Методическая разработка проведения Урока письма

В современных условиях появились новые средства коммуникации, с помощью которых помимо традиционной почты можно передавать сообщения. Это телефакс, электронная почта, пейджер, факс-модем. Поэтому происходит сокращение письменного межличностного  общения. Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается  фактическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера.  В древности для передачи новостей существовало несколько способов — дым костров, сигнальные огни, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

проведения Урока письма учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова города Георгиевска

Коробкиной Любови Анатольевны


Тема: «Письмо - это средство общения».


Цели:

1. Возродить традиции эпистолярного жанра.

2. Выработать навыки правильного написания личного письма.

3. Раскрыть ценности разговорного стиля как носителя литературного языка.


Ход урока.

1. Организационный период.

2.Слово учителя. В современных условиях появились новые средства коммуникации, с помощью которых помимо традиционной почты можно передавать сообщения. Это телефакс, электронная почта, пейджер, факс-модем. Поэтому происходит сокращение письменного межличностного общения. Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается фактическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера.

В древности для передачи новостей существовало несколько способов - дым костров, сигнальные огни, устное сообщение. Потом для передачи важных сообщений стали посылать пеших и конных гонцов. С появлением письменности гонцы стали доставлять письма. В России X в. каждый крестьянин определенное число дней в году должен был бесплатно предоставлять княжеским гонцам лошадь с повозкой. Такой налог назывался «повоз».

В XIII в. была организована ямская гоньба: гонцы скакали от одного населенного пункта к другому, передавая сообщение из рук в руки как эстафету. Спустя еще 300 лет на Руси появился Ямской приказ - специальная служба, доставлявшая сообщения в разные концы страны. В 1665 г. были открыты первые регулярные почтовые маршруты между крупными городами России, письма стали доставляться не только в учреждения, но и частным лицам.

В 1653 г. впервые появился почтовый ящик. Его изобрел француз Ренуар де Виллайс. В XVI-XVII вв. письма доставляли почтовыми каретами. С 1830 г. на смену каретам пришли железные дороги, первые почтовые вагоны, в которых попутно сортировали письма по станциям.

В 1840 г. в Англии Р. Хилл изобрел почтовую марку: теперь почтальонам не нужно было разыскивать адресата лично, чтобы взять с него плату за пересылку. Писем стали посылать намного больше, а плата за пересылку уменьшилась.

Однако, во время Великой Отечественной Войны все марки были отменены, и письма солдаты отправляли, , сложив листочек треугольником (показать, дать детям попробовать сложить).

Учитель: Почему я обратилась к данной теме?

Наша речь делится на разговорную и книжную. На уроках русского языка и литературы мы говорим об особенностях книжной речи на примерах художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей. И если поставить на чашу весов книжную и разговорную речь, то первая, естественно, перевесит.

Разговорная речь используется:

1. Один на один.

2. В неофициальной обстановке

3. В непринужденной беседе.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме - записками, частными письмами.

Одним из видов общения является письмо. (Обратите еще раз внимание на тему урока, записанную на доске).

А возникло письмо, потому что людям надо было общаться на расстоянии. Сегодня мы будем говорить о письме личном.

Подготовленный ученик читает отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

«Милый дедушка, Константин Макарыч!

Пишу тебе письмо. Сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню…

Я буду тебе табак тереть, богу молиться… А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам…

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:

Константину Макарычу.

Учитель: Но это письмо не дошло. Почему, сегодня знает любой мальчишка. На конверте не были указаны адресат и адресант. Значение этих паронимов посмотрим в словаре С.И. Ожегова.

Сегодня я хочу вам подсказать, что в личном письме главное.

Обратите внимание на доску, где написаны основные особенности личного письма.

Учитель: Как вы думаете, что является главным в письме?

Ученик: Тон.

Учитель: Конечно, он начинает проявляться с самого начала, с обращения.

Это зависит от того, кому адресовано ваше письмо.

Ученик читает стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери».

Учитель:

1). С каким приветствием сын обращается к матери (Привет тебе, привет!)

Как к близкому другу. Или «ничего, родная, успокойся…» То есть тон уже задан. Уже от сердца матери отлегло. Этому способствуют и глаголы повелительного наклонения, которые не приказывают, а умоляют и тем самым вселяют веру, успокаивают

«- родная, успокойся,

- не грусти так шибко обо мне…

- не ходи так часто на дорогу…»

2). Вспомните кинофильм известного режиссера Мотыля «Белое солнце пустыни». Всего одно обращение из письма Сухова «Разлюбезная Екатерина Матвеевна!» Сколько любви, уважения, верности, тихой заботы в одном обращении!

В письмах Марины Цветаевой старшей дочери Ариадне не раз встречаем «Милая Аля!»

Много еще можно привести примеров из личной жизни писателей, поэтов, композиторов.

Сегодня, к сожалению, забыт такой жанр, как эпистолярный роман. Но редко какое произведение обходится без письма.

3). Назовите произведения А.С. Пушкина, где одним из средств общения является письмо. («Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»).

Учитель: Большое значение письму Татьяны Лариной придавал Перт Ильич Чайковский. Он даже выделил его в отдельную арию. (Прослушивание «Сцена письма» П.И. Чайковский).

3. Вывод:

Таким образом, письмо - это средство выражения любви, уважения, внимания. Чаще всего, в письмах жалоба НЕ содержится: обиду, жалобу оставьте для устной беседы. «Со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться».

Повторюсь, что письмо относится к разговорному стилю. Под разговорным стилем обычно понимают особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. А общелитературная норма не признает грубой лексики, жаргона, сленгов и т.д.

4. Практическое задание (5-7 мин).

Учитель: Начните писать письмо.

Помните:

- задать тон уже с обращения;

- пользуйтесь памяткой.

Ученики зачитывают начало писем.

Письма могут отличаться краткостью и простотой. Невольно вспоминаешь слова А.П. Чехова «Краткость - сестра таланта». Можно привести в пример небольшое издание книги «Письма о добром» Д.С. Лихачева. Пусть эта книга будет у вас настольной.

5. Документальная страница.

- Говоря о письме, не могу не включить в этот урок документальную страницу. Марина Ивановна Цветаева говорила, когда родила сына : «Мальчиков баловать надо. Им, может быть, воевать придется…»

Пришлось воевать нашим мальчикам, выпускникам средней школы №1 города Георгиевска и во время Великой Отечественной войны, и в Афганистане, и в Чечне. И как приятно им было получать письма от любимых, от родных, которые являлись поддержкой в эти трудные для них времена.

Подготовленный ученик читает письмо К.Симонова «Жди меня».

6. Заключительный этап урока. Подведем итог урока.

Домашнее задание. Напишите письмо ветерану.


© 2010-2022