Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................3

1. Психолого-педагогические основы обучения орфографии..........................5

1.1. Принципы орфографии.............................................................................5

1.2.Общие принципы орфографии..................................................................5

1.2.1.Частные принципы орфографии.....................................................6

1.3 Основополагающие понятия орфографии................................................6

1.4 Психологические предпосылки в работе по орфографии.......................8

1.5 Методические предпосылки в работе по орфографии............................9

Выводы по главе 1 ……………………………………………………………..9

2. Разработка конспектов для 5, 7, 9 классов в системе В.В. Бабайцевой... 10

2.1 Конспект урока-изучения нового материала в 5 классе........................11

2.2 Конспект урока-повторения в 7 классе...................................................20

2.3 Конспект урока-повторения в 9 классе...................................................22

2.4 Вид и тип орфографических упражнений в 5, 7, 9 классах...................25

Выводы по главе 2………………………..........................................................27

Заключение.........................................................................................................28

Приложение........................................................................................................29

Список используемой литературы...................................................................30

ВВЕДЕНИЕ



Язык - важнейшее средство общения. Комплексные знания языка обеспечиваются в результате изучения всех его разделов. Одним из таких разделов является орфография.

Методика преподавания орфографии является научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, задачами и содержанием.

В связи с этим, актуальность работы заключается в рассмотрении содержания и организации обучения орфографии в онтологическом аспекте с учетом психолого-методических предпосылок.

Предметом нашего изучения является орфография. Объектом исследования - конкретные упражнения из сборников для 5, 7, 9 классов под редакцией А.Ю. Купаловой, С.Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова в системе В.В. Бабайцевой.

Цель работы: на основе разработанных конспектов проследить логику построения и изменения сложности в обучении орфографии в системе В.В. Бабайцевой.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные конспекты отражают процесс изменения сложности в обучении орфографии, что, в свою очередь, позволяет выбрать оптимальный вариант работы в классе с учетом умственных возможностей учащихся и изучаемого материала.

Задачи, требующие решения:

1) обозначить ведущие принципы орфографии;

2) систематизировать основополагающие понятия орфографии;

3) выявить методические и психологические предпосылки в обучении орфографии;

4) определить тип и вид орфографических упражнений в 5, 7, 9 классах;

5) установить взаимосвязь между типом упражнения и его практической направленностью;

6) разработать конспекты уроков для 5, 7, 9 классов.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

- аналитический;

- сравнительно-сопоставительный;

- системный;

- описательный.

Методической и теоретической основой нашего исследования явились следующие источники:

- М.Т. Баранов. Методика русского языка;

- И.И. Иванова. Трудные вопросы орфографии;

- Приступа Г.Н. О системе орфографических упражнений.

Работа состоит из теоретической части, в которой рассматриваются психолого-педагогические основы обучения орфографии, и практической части, посвященной разработке конспектов уроков по орфографии для 5, 7, 9 классов и дополненной приложением.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ОРФОГРАФИИ


Орфография - это раздел языкознания, в котором излагается система правил написания слов.

Методика преподавания орфографии начала складываться еще в дореволюционной школе. В настоящее время она является разветвленной научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, содержанием, принципами и методами обучения и контроля [1:148].

В ее становлении принимали участие такие известные лингвисты, как И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий, Д.Н. Ушаков, Л.В. Щерба и другие.

1.1 Принципы орфографии

Принципы орфографии делятся на общие (общедидактические), которыми учитель руководствуется при изучении всех видов орфографии, и на частные, которыми руководствуются при изучении орфограмм, относящихся к разным разделам орфографии [3:17]

1.2 Общие принципы орфографии

Русская орфография связана со всем языком - с его языковой стороной (фонетикой), со структурой слова (морфемикой), с морфологией, с синтаксисом.

Из факта органических взаимоотношений орфографии с языком вытекает следующий общий принцип методики орфографии: опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Данный принцип определяет обязательность прочного усвоения школьниками, опорных для орфографии, сведений о языке и необходимость повторения этих сведений перед изучением той или иной орфограммы.

Из факта наличия особых условий, которые сигнализируют о возможной орфографической проблеме, вытекает второй общий принцип орфографии: опора на опознавательные признаки орфограммы. Данный принцип гласит, что в процессе изучения той или иной орфографической нормы необходимо учитывать опознавательные приметы орфограмм.

