Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы были музыкой во льду»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий литературно- музыкальной композиции «Мы были музыкой во льду», посвященной жизни и творче­ству поэтов серебряного века М. И. Цветаевой и Б.Л. Пастернака для учащихся 10-11 классов.

Автор: Кубышкина Любовь Владимировна, педагог-библиотекарь МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района РТ

Описание материала: предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по теме: «Жизнь и творчество поэтов серебряного века М.Цветаевой, Б.Пастернака».Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, библиотекарям школ.


Цель:

  • воспитание познавательной активности учащихся, пробуждение интереса к судьбе поэта, систематизация знаний творчества М.И. Цветаевой;

  • развитие творческого потенциала обучающихся и создание творческой среды для самовыражения.

Задач:

  • развитие навыка работы с литературными источниками; формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

  • обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, аудиозаписи, журнальный столик, свечи, оформлена книжная выставка «Стихи растут, как звезды и как розы…»

Звучит музыка Элегия А.Н.Скрябина

Ведущий 1.

Сплетение судеб двух великих поэтов... Всеоживляющая связь творчества соединила их, безжалостно разделённых временем в пространстве. К этой связи, звеньями которой стали стихи, письма и дневники Цветаевой и Пастернака, бережно и трепетно прикасаемся сегодня мы.

Ведущий 2.

Среди самых замечательных имен в русской поэзии XX века мы справедливо выделяем имя Марины Цветаевой. Трудно говорить о творческом искании поэта. Откуда начать? Где закончить?

Чтец.

Cтихотворение «Моим стихам написанным так рано…» (музыкальное сопровождение-И.С.Бах Хоральная прелюдия ля минор)

Ведущий 1.

8 октября 1892г. в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Ведущий 2.

Шло время, Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Главная страсть ее - книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, и любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком. В 1910 г. ,еще не сняв гимназическую форму, тайком от семьи Марина выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом», который заметили известные литераторы.

Ведущий 1.

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы - и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Романс «Под лаской плюшевого пледа» музыка А.Петрова

Ведущий 2.

Зрелый этап творчества Цветаевой- это пульсирующий , внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы, буквально телеграфная лаконичность, отказ от традиционной ритмомелодики. « Я не верю стихам, которые льются,- рвутся- да!»-писала Цветаева. Выбор такой поэтической формы был обусловлен тревогой, глубокими переживаниями, переполнявшими ее душу. Звуковые повторы, неожиданная рифма, порой неточная, способствует передаче эмоциональной информации.

Чтец.

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины».

Ведущий1.

Детские и юношеские годы Цветаевой и Пастернака в чём-то схожи. Например, и Марина, и Борис выросли в профессорских московских семьях. Матери у обоих были пианистками. Поэтому с ранних лет у них была тяга ко всему прекрасному - музыке, поэзии, изобразительному искусству. Но как по-разному распорядилась их жизнями Судьба.

Ведущий 2.

Борис Леонидович Пастернак - поэт, прозаик, переводчик, теоретик литературы -необыкновенно яркий и одаренный человек.

Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули его на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия.

«Второе рождение»- так он назвал одну из своих поэтических книг. В творческой жизни Б.Пастернака много было таких рождений. Его никогда не смущали потери, они только вели его к новым высотам духа.

Музыка- его первое рождение, его первая потеря.

Музыке отдано пятнадцать лет .

Поэзии - более полувека.

Музыка связана для него с потерями, поэзия- с завоеваниями. Он пронес сквозь всю жизнь любовь к музыке.

Мелодичность поэзии- отличительная особенность творчества Пастернака.

Ведущий1.

Судьба Пастернака удивительна и трагична: машина репрессий, не тронув практически ни разу самого поэта, безжалостно уничтожала дорогих и близких ему людей. Это о них, «замученных живьём», тосковала душа поэта, ставшая "усыпальницей" всех безвинно погибших. Это о них написаны стихи.

Мы были музыкой во льду.

Я говорю про всю среду,

с которой я имел в виду

сойти со сцены, и сойду.

Здесь места нет стыду.

Ведущий 2.

Бывает, встречая человека, ты не сразу понимаешь, что это твоё. Чтобы осознать это, должно пройти какое-то время, а вспыхнувшая позже страсть способна «сжечь» сердца влюблённых и пошатнуть судьбы их близких людей. Так и любовь двух гениальных поэтов, Цветаевой и Пастернака, стала для них одновременно и бедствием, и счастьем. Эта история любви длилась более десяти лет.

