Методическая разработка Словарный урок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Козис Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 40»



Словарный урок

















Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля

Задачи:

  1. Познакомить с краткой биографией Владимира Даля

  2. Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас

  3. Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями

  4. Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык

Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок

посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка задач и целей урока

Прочитайте великие высказывания:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

О чём будем говорить сегодня на уроке?

Зачем необходима эта тема?

Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.


  1. План урока

А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.

  1. Биография Владимира Даля

Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне - Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».

Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».

В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.

Скончался Даль 4 октября 1872 года.


  1. Скороговорки

Скороговорки - это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.


  • Говори, говори, да не заговаривай.

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.

  • Ткёт ткач ткани на платок Тане.

  • Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.


  1. Загадки

Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.


  • Что выше лесу? (Солнышко)

  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.(Месяц)

  • Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)

  • Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)

  • Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)


  1. Пословицы

В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.


  • Грамоте учиться (всегда пригодится.)

  • Азбуку учат, (во всю избу кричат.)

  • Написано пером, (не вырубить и топором.)

  • Ученье - свет, (а неученье - тьма.)

  • Не спеши языком, (торопись делом.)


  1. Физкультминутка

  2. Сказки

Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле.Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.


  • А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)

  • Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)

  • Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку.(Лиса-лапотница)

  • Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.(Девочка Снегурочка)

  1. Значение слов

Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.

Уста - губы

Длань - рука, ладонь

Очи - глаза

Рушник - вышитое полотенце

Чёботы - сапоги

Жбан - кувшин с крышкой


  1. Синонимы

Синонимы - это слова различные по звучанию,но близкие по смыслу.

Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.

Смелый - храбрый

Весёлый - радостный

Худой - тощий

Трудолюбивый - работящий

Красный - багряный


  1. Антонимы

Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.

Низкий - высокий

Широкий - узкий

Добрый - злой

Грустный - весёлый

Красивый - багряный


  1. Омонимы

Омонимы-разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.

* Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы.

* Кисть - кисть - руки, кисть - ягод (кисть рябины) , кисть - кисточка (для краски).

* Лук - растение, лук - оружие.

* Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - гаечный ключ.

* Бабочка - насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.


  1. Рефлексия

Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные

На уроке было очень скучно и неинтересно!



Источники информации

  1. aphorism-citation.ru/index/0-637 - Афоризмы, цитаты, высказывания Даль В. И.

  2. all-biography.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir - Биография Владимира Даля

  3. helpmammy.ru/index.php?page_id=127 - Владимир Иванович Даль (1801-1872)

  4. hobbitaniya.ru/dal/dal81.php - Даль В.И. Пословицы русского народа

  5. planetaskazok.ru/daliv - Даль В.И. Сказки



© 2010-2022