- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка Словарный урок
Методическая разработка Словарный урок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козис С.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Козис Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 40»
Словарный урок
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля
Задачи:
-
Познакомить с краткой биографией Владимира Даля
-
Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас
-
Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями
-
Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык
Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок
посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля
Ход урока
-
Организационный момент
-
Постановка задач и целей урока
Прочитайте великие высказывания:
«Язык есть вековой труд целого поколения»
«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»
О чём будем говорить сегодня на уроке?
Зачем необходима эта тема?
Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.
Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.
-
План урока
А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.
-
Биография Владимира Даля
Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне - Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.
Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.
Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».
Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.
Скончался Даль 4 октября 1872 года.
-
Скороговорки
Скороговорки - это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.
-
Говори, говори, да не заговаривай.
-
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
-
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
-
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
-
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
-
Загадки
Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.
-
Что выше лесу? (Солнышко)
-
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.(Месяц)
-
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)
-
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
-
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
-
Пословицы
В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.
-
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
-
Азбуку учат, (во всю избу кричат.)
-
Написано пером, (не вырубить и топором.)
-
Ученье - свет, (а неученье - тьма.)
-
Не спеши языком, (торопись делом.)
-
Физкультминутка
-
Сказки
Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле.Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.
-
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)
-
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
-
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку.(Лиса-лапотница)
-
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.(Девочка Снегурочка)
-
Значение слов
Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.
Уста - губы
Длань - рука, ладонь
Очи - глаза
Рушник - вышитое полотенце
Чёботы - сапоги
Жбан - кувшин с крышкой
-
Синонимы
Синонимы - это слова различные по звучанию,но близкие по смыслу.
Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.
Смелый - храбрый
Весёлый - радостный
Худой - тощий
Трудолюбивый - работящий
Красный - багряный
-
Антонимы
Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.
Низкий - высокий
Широкий - узкий
Добрый - злой
Грустный - весёлый
Красивый - багряный
-
Омонимы
Омонимы-разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.
* Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы.
* Кисть - кисть - руки, кисть - ягод (кисть рябины) , кисть - кисточка (для краски).
* Лук - растение, лук - оружие.
* Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - гаечный ключ.
* Бабочка - насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.
-
Рефлексия
Ученики выбирают своё мнение об уроке
На уроке было очень интересно!
На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные
На уроке было очень скучно и неинтересно!
Источники информации
-
aphorism-citation.ru/index/0-637 - Афоризмы, цитаты, высказывания Даль В. И.
-
all-biography.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir - Биография Владимира Даля
-
helpmammy.ru/index.php?page_id=127 - Владимир Иванович Даль (1801-1872)
-
hobbitaniya.ru/dal/dal81.php - Даль В.И. Пословицы русского народа
-
planetaskazok.ru/daliv - Даль В.И. Сказки