Звучит музыка Элегия А.Н.Скрябина

Ведущий 2.

Они встречались изредка и были мало знакомы. По словам Цветаевой: "Три-четыре беглых встречи - и почти безмолвных, ибо никогда, ничего нового не хочу. - Слышала его раз с другими поэтами в Политехническом Музее. Говорил он глухо и почти все стихи забывал. Отчужденностью на эстраде явно напоминал Блока. Было впечатление мучительной сосредоточенности, хотелось - как вагон, который не идёт - подтолкнуть «Да ну же...» и так как ни одного слова так и не дошло (какая-то бормота, точно медведь просыпается) нетерпеливая мысль: «Господи, зачем так мучить себя и других!». Пастернак, со своей стороны, также вспоминает случайность их первых встреч: «На одном сборном вечере в начале революции я присутствовал на её чтении в числе других выступавших. Я заходил к ней с каким-то поручением, говорил незначительность, выслушивал пустяки в ответ. Цветаева не доходила до меня.»

Ведущий 1.

С мужем у Марины Цветаевой отношения были непростыми. Их семейная жизнь состояла из встреч и расставаний. Сергей Яковлевич Эфрон был человеком одаренным. Однако внутренняя необустроенность, его метания в поисках самого себя, безусловно, сказывалась, в первую очередь и на судьбе близких ему людей. Выходец из семьи профессиональных революционеров, вынужденный жить вдали от родителей, рано потерявший родителей Сергей Яковлевич замкнулся в себе, внешне оставаясь общительным и открытым. Одиночество это разомкнула Марина. Рожденнный не в свою эпоху, но до фанатизма любящий Россию, он так и не смог принести ей пользу, равно как и своей семье.


Марина Цветаева писала в своём стихотворении, посвященном ему:
"В его лице я рыцарству верна
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху"
В мае 1922 года Цветаева уехала к обретённому вновь после многолетней разлуки, мужу в Берлин.

Романс «Генералам 12 года», музыка А.Петрова

Веущий2..

В один из тяжёлых жизненных периодов Борису Леонидовичу в руки попался томик стихов «Версты» Марины Ивановны. Он с упоение начал читать её стихи - в них он нашёл утешение и понял, что вот это она, родная и понимающая! Перед глазами тут же всплыли их мимолётные встречи, носившие шапочный характер, вспомнилось, и приглашение Цветаевой к себе домой незадолго до её отъезда в Берлин. Сначала Борис Леонидович хотел всё бросить и поехать в Берлин, его не страшило то, что денег только хватит на билет, ему было всё равно - лишь бы быть с ней рядом! Но разум все же победил эмоции, и Пастернак решил написать Цветаевой письмо. Так и завязалась их переписка.

Чтец.

Стихотворение «Версты».

Веущий1.

Темами первых писем были литературные новинки, жизнь в Москве-Берлине, комплименты по поводу удивительного поэтического дара каждого. Они оба увлеклись игрой слов, с мастерством актёров шаг за шагом выстраивая своё чувство. Расстояние в тысячу километров с каждым днём усиливало тоску, а духовная близость переродилась в любовь.

Ведущий 2.

Два человека- он и она! -равновозрастных, равномощных во врожденном и избранном поэтическом даровании, равноязыких, живущих бок о бок в одно и то же время, в одном и том же городе и в нем эпизодически встречающихся, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как самом крепком из земных объятий! Это была настоящая дружба, подлинное содружество и истинная любовь, и письма, вместившие их, являют собой не только подробную и настежь распахнутую историю отношений, дел, дней самих писавших, но и автопортреты их, без прикрас и искажений.

Тринадцать лет длилась эта переписка, достигнув апогея в 1926 году. Более ста писем... Это удивительная история Любви, Дружбы и Содружества, отраженная в письмах, прозе.

Цветаева потом напишет об этом: "Летом 26 года Борис безумно рванулся ко мне, хотел приехать - я отвела: не хотела всеобщей катастрофы".

Романс «Хочу у зеркала, где муть…» муз. Таривердиева М.

Звучит музыка С.В.Рахманинова

Девушка (читает сидя за столиком)

Не суждено, чтобы сильный с сильным

Соединились бы в мире сём.

Так разминулись Зигфрид с Брунгильдой,

Брачное дело решив мечом.

Юноша (читает стоя у окна)

Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина... Какие удивительные стихи Вы пишете! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще Вы возмутительно большой поэт! Я точно это знаю. О, как я Вас люблю, Марина! Так вольно, прирожденно, так обогащающе ясно. Так с руки это душе, ничего нет лучше, легче! Как хочется жизни с Вами! И, прежде всего той ее части, которая называется работой, ростом, вдохновением, познаньем».

Девушка

Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь своих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, то есть не могут быть ещё только чувствами.

Мой Пастернак, я может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом благодаря Вам! Ведь мне нужно сказать Вам безмерное: разворотить грудь. В беседе это делается путём молчания, а у меня ведь только перо.

Юноша

«Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше -«Знаю, умру на заре, на которой из двух» - и был, как чужим, перебит волною подкатывавшего рыдания, наконец прорвавшегося...

Простите, простите, простите! Как могло случиться, что, пле­тясь вместе с Вами следом за гробом Татьяны Федоровны, я не знал, с кем рядом иду?

Как странно и глупо кроится жизнь! Месяц назад я мог достать Вас со ста шагов...»

Девушка (встает и идет навстречу юноше)

«Недавно у меня был чудный день, весь во имя твое. Не расставалась до позднего часа. Не верь «холодкам». Между тобой и мною такой сквозняк. Как я тебя понимаю в страхе слов уже искажаемых жизнью, уже двусмысленных! Твое сторожкое ухо - как я его люблю, Борис!

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.

Вы надо мною, как большая тень,

Как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час

Все началось - и кончилось без Вас.

Юноша ( подходит к девушке)

Любимая - жуть! Когда любит поэт.

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет

Как во времена ископаемых!

Давай ронять слова,

Как сад - янтарь и цедру,

Рассеянно и щедро,

Едва, едва, едва.

Ведущий 1.

М.Цветаева и Б.Пастернак были оторваны друг от друга волею судьбы. Горечь разлуки, мечта о свидании - эти мысли пронизывают все стихи, которые они посвящали друг другу.

Чтец.

Стихотворение «Снег».

Романс «В огромном городе ночь…» муз.И.Коваль

Веущий2.

Судьба постоянно разлучала Цветаеву и Пастернака, а вдох­новение, поэзия связывала. И они переносились в другой мир, где были небожителями. Цветаева восклицала в письме: «Борис, Борис, как бы мы с тобой были счастливы и на этом и особенно на том свете, который весь уже в нас».А Пастернак, спустя годы после гибели М.Цветаевой, так и не мог поверить, что ее больше нет, потому что душой она оставалась с ним рядом до его самого последнего вздоха.

Чтец.

Стихотворение « Мне так же трудно до сих пор».

Мне так же трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей

Как скопидомной миллионершей

Средь голодающих сестер.

Что делать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть

В молчанье твоего укора

Упрек невысказанный есть

Всегда загадочны утраты.

В бесплодных розысках в ответ

Романс «Милый друг».

Ведущий 1.

Они простились 8 августа на Речном вокзале. Ни он, ни она даже представить себе не могли, как сложится их судьба спустя несколько лет. Пастернака ждали бесславные годы лишений и испытаний, Цветаеву - аресты близких людей и петля в Елабуге. От их любви остались лишь сотни любовных писем.

Чтец.

Стихотворение «Знаю, умру на заре! На которой из двух».

Ведущий 2.

Эпистолярный роман Бориса Леонидовича Пастернака и Марины Ивановны Цветаевой давно канули в прошлое, но остались произведения, рожденные этими мгновениями. Не в этом ли и есть великая сила Любви?!!!..

Звучит музыка Элегия А.Н.Скрябина, зажигается свеча

Чтец.

Стихотворение «Памяти Марины Цветаевой» Б.Пастернак.

Список используемой литературы.

1.Орлов,В.М. Цветаева. Судьба. Характер/В.Орлов.-.М.: Просвещение,

1990г.

  1. Пастернак,Б.Л. Стихи/Пастернак,Б.Л.-М.:АСТ:Астрель,2011.-539с.

3 Цветаева,М.И.. Слова и смыслы: Стихотворения/ М.И. Цветаева.-М.:ЭКСМО-Пресс,2002.-384с,ил.

  1. Цветаева М.И. Поэмы/ Цветаева М.И.,-М.:Дрофа:Вече,2002.-304с.

5 Энциклопедия для детей.Т 9.Русская литература.ч.2.20 век/Глав.ред. М.Д. Аксенова.-М.:Аванта+,2001.-688с.:


© 2010-2022