1.2.1 Частные принципы орфографии

В школе изучаются орфографические правила, относящиеся к следующим разделам орфографии: изображение звуков буквами; употребление больших букв; дефисные, слитные и раздельные написания слов; перенос слов. В соответствии с ними вычленяются частные принципы орфографии:

- принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме;

- принцип сопоставления звука и его фонетического окружения;

- принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени;

- принцип сопоставления семантики слова и структуры слова, сопоставления части речи и члена предложения;

- принцип наблюдения над слоговым составом слова.

Общие и частные принципы орфографии учитель использует при объяснении сущности орфограмм и в процессе обучения умению применять орфографические правила.

1.3 Основополагающие понятия орфографии

К основным понятиям орфографии относят орфографические правила, орфографические умения и навыки [3:10]

♦ Орфографические знания складываются из понятий и фактов.

Понятия отражают множество однородных фактов правописания. Например, понятие дефис - это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полу слитных написаний в словах между морфемами или между словами.

♦ Орфографические понятия описывают систему правописания. Делятся на две группы:

- понятия, усваиваемые школьниками;

- понятия, на которые опирается учитель, организуя учебный процесс.

В первую группу входят: написание, орфограмма, не орфограмма, ошибка, буквенная орфограмма, орфографический словарь.

Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как суть самой орфографии, так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии.

Во вторую группу входят такие понятия, как: принцип орфографии, тип орфограмм, вариант орфограмм, актуальная/неактуальная орфограмма и так далее.

Этими понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики обучения школьников орфографии [1:151].

Данные орфографические понятия являются:

- лингвистическими (орфограммы, орфографические правила);

- психологическими (актуальная и неактуальная орфограмма);

- методическими (условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограмм).

♦ Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учениками «в лицо», а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове.

Орфографическими фактами являются, например, слова с не проверяемыми

орфограммами, отдельные морфемы (з -, с -, пре-, при -; -ек (-ик), -ок (-ак); -кос- (-кас-), -гор- (-гар-). Учащиеся должны помнить эти орфографические факты «в лицо».

♦ Орфографическое правило.

Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове.

Название видов орфограмм выполняют две функции - помимо своего прямого назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы.

Формулировки орфографических правил бывают двух видов:

1) констатирующие (перечисляются условия выбора орфограммы, или условия запрета на какое-либо написание);

2) регулирующие (указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний).

В структурном отношении орфографические правила могут состоять из одной части или из двух частей. Это связано с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений, или и того и другого вместе.

♦ Орфографические умения и навыки.

Умения и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся [1:54], которые впервые начали включаться в школьную программу по русскому языку с 1978г.

В работе над орфографией они проявляются в выборе учащимися орфограмм и в фиксации их в письменном слове.

В современной школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

- нахождение в словах орфограмм;

- написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

- обоснование орфограмм;

- нахождение и направление орфографических ошибок.

1.4 Психологические предпосылки в работе по орфографии в школе

В процессе обучения учащихся орфографии необходимо опираться на психологические предпосылки, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системы работы.

Большое значение имеет развитие у учащихся внимания и памяти, формирование установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления [10:21]

Овладение орфографическими умениями - процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают быстро, правописанием других - достаточно долго. В связи с этим М.М. Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими, а еще не усвоенные - фактическими [9:86]

♦ Орфографическая память.

В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти:

- слуховая память (запоминание на слух фонем в морфемах, которое осуществляется в процессе письма);

- зрительная память (проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании);

- шнестезическая память (опирается на послоговое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова);

- моторная память (многократная запись одного и того же слова).


  1. Методические предпосылки в работе по орфографии в школе

Специфическими условиями, обеспечивающими овладение орфографии учащимися, являются знания учащихся о русском языке, учебно-языковые умения и опознавательные признаки орфограмм, которые формируют у учащихся орфографическую зоркость [10:41]

- базовые знания о русском языке: учащиеся должны иметь прочные знания фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса для овладения орфографическими умениями и навыками, так как орфография тесно связана со всем языком;

- базовые учебно-языковые умения: это умения, заключающиеся в опознании, анализе и группировке языковых явлений, которые формируются при изучении всех разделов науки о языке [раз. 115].

