Рабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа


деятельности педагога


по работе со слабоуспевающими учащимися

в изучении русского языка.





Актуальная проблема нашей школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такой категорией учащихся.

В связи с этим создана Программа деятельности педагога по работе со слабоуспевающими учащимися в изучении русского языка.

Основная проблема - это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка; затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья; неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поощрение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков.

Цель программы: ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачей программы является создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

Принципы построения Программы - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

В Программе даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

Особенности неуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

  • отсутствие познавательного интереса;

  • не сформированы элементарные организационные навыки;

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника;

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

Перед нами возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.

Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

  • Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

  • Нужно выбирать разумные способы учебной работы, применяемые учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

  • Систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

  • Организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику?
-Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность учеников?

  • Разнообразить виды деятельности.

  • Проводить физминутки.

  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно - развивающий аспект

  • Рационально распределять учебный материал

  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

«Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого - одинаковые», - говорил русский педагог и психолог, академик П.П. Блонский

В связи с этим учитель должен:
Знать

- психическое развитие ребёнка:
- восприятие;

- внимание;
- память.

Стремиться

-понять и принять каждого ребёнка:
- уметь встать на позиции ученика;
- уметь вести непринуждённый диалог;
- стремиться к внешней занимательности;
- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
- учить работать со словарями и другим справочным материалом.

Проявлять:

- разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ученика.

В обучении применять:
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам.

Особое внимание обращаю на правило: НЕТ насмешливому тону!

При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Не обойтись при работе со слабоуспевающими учениками без дифференцированного подхода в обучении
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- при закреплении;
- при проверке домашнего задания;
- при самостоятельной работе.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи

  1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.

  2. Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

  3. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  4. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

  5. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  6. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

  7. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

  8. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

  9. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.


Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

  • карточек - заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

  • задания с выбором ответов;

  • карточки-тренажёры;

  • «карточки-конспекты»;

  • творческие задания.

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов:
- Отсутствие в классе отстающих учащихся;
- Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
- Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
- Развитие способностей учащихся

Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов:
- Большая подготовительная работа перед уроком
- Переработка содержания материала
- Дидактическое обеспечение
- Подготовка учащихся к такой форме работы;
- Педагогический мониторинг

Рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода

  • Трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

  • Индивидуальные дифференцированные задания.

  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Как следствие, на уроке появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание в учебном процессе.

Мероприятия по предупреждению неуспеваемости учащихся

Мероприятие

Сроки

Беседа с родителями "Причины школьной неуспеваемости", анкетирование родителей

сентябрь

Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости

сентябрь-октябрь

Беседа с учащимся "Что мне мешает учиться?"

сентябрь

Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические)

каждую неделю

Дополнительные занятия с учеником (разовые)

"Правила составления плана устного ответа"

"Как правильно работать с орфограммами"

в течение года

в начале учебного года

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность

ежедневно на разных этапах урока

Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию

на каждом уроке

Работа с учеником на уроке:

  • в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

  • при изложении нового материала: частое обращение к слабоуспевающим, привлечение их в качестве помощников

на каждом уроке

Организация самостоятельной работы на уроке:

  • разбивка заданий на дозы,

  • ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

  • ссылка на правила и свойства,

  • более тщательный контроль с указанием на ошибки;

  • выбор наиболее рациональных упражнений, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях,

  • использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий

в течение года

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия)

на каждом уроке

Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки

систематически

План работы со слабоуспевающими учащимися

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Выявление слабоуспевающих учащихся. Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием.

сентябрь

Организация работы со слабоуспевающими учащимися.

в течение учебного года

Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся.

ежедневно

Контроль и анализ ведения диагностических карт учащихся.

1 раз в четверть

Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими.

в течение года

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей.

октябрь, ноябрь, март

Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний учащихся.

в течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

в течение года

Привлечение школьного психолога для оказания психологической помощи слабоуспевающим.

по плану

Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах.

в течение года

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

- проведение индивидуальных бесед с родителями;

- посещение на дому семей слабоуспевающих учащихся

в течение года

Формы и методы работы со слабоуспевающими.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема слабоуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения.

У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь). ( приложение №1).

Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения. Для обоснованности этого утверждения надо провести "тестирование" и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.

Использование разнообразных дидактических игр (приложение №2), связанных с активным движением - хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (приложение №3). Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по словам К.Д.Ушинского "доставляет уму ребёнка полезные упражнения". Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (приложение №4).

В работе с слабоуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале.

Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках я использую слоговые таблицы (приложение №5).

Формирование речевой деятельности у слабоуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом - учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём - необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

  • О чём, о ком говорится?

  • Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

При использовании на уроках русского языка и литературы дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: "Мы начинаем новую тему" - учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке игры - путешествия, урока-КВНа.

Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.

Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает:

  • групповая работа.

  • уроки юного педагога, когда часть урока проводят сами ученики.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирают задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

На дополнительных занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.

Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.

Комплексный подход к решению проблем слабоуспеваемости это совместная работа педагога, психолога и, конечно же, родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

При работе с этими детьми придерживаюсь следующих Правил:

1. Верить в способности «слабоуспевающего» ученика и стараться передать ему эту веру.

2. Помнить, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.

3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.

4. Вселяя ученикам надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давать им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работа со «слабоуспевающими» детьми - это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.

6. Не гоняться за большим количеством новой информации. Выбирать из изучаемого материала главное, многократно повторять и закреплять его.

7. Уметь расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда можно получить и результат обучения.

8. Научиться управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.

9. Научиться привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложила материал, опросила сильных - посади их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

Также помню, что:

1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.









Приложение №1

Игры и упражнения направленные на развитие интеллекта.



Упражнение №1 «Не пропусти растение»

  • Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.

Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?»

  • Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.

Упражнение №3 «Внимательные руки»

  • Если в слове и- поднять правую руку;

  • й- левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:

лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон, златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.

Упражнение №4 «Закончи слово»

  • 6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.

Упражнение №5. «Перекличка-путанка»

  • Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры.

Упражнение №6 «Четыре стихии»

  • Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»- руки вверх, «огонь»- вращение руками. Кто ошибается , выбывает из игры.

Упражнение №7 «Слушай и исполняй»

  • Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.





Приложение №2

Дидактические игры.

Игра №1. «Не пропусти профессию»

  • Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

Игра №2. «Назови соседей»

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший называет соседей числа.

Игра №3. «Тропинка».

  • Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» - все дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего;

-«копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперед.

-«кочки» - дети приседают, положив руки на голову.

Игра №4 «Синий, красный»

  • Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :

- гласных, если мяч красный,

- согласных, если мяч синий.

Слова: ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.

Игра №5 «Зеваки»

  • Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.

приложение №3

РЕБУСЫ

Рабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языкаРабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языкаРабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языкаРабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Прочтите название русской народной сказки:

Рабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Прочтите название русской народной сказки:

Рабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Рабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языкаРабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языкаРабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языкаРабочая программа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

ШАРАДЫ

Если связано с водой,

Первой частью будет,

Во второй в нём отдыхают,

Развлеченьем служит!

Аква-парк

Старинное название,

Первой буквы вспомни,

А существо с фантастики,

Название напомнит!

Аз-бука

Вечер праздничный настал,

Танцевать пришли на бал,

Мягкий знак не позабудь,

Мажут им, его же пьют!

Бальзам

Огромная стройка когда-то была,

И Бам для страны был отвагой тогда,

Там шпалы и рельсы ровно сложили,

Бук хоть и хорош, но его не рубили,

Какую траву описать мы забыли?

Бам-бук

Из телеги кол торчит,

Бас по улице звучит,

«а» союз всё завершает,

Оболочку наполняя!

Кол-баса


Над головою словно купол,

Открыто, видно всё вокруг,

И небо над тобою всюду,

Свод место встречи произвёл!

Небо-свод


Чисто вымыла я пол,

Яна нам накрыла стол,

А потом пошли играть,

Место чудное искать!

Пол-яна

Семь по лавкам сидят,

Ложками по столу стучат,

Речь скорей не о еде,

А о кровном лишь родстве!

Семь-я

Первый тур уже прошёл,

Ник соперников нашёл,

Вроде простенький снаряд,

Подтянуться все хотят!

Турник

Оборону форт держал,

Пол очка в игре терял,

Слово спрятано в строках,

Это дверца, часть окна!

Форточка

Приложение №4

А. Шибаев СТИХОТВОРЕНИЕ-ШУТКА
"БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ"

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница -
Очень странные дела
Начали твориться...
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»

- Какое слово должно быть в стихотворении?(Ученик записывает ЗВЕРИ)

-Какая буква встала не на своё место?

