроке (Оценки)

Вывод: Мы будем всегда помнить и чтить память наших Героев, их именами всегда будет славится Россия. (Слайд и фото)


© 2010-2022