Выводы по главе 1:

Методика преподавания орфографии представляет собой сложившуюся и устоявшуюся систему, в основе которой лежат общедидактические (общие) и частные принципы.

В процессе обучения орфографии основной акцент ставится на психологические и методологические предпосылки, являющиеся необходимым элементом по отношению к применяемой учителем системе работы.

Методика орфографии базируется на таких орфографических понятиях инструментах, как орфографическое знание и орфографический факт, где основной «единицей» является орфографическое правило.

Методика преподавания орфографии предполагает формирование у учащихся базовых знаний о русском языке, а также базовых учебно-языковых умений.

2. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ОРФОГРАФИИ ДЛЯ

5, 7, 9 КЛАССОВ В СИСТЕМЕ В.В. БАБАЙЦЕВОЙ


Данная работа ориентирована на разработку конспектов для 5, 7, 9 классов в системе В.В. Бабайцевой.

Выбранная градация классов отвечает сравнительно-сопоставительному принципу, на основе которого мы прослеживаем изменение сложности в обучении орфографии.

Так как упражнение является классическим «инструментом», использующимся для выработки орфографических умений и навыков, поэтому изменение сложности в обучении орфографии мы рассматриваем на примере изменения сложности упражнений, которые предлагаются учащимся в учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой.

В качестве орфографической темы нами была взята тема «Правописание корней с чередующимися гласными а-о»

Данная орфограмма регулируется правилом. В учебнике «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» В.В. Бабайцевой орфографическое правило, регулирующее правописание корней с чередующимися гласными а-о, представляет собой систему, опирающуюся на следующие критерии:

1) правописание корней зависит от места ударения;

2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем [4:46]

1. От места ударения зависит правописание корней - гар - (-гор -), -зар - (-зор-), -клон- (-клан-).

2. От звука, следующего за корнем, зависит правописание корней - лаг -

(-лож-), -кас - (-кос-).

Это орфографическое правило отвечает принципу системности: первая часть правила - общая, диктующая условия выбора орфограммы, вторая - дифференцирующая.

Четкая структурированность орфографического правила облегчает процесс восприятия, и запоминания его учащимися помогает избежать «путаницы» непосредственно в применении правила на практике [2:26]

В 2002г. учебный комплекс был существенно доработан и дополнен. На сегодняшний день 6-ое издание комплекса состоит из: Русский язык. Теория. 5-9 классы; Русский язык. Практика. 5, 6, 7, 8, 9 классы; Е.И. Никитина. Русская речь. 5, 6, 7, 8, 9 классы.

2.1 Конспект урока-изучения нового материала в 5 классе

Тема урока: Чередующиеся гласные а-о в корнях -гар- (-гор-), -зар- (-зор-), -лаг-

(-лож-), -кас- (-кос), -раст- (-ращ-, -рос-).

Цели: - Изучить правила правописания корней с чередованием гласных а-о;

- Научиться применять орфографическое правило и правильно писать

слова с чередующимися гласными а-о в корне;

- Научить учащихся видеть в словах корни с чередующимися гласными

а-о в процессе их совместной работы.

Задачи: 1) научить правильно, писать слова с данной орфограммой (обучение);

2) расширить словарный запас учащихся (развитие);

3) вызвать интерес к урокам русского языка, воспитать чувство творчества (воспитание).

Метод работы: - объяснительно-иллюстрированный;

- дедуктивный (сообщение нового материала);

- практический (выполнение орфографических упражнений);

- наглядно-иллюстративный.

Форма работы: фронтальная.

Средства обучения: наглядные пособия, медиапроектор, сигнальные карточки.


Ход урока


Этап

t

Содержание

Примечание

I организа-ционный момент




























Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

II изучение нового материала

























Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

III закрепление изученного материала










Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

IV работа с упражнения- ми















V итог



Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

VI Итог

1-5 мин






























10 минут


























10 минут











15-20 минут















1 мин



1 мин

Учитель: - «Ребята, сегодня у нас необычный урок и гости нашего урока тоже будут необычные. Однако кто эти гости, вы должны будете угадать сами. Но для начала откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа».

Учитель: - «Открою тайну вам, друзья, что не простая буква я. Конечно, уж не утаю, нередко я в словах стою».

Учитель: - Такую подсказку прислали нам! Ребята, как вы напишите слова: морской, городской, большой, голова, тропинка, родной?

Эти слова написаны на доске с пропуском подчеркнутых орфограмм. Учащиеся устно все вместе вставляют нужную букву.

Дети: - Эти слова пишутся с буквой «О».

Учитель: - Верно, молодцы!

А как пишете: арбуз, ананас, абрикос?

(слова точно также записаны на доске, как и предыдущие, работа с ними соответствующая).

Дети: - С буквой «А».

Учитель: - Все верно. Именно эти буквы и будут нашими гостями нашего урока, тема которого правописание чередующихся гласных о-а в корнях.

Цель урока: изучить корни с чередующимися гласными о-а и условия выбора той или иной орфограммы.

Учитель: - Любят «О» и «А» шутить: в слове «А» порою слышится, сразу не сообразить, что на деле «О» там пишется.

Чтоб ошибок избежать, надо правило нам знать!

Далее учащиеся знакомятся с орфографическим правилом в стихотворной форме.

Учитель: А теперь соревнованье - О и А чередованье! Чтобы все понятно стало, разберемся - кА сначала мы с корнями - лож- и - лаг-, - кос- и -кас-!

Учитель формирует орфографическое правило, акцентируя внимание учащихся на таблицы, демонстрирующие правила постановки чередующихся гласных о-а в корнях:

- Коль за корнем суффикс -а- встал, то в корне «А»всегда.

На доске записаны в столбик следующие слова:

Полагать

Слагаемое

Прилагательное

Касаться

Касательная

Учащие переписывают их к себе в тетрадь, графически обозначая условия выбора орфограммы.

Если нет за корнем «А», то пишите в корне «О» всегда. На доске записаны слова, доказывающие данное высказывание:

Приложение

Сложение

Коснуться

Прикосновение

Ребята, запомните и запишите в тетради слова - исключение - полог.

- А в корнях - гор - и - гар -

«А» приветствует удар

И всегда под удареньем,

По грамматике веленью,

Без раздумий пишем ГАР,

Загораем, но загар! (эти слова записаны на доске, учащиеся переписывают их).

Если слог без ударенья -

ГОР напишем без сомненья!

Например: загореть.

Исключенье: пригарь.

В ЗОР и ЗАР наоборот -

Под ударом «О» встает.

Зорька, но зарница. (записано на доске)

Учитель: И так, мы теперь знаем, как пишутся корни лаг (лож), гар (гор), кос (кас), зор (зар)! Ребята, давайте дружно, все вместе повторим их правописание. Повторение осуществляется следующим образом: учитель обращает внимание учащихся на слова на доске и задает вопросы:

Какой корень в этом слове? (касаться)

Почему вы написали в корне букву «А»? (касаться) на кокое правило вы опирались?

Такая работа проводится со всеми словами, записанными на доске.

После повторения, снова возвращаемся к теории:

Учитель:ну а как дела у нас с корнями - рос-, - ращ -, - раст -?

Если в корне есть «Щ», «ст»- пишем «А»:

Растение

Вырасти

Выращенный

В корне - рос - всегда пишется буква «О»: выросли

Водоросли

Заросли


Учитель: однако, здесь есть исключения, которые вы должны запомнить и записать в тетради:

Росток

Отрасль

Ростислав

Ростовщик

Ростов (данные слова записываются на доске)

Учитель: Чтоб не ошибиться, лучше разобраться, надо нам, ребята потренироваться!

Но сначала, чтобы не запутаться в теоретическом материале, давайте составим алгоритм правописание букв А и О в корнях.

Медиапроектор показывает следующие слова (записанные в строку): косить, сражение, выросла, заря, касание, выгорел, пригарь, полог, загар, предлагать, возраст, росток, положить, зори.

Алгоритм начинаем составлять все вместе:

  1. читаем слова;

  2. находим слова с корнями:


  • кос (кас)

  • гор (гар)

  • лаг (лож)

  • зар (зор)

  • рос (раст) рощ

  1. выписываем эти слова в столбик, графически обозначаем орфограмму, например: косить, касание.

  2. вспоминаем орфографическое правило (есть А, то пишем в корне А, нет А-О)

  3. Отсюда, получаем схему (алгоритм):

Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

Кос - - кас именно эта

Содержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школеА схема должна

Содержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школеЕсть нет быть

В корне А В корне О записана

Касание косить в тетради!

С остальными словами учащиеся работают самостоятельно, по тому же принципу, выстраивая алгоритм. Через 2-3 минуты эта работа проверяется учителем.(проходит по ряду и смотрит).

В тетрадях учащихся должен быть записан следующий алгоритм:

Выгорел заря

загар зори

-Содержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школе гор - / -гар - - зор - / -зар -

Содержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школе

Без ударения Без ударения

В корне А В корне ОВ корне ОВ корне А

Загар выгорел зори заря

предлагать сращение

положить возраст

выросла

-Содержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школе лаг - / - лож - - ращ - / -раст -/-рос-

Содержание и организация обучения орфографии в современной школеСодержание и организация обучения орфографии в современной школе

Без ударения Без ударения

В корне А В корне ОВ корне ОВ корне А В корне О (всегда)

Предлагать положить сращение возраст выросла

Исключение: полог Исключение: росток

Упр. № 611, № 612 стр. 199 уч.

1) Упр. № 611 - специальное орфографическое упражнение, тип - простое списывание, направленное на формирование орфографической памяти.

Задание: перепишите словосочетание, обозначая орфограммы корня. Проверка осуществляется устно по цепочке, учащиеся объясняют правописание корней с чередованием. Северная заря, русая коса, касаться ногами, коснуться трудного вопроса, полагаться на себя, положиться на друзей, мягкий загар, загорать на пляже, юный возраст, утренняя зорька, декоративное растение, пригарь на сковороде.

2) Упр. № 612, тип - осложненное списывание.

Задание: Перепишите, вставляя и обозначая пропущенные орфограммы.

Ребята работают самостоятельно. Проверка осуществляется выборочно (в основном у слабых учащихся) - учитель просматривает выполненное упражнение и оценивает. К..сить траву, не к..саться прошлого, легкое прик..сновение, сл..гать стихи, прил..гать усилия, пол..жить на стол, сл..жить белье….

После выполнения упражнения, чтобы учащиеся могли немного отдохнуть, проводиться работа по развитию речи. Из предыдущего упражнения на доске учитель записывает словосочетание положить на стол и рядом записывает ложить на стол.

Учитель: ребята, запомните, что глаголы с корнями - лаг-, - лож - без приставок не употребляются, поэтому говорить «ложу на стол» - не правильно. Необходимо говорить «клану на стол» (наст. время) и «положу на стол книгу» (буд. время).

3) выборочный диктант (упр. № 613)

Задание: Ребята из текста упражнения выписывают только слова с чередующимися гласными, графически обозначая орфограммы (самостоятельно).

Проверка: осуществляется, с помощью сигнальных карточек. Ребятам дается установка войти в роль жюри и «оценить» правописание слова. Учитель произносит, вслух слова из упражнения учащиеся при этом поднимают нужную карточку. Тем, кто ошибался, помогают сильные учащиеся, объясняя правописание слова под руководством учителя.

Форма работы: коллективная.

РСодержание и организация обучения орфографии в современной школеазг..релась на небе ранним утром з..ря, к обл..кам прик..снулась, словно пламя, г..ря.

- Выучить правила правописания корней с чередованием гласных а-о, при этом постараться придумать свои примеры и записать их в тетрадь;

- выполнить упражнения № 620, 621 на стр. 201 учебника (Ч: внимательно читайте задание к упражнению и аккуратно переписывайте текст упражнения в тетради, следите за почерком).

Учитель: Ребята, что мы учили сегодня на уроке?

Дети: Корни с чередующимися гласными о-а.

Учитель: Назовите эти корни (желающие отвечают по очереди)

Дети: -кос- (кас)-, -гор- (гар)-, -лаг- (лож)-, -зар- (зор)-, -рос- (раст) -рощ-.

Учитель: От чего зависит правописание данных корней?

Дети: От буквы после корня (кос/касс, лаг/лож), от ударения (зор/зар, гор/гар) и от последующей согласной (рощ/раст/рос).

Учитель: Молодцы!

  1. У учащихся на уроке должны быть в наличие учебники Русский язык. Теория и практика. В.В. Бабайцевой;

  2. В классе - таблицы, демонстрирующие правила постановки

чередующих гласных о-а в корнях;

3. На доске - записаны слова с соответствующей орфограммой.

















Записано на доске


В работе должны быть задействованы все учащиеся, поэтому опрос учащихся производится по цепочке






Эти слова записаны на доске, а учащиеся переписывают их в тетрадь, графически обозначая условия выбора орфограммы























Работа с медиапроектором























Ребята просто внимательно слушают! (1-2) мин.



А, О - сигнальные карточки заготовлены заранее и раздаются непосредственно перед выполнением упражнения.

2.2 Конспект урока-повторения в 7 классе

Повторение несинтаксических тем идет в начале учебного года. На уроках повторения воспроизводятся и закрепляются ранее усвоенные знания, то есть происходит процесс систематизации знаний учащихся.

Тема урока: Чередующиеся гласные а-о в корнях -гар- (-гор-), -зар- (-зор-), -лаг-(- лож-), -кас- (-кос-), -раст- (-ращ-, -рос-).

Цель: Повторить правила правописания корней с чередованием гласных а-о и систематизировать ранее изученный теоретический материал в процессе совместной работы учащихся.

Задачи: 1) проверка остаточных знаний по теме и актуализация повторяемого материала (обучение);

2) работа с упражнениями (развитие);

3) вызвать интерес к урокам русского языка, воспитать чувство товарищества (воспитание).

Метод работы: - эвристический (самостоятельный анализ);

- практический;

- наглядно-иллюстративный.

Форма работы: фронтальная.

Средства обучения: наглядные пособия, медиапроектор.

Ход урока

Этап

содержание

примечание

I. Организа-

цСодержание и организация обучения орфографии в современной школеионный момент



II. Проверка д/з


Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

III. Работа с упражнениями






Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

IV. Инструктаж д/з


Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

V. Итог

1) Наличие у учащихся учебника по русскому языку (практика) В.В. Бабайцевой;

2) Учащиеся перед уроком должны были дома повторить теорию по теме;

3) Наличие таблиц, схем; соответствующие теме записи на доске, чтобы учащиеся смогли «освежить» ранее полученные знания.

Тема - чередующиеся гласные а-о в корнях -гар-(гор), -зар- (-зор-), -лаг-(-лож-), -кас-(-кос-), -клон-(-клан-), -раст-(-ращ-, -рос-).

Цель: повторить правила правописания корней с чередованием и систематизировать теоретические знания по данной системе.

1) Перед уроком учащимся было дано задание д/з повторить теорию по теме.

К доске выходит один учащийся с монологическим ответом по теории. После, со всеми проверяем упражнение, которое было задано на дом

  1. Упр.№111 стр.46 уч.

Выпишите слова в два столбика: в первый - слова с чередующимися гласными в корне слова, во второй - с проверяемыми, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

К...сой дождь, к...снуться, р...стение, ор.ситъ, пол...жить, л...зепка, к...сить, к...сатъся, з...ря, отр...сли (волосы).

2) Запишите с корнем -гор-, -гор- и с приставками про-, при-, пере-, об-, у- глаголы совершенного вида, обозначая условия выбора буквы о. Составьте с любыми записанными глаголами 2-3 словосочетания по модели «глагол + существительное».

3) Перепишите слова в два столбика. В левый - слова, правописание корней которых зависит от ударения, в правый - от звука, следующего за корнем. Скл...нение, заг...реть, приг...рь, к...сатъся, Нужно помнить подг...ратъ, прик...сновение, р...стение, о словах-пол...житъ, нар...щение, выр...сший, отр...слъ.

Дома по этой теме выполнить упражнения 116 и 117 учебника, а также к следующему уроку повторить правописание гласных в приставках.

В ходе сегодняшнего урока повторили правила правописания корней с чередованием;

На основе упражнений систематизировали знания по данной теме.






Нужно помнить о словах - исключениях!

2.3 Конспект урока-повторения в 9 классе

Тема урока: Чередующиеся гласные а-о в корнях -гар- (-гор-), -зар- (-зор-), -лаг-(-лож-), -кас- (-кос-), -клон- (-клан-), -раст- (-ращ-, -рос-).

Цель: - Повторить правила правописания корней с чередованием гласных а-о

и обобщить ранее изученный материал в процессе совместной работы учащихся

Задачи: 1) контроль и коррекция остаточных знаний по теме;

2) работа с орфографическими упражнениями;

3) обобщение и систематизация материала;

Метод работы: - дедуктивный (самостоятельный анализ лексических единиц в тек­сте упражнений);

- практический;

- наглядно-иллюстративный.

Форма работы: фронтальная.

Средства обучения: наглядные пособия (таблицы), карточки, медиапроектор.

Ход урока

этап

Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

I. Организа-ционный момент




Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

П. Проверка

д/з


Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

III. Работа с

упражнения-

ми








Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

IV. Инструк-

таж д/з


Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

V. Итог

содержание

1) Наличие у учащихся учебника по русскому языку (практика) В.В. Бабайцевой;

2) В классе - наличие таблиц, схем по данной теме;

3) Перед уроком учащиеся должны были дома повторить правописание корней с чередующимися гласными, а также правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными для составления обобщающих таблиц. Тема урока: Чередующиеся гласные а-о в корнях -гар- (-гор-), -зар- (-зор-),-лаг-(-лож-), -кас-(-кос-),-клон- (-клан-), -раст- (-ращ-, -рос-). Цель урока: Повторить правила правописания корней с чередованием гласных а-о и обобщить ранее изученный материал на основе выполнения упражнений.

К доске выходит двое учащихся. Один из них рассказывает правила правописания корней с чередованием, другой - корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Теоретический ответ подкрепляется примерами, которые учащиеся записывают на доске в ходе своего выступления. Далее - проверка упражнения из учебника В.В. Бабайцевой.

I. Упр.№14 стр.9 уч.

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание. Подчеркните корни с чередующимися гласными.

1) Детишки играли в г...редки. 2) Одна з...ря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. 3) Я не взглянула на Неву, на оз...ренные граниты. 4) он имел талант без принуждения в разговоре к...снутъся до всего слегка. 5) Шуму принялась есть, едва прик...саясь мордочкой до кушанья. 6) Изл... жжение было написано хорошо. 7) Я распол...гаю свободным временем. 8) Пол...гаю, что он прав. 9) В саду р...сли цветы. 10) Шум потока все больше возр...стал. 11) Создан ряд отр... елевых научных институтов. 12) Р...стовщический капитал душил мелких производителей.

Упр. 206, стр. 99 учебника.

Озаглавьте таблицу и заполните её своими примерами (можно использовать упражнения данного учебника).

проверяемые

Непроверяе-мые

Чередую- щиеся

После шипя- щих и ц

лазейка

идеал

загар

Чудо, жизнь, но жюри; цифра, но цыган

Упр. - творческая работа!

В течение 10-15 минут написать мини-сочинение на тему «Мои летние каникулы» с использованием слов с чередующимися гласными в корне. Замечание: Стиль работы - художественный. Необходимо соблюдать единство стиля.

- доработать мини-сочинения тем, кто не успел (или у кого не получилось);

- выполнение упражнений 205, 210 учебника на повторение;

- подготовка к контрольной работе по пройденной теме.

- повторили и обобщили правила правописания корней с чередованием гласных а-о, а также корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными.

- на основе упражнений отработали навык письма слов с данными орфограммами.

примечание














Нужно помнить о словах-исключениях!



2.4 Вид и тип орфографических упражнений в 5, 7, 9 классах.

Организация обучения орфографии в школе состоит из двух последовательных этапов:

1) ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом (если орфограмма регулируется правилом;

2) формирование орфографических умений [1:165].

Организация обучения орфографии учитывает уровень знаний и интеллектуальные возможности учащихся.

Опираясь на данные критерии, можно говорить о постепенном изменении сложности обучения орфографии.

Так, в 5 классе в качестве специальных упражнений для выработки орфографических умений и навыков используется, так называемое, списывание, которое опирается, в первую очередь, на зрительную и моторную виды орфографической памяти.