-Что получилось при этой замене?(Ученик записывает ДВЕРИ)

- Оказывается, одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Было звери, стало двери. Послушаем другие стихи и найдём «заблудившиеся» буквы.(После каждого стихотворение проводится анализ слов и пары слов записываются на доске)

Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.

Сели в ложку - и айда!
По реке туда-сюда!

Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».

Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.

Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался
дом.
Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая,
пушки.
Ехал дядя без
жилета,
Заплатил он штраф за это.
Жучка
будку не доела,
Неохота, надоело.
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять
волов.
Я рубашку сшила
шишке,
Я сошью ему штанишки.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил
бочку.
На пожелтевшую траву
Роняет
лев свою листву.
Где обедал, воробей?
В зоопарке у
дверей.
На
волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Достать нелегко.
Забодал меня
котел,
На него я очень зол.
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную
горку.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился
гол.
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний
баран.
Под березами, где тень,
Притаился старый
день.
На поляне весной
Вырос
зуб молодой.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый
лук
С длинными усами.
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не
миска.
Пять
баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько...»
Мы собираем васильки,
На голове у нас
щенки.

- Интересные изменения происходят, если в слове одну букву заменить другой: слово меняет своё значение. Таких слов в русском языке очень много. Выполнив несколько заданий, вы убедитесь в этом.

1.Бочка (почка, точка, дочка)

2. Лапка (папка, шапка)

3.Ум (ус, уж)

4.Кот(ком,кон,кол)

-Какое слово задумано? (На доске записано слово с одной пропущенной буквой, например б…к.Дети должны угадать какое слово задумал учитель. Пытаясь найти слово, дети называют бык, бак. Каждый раз уточняется, что слово получается другое)

Слова для игры д…м, л…к, …ок, со…

- Метаграмма - это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.

Я цвет одинаковый часто имею:
и с г зеленею, и с к зеленею.
Но с я: вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить.
Лук - луг

С к - для тенниса я нужен,
С т - я сладок и красив снаружи.
Корт - торт

С т - его прочтём,
с д - мы в нём живём.
Том - дом

По реке по горной
С ю проплывём всегда мы,
С я меня ищи
На голове у дамы.
Шлюпка - шляпка





- У писательницы Н. Гернет есть рассказ «Что получилось?». Это не просто рассказ, а рассказ-задача. Решите ее.

Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они уже давно выучили все буквы и очень любили из них складывать разные слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы Е. Но только он и без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы Е разные другие буквы. «Прочитай!» - говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь маленькая.

Поставьте сбежавшую от Сережи букву Е в те слова, где ей полагается быть. Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место - и все теперь понятно.

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали сало. Нас ждали в соли. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

- Вот какие чудесные превращения происходят со словами, если буквы стоят не на своём месте.

приложение №5


Слоговая таблица

А

Я

О

ё

У

Ю

Э

Е

И

Ы

Б

БА

БЯ

БО

Бё

БУ

БЮ

БЭ

БЕ

БИ

БЫ

Б

В

ВА

ВЯ

ВО

Вё

ВУ

ВЕ

ВИ

ВЫ

В

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЕ

ГИ

Г

Д

ДА

ДЯ

ДО

Дё

ДУ

ДЮ

ДЕ

ДИ

ДЫ

Д

Ж

ЖА

ЖО

Жё

ЖУ

ЖЕ

ЖИ

Ж

З

ЗА

ЗЯ

ЗО

Зё

ЗУ

ЗЮ

ЗЕ

ЗИ

ЗЫ

З

К

КА

КО

КУ

КЮ

КЕ

КИ

К

Л

ЛА

ЛЯ

ЛО

Лё

ЛУ

ЛЮ

ЛЕ

ЛИ

ЛЫ

Л

М

МА

МЯ

МО

Мё

МУ

МЮ

МЭ

МЕ

МИ

МЫ

М

Н

НА

НЯ

НО

Нё

НУ

НЮ

НЕ

НИ

НЫ

Н

П

ПА

ПЯ

ПО

Пё

ПУ

ПЮ

ПЭ

ПЕ

ПИ

ПЫ

П

Р

РА

РЯ

РО

Рё

РУ

РЮ

РЕ

РИ

РЫ

Р

С

СА

СЯ

СО

Сё

СУ

СЮ

СЭ

СЕ

СИ

СЫ

С

Т

ТА

ТЯ

ТО

Тё

ТУ

ТЮ

ТЕ

ТИ

ТЫ

Т

Ф

ФА

ФО

Фё

ФУ

ФЕ

ФИ

ФЫ

Ф

Х

ХА

ХО

ХУ

ХЕ

ХИ

Х

Ц

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЕ

ЦИ

ЦЫ

Ц

Ч

ЧА

ЧО

Чё

ЧУ

ЧЕ

ЧИ

Ч

Ш

ША

ШО

Шё

ШУ

ШЕ

ШИ

Ш

Щ

ЩА

Щё

ЩУ

ЩЕ

ЩИ

Щ

ФИО ученика ____Шарифуллин Алмаз Фидаилович_________

Класс ___6___

ФИО классного руководителя _Тагирова Л. М._______________

Проблема ученика

  • не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности;

  • низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе;

  • отсутствие навыка (привычки) грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации);

  • медлительность в работе.

Индивидуальная работа с учеником:

Дата

Сделано на уроке

Задано на дом

Примечание

6 класс

05.09.

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

записать слова

проявление личного отношения учителя к ученику

14.09.

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопомощь)

выучить слова

проявление личного отношения классу

25.09.

  • Снижение темпа опроса

повторение пройденного

не задает вопросов по существу изучаемого

09.10.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах

показ достижений в развитии

22.10.

Разрешение дольше готовиться у доски

после проверки учителем в тетради выполнить указанное задание

не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи

11.11.

Беседа с классным руководителем

записать слова

не выполняет д/з

28.11.

Предупреждение о возможных затруднениях

выполнить работу над ошибками

проявление личного отношения ученика к учителю

18.12.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

прочитать текст

высказывание собственного мнения


  • Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

повторение пройденного

не активен и отвлекается

16.01.

Подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания

чтение текста

  1. анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

11.02.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями

выучить указанный материал

  1. проявление доверия к своим силам и возможностям

01.03.

  • Указание на необходимость актуализировать правило.

чтение правила

не может сказать, в чем трудность д/з

31.03.

Стимулирование оценкой

упражнение по устранению ошибок, допущенных в письменной работе

отмечаются положительные моменты в работе

12.04.

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах

не высказывает собственного мнения

30.04.

Стимулирование самостоятельных действий

после проверки учителем в тетради выполнить указанное задание

не выполняет предписаний

правила

20.05.

Указание на ошибки

выполнить указанное упражнение

не может проверить полученный ре­зультат

7 класс

04.09.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для упражнения

после проверки учителем в тетради переделать указанное задание

не может ответить на вопросы по тексту

18.09.

Стимулирование подбадриванием

записать слова

не может дать оценки своей работе

02.10.

Создание ситуации успеха на уроке

выучить слова

использование красочных рисунков

27.10.

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка)

после объяснения учителя выполнить указанное задание

показ достижений в работе

15.11.

Работа с дневником и тетрадью.

после проверки учителем в тетради выполнить указанное задание

не может воспроизвести определения понятий

29.11.

Проверка д/з, исправление.

выполнить упражнение в соответствии с заданием

часто не выслушивает

и не отвечает на вопросы

11.12.

Консультации для родителей.

выучить теоретический материал заданного параграфа

не понимает текста

17.12.

Проверка в ходе урока степень понимания основных элементов излагаемого материала

упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах

не внимательно слушал объяснения учителя

27.12.

Подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания

чтение текста

  1. анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

13.01.

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (обмен мнениями)

выполнить упражнение в соответствии с заданием

высказывание собственного мнения

20.01.

Стимулирование похвалой

пересказ отрывка

использование наглядности

27.01.

Беседа с психологом

пересказ текста

не читал текст

03.02.

Работа с дневником и тетрадью.

записать слова

  1. анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

12.02.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах

показ достижений в работе

15.02.

Использование карточек-помощников, вовлечение в игровые ситуации, соревнования

отгадка загадок

не может воспроизвести определения понятий

24.02.

Использование на уроках, тестов (разного уровня)

решение тестов

показ достижений в работе

03.03.

Индивидуальные консультации, занятия

списывание текста

проявление доверия к своим силам и возможностям

11.03.

Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащегося.

упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах

отмечаются положительные моменты в работе















Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень… Но каждый ребенок должен самореализоваться!



© 2010-2022