Конспект урока русского языка «Диалектизмы как слова ограниченного употребления»

Класс. Программа и УМК: 5 класс, по программе и УМК под редакцией С.И. ЛьвовойЦели урока: Обучающие цели урока: Обеспечить понимание учебного материала всеми учениками Актуализировать знания учащихся по теме «Лексика». Закрепить умение пользоваться словарями. Продолжить формирование  навыка  орфографической зоркости.   Воспитывающие цели: Способствовать развитию речи учащихся через формирование лексический умений. Способствовать воспитанию уважительного отношения к языку, творчеству, быту,  мудрости русского народа. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся.. Убедить в значимости народных традиций, фольклорных произведений. Формировать жизненно необходимые качества: аккуратность, самостоятельность, внимательность, уважение к чужому мнению, способность к сотрудничеству.   Развивающие цели: Содействовать развитию коммуникативной культуры. Содействовать развитию монологической и выразительной речи учащихся. Способствовать совершенствованию мыслительных операций: доказывать свою точку зрения, определять и объяснять понятия.   Задача урока: формирование интеллектуальных, моральных и волевых качеств личности. Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала + развитие речи)Оборудование урока: мультимедийный проектор, аудиозаписи народных песен, доклады учащихся, карточки с диалектизмами, Толковый словарь великорусского языка В.И. Даля, русские народные костюмы и предметы быта.Метод деятельности:  репродуктивный, игровой, частично поисковый Технологии:  игроваяИспользованная литература: Нетрадиционные уроки по русскому языку./ Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2003. Русские народные сказки. – М., 1985 Русский фольклор/ Сост. И примеч. В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1985.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка.

Учителя 2 категории МОУ «Кингисеппская гