Разработка урока «Синтаксический разбор простого предложения»

Технологическая карта урока «Синтаксический разбор простого предложения» для 5 класса к учебнику русского языка авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.» В начале урока задаются проблемные вопросы о предложении из программы начальных классов. Для того, чтобы ответить на вопрос «Для чего нужно уметь делать синтаксический разбор предложения?», дети работают с учебником,отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу, работают у доск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Мотивация учебной деятельности.

Организующая:

1. Проверка готовности к уроку.

2. Принятие рапорта.

3. Приветствие.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделения содержательной области (могу).

1. Подготовка к уроку.

2. Выполнение команды.

2. Сдача рапорта. 3. Приветствие учителя.

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Вопросы:

1. Кто помнит, с чем мы познакомились на прошлом уроке?

Сегодня мы послушаем ваши письма, которые вы адресовали своим друзьям или близким.

2. А какие ещё виды писем вы знаете?

-Молодцы, вы справились с домашним заданием.

3.Распределительный диктант с использованием презентации.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Читают письма, написанные дома.




3. Один ученик работает у доски.

4. Самостоятельная работа.

5. Самопроверка.

6. Делают вывод о том, какую орфограмму повторили и по какому признаку распределили слова в 2 столбика.

1.Метапредметные:

выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

4. Физкультминутка.

Показывает упражнения.

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова - это два.

Руки вниз, вперед смотри - это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

Силой их к плечам прижать - это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Метапредметные: действия со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Регулятивные: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

3. Постановка проблемы.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления с помощью алгоритма синтаксического разбора предложения.

1.Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что записано там?

(На просторной равнине у реки стояла белая береза).

2.Как вы догадались, что это предложение? (Все слова связаны по смыслу и грамматически, имеется грамматическая основа и интонация конца предложения.)

3.Что мы знаем о предложении?

4. Какие бывают предложения по цели высказывания?

А по интонации?

5.Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

5. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

-Как вы думаете, почему я задаю все эти вопросы? Как они связаны с темой сегодняшнего урока?

6. Сообщение темы урока: «Синтаксический разбор простого предложения».

-Давайте попробуем сформулировать, для чего нам нужно уметь делать синтаксический разбор предложения?

5. На экране предложение: «С малой удачи начинается большой успех».

-Что вы можете сказать об этом предложении?

1.Отвечают на проблемные вопросы.

2. Слушают ответы товарищей, дополняют, поправляют.

3. Называют все известные признаки предложения.

3. Работа у доски (1 ученик).

4. Индивидуальная работа в тетрадях.

5. Самопроверка с помощью презентации.

Познавательные:

1.Подведение под понятия, распознавание объектов.

2. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

1.Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


4. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

1.Откройте учебник стр. 104, прочитайте.

-Что нового вы узнали? (Только порядок синтаксического разбора предложения).

2. Чтобы запомнить порядок разбора, выполним такое задание. Посмотрите на экран. Пред вами предложения.

1) Берег п...крывали к...мыши и осока.

2) Со...нце светит но (не) греет.

3) Ребята берегите природу!

-Что нужно сделать?

-Объясните постановку запятой во 2 и 3 предложениях.

-Что мы добавили к характеристике предложения? (Правильно, однородные члены в 1 и 2 предложениях и обращение в 3 предложении).

3. Перед вами на экране следующее задание.

-Прочитайте его внимательно.

-Что нужно сделать?

Составьте и запишите получившиеся предложения (можно по вариантам), а дома сделайте его синтаксический разбор.

1. Работа с учебником стр.104-105, упр.227, 228.

2. Ответы на вопросы учителя.

3. Проговаривание задания.

4.Самостоятельная работа: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор.

5. Работа у доски (2 ученика).

5.Взаимопроверка.

6. Синтаксический разбор по плану, данному в презентации.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых дополнений и исправлений в план и способ действия.

5. Рефлексия.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.











Домашнее задание: п.44, составить 5 предложений по теме «Школа» и сделать синтаксический разбор предложений.

Вопросы:

1. Исследование какой темы вели на уроке?

2. Какие понятия разобрали?

3.Удалось решить поставленную задачу?

4. Каким способом?

5.Какие получили результаты?

6.Что нужно сделать ещё?

7. Где можно применить новые знания?

8.Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

1.Отвечают на вопросы.

2. Анализируют свою деятельность и работу класса.

3. Делают выводы на основании практической работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Регулятивные: выделение и осознание того, уже усвоено, и того, что еще предстоит узнать, осознание качества и уровня усвоения.


© 2010-2022