В 5 классе используется две формы списывания: осложненное (с пропуском орфограмм) и неосложненное (без пропуска орфограмм).

В 7 классе увеличивается сложность упражнений. Для выполнения учащимся предлагаются такие неспециальные орфографические упражнения, как упражнение-конструирование (составление словосочетаний и предложений) и упражнения - подбор слов.

В 9 классе увеличивается не только сложность упражнений, но и их объем. Используются неспециальные упражнения для формирования у учащихся не только орфографических умений и навыков, но и орфографической зоркости:

- упражнения-обобщения (обобщение на основе составления таблиц);

- упражнения - творческая работа (мини-сочинения, изложения).

Выводы по главе 2:

Таким" образом, выбор упражнения определяется особенностью изучаемой орфограммы (орфограмма, регулируемая правилом; слова с непроверяемыми орфограммами), этапом ее изучения (изучение орфограммы, повторение орфограммы), подготовленностью учащихся. Сложность упражнений изменяется, соответственно, переходом на новую ступень развития, то есть, чем «выше» класс, тем выше сложность упражнений. Уровень сложности упражнений непосредственно связан с их практической направленностью. Упражнения, направленные на развитие орфографической памяти (в основном, зрительной и моторной), отличаютсяменьшей сложностью, чем упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости. Отсюда, в 5 классе орфографические упражнения являются автоматическим переписыванием (с пропуском или без пропуска орфограмм), в 7 и 9 классах упражнения осложняются элементом творчества [8:29].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрение психолого-педагогических основ обучения орфографии позволяет сделать ряд общих выводов, касающихся ее содержания:

1. В основе орфографии лежат частнодидактические и общедидактические принципы.

2. Целеполагающими понятиями методики преподавания орфографии являются орфографические умения и навыки, основополагающими -орфографическое правило и орфографический факт.

3. В процессе обучения орфографии учитываются психологические предпосылки: орфографическая память, внимание, зоркость.

4. Методика преподавания орфографии предполагает формирование у учащихся базовых знаний о русском языке и учебно-языковых умений.

На основе представленных конспектов можно сделать ряд обобщений, касающихся, как изменения сложности орфографических упражнений, так и в целом организации обучения в школе:

1. Организация обучения орфографии связана с уровнем подготовленности учащихся, а также с особенностью изучаемых орфограмм, /д&им» ^-у-

2. В процессе обучения орфографии изменяется сложность орфографических упражнений:

- изменение вида упражнений (от специальных в 5 классе до неспециальных в 7 и 9 классах);

- изменение типа упражнений (от орфографического списывания до конструирования и творческих работ);

- изменение практической направленности упражнений (в 5 классе упражнения рассчитаны на формирование орфографической памяти, в 7, 9 -внимания и зоркости с элементом творчества);

- постепенное увеличение объема орфографических упражнений.

Содержание и организация обучения орфографии в современной школе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед.институтов: Под ред. М.Т. Баранова. - М, 1990. - 368с.

2. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987

3. Богоявленский Д.Н. принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. -1976.-№3,4.

4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9кл. - 6-е издание изд. -М.: Просвящение, 2001. - 256с.

5. Бабайцева в.В. Русский язык: Практика. 5кл. под. ред. А.Ю. Купаловой. - 7-е изд. - М.: Дрофа, 2001. - 368с.

6. Бабайцева В.В. Русский язык: Практика. 7кл. Под.ред. С.Н. Пименовой. - 9-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 240с.

7. Бабайцева В.В. Русский язык: Практика. 9кл. Под.ред. Ю.С. Пичугова. - 9-е изд. -М.: Дрофа, 2003. -208с.

8. Иванова И.И. Трудные вопросы орфографии //Русский язык в школе. - 1976. -№6,

9. Приступа Г.Н. О системе орфографических упражнений // Русский язык в школе. - 1978. - №6.

10. Разумовская М.М. Важнейшие проблемы обучения орфографии на

современном этапе. - М., 1974. П.Тихомирова А.С. Психологические и методические предпосылки в обучении орфографии // Русский язык в школе. - 1979. - №3.

© 2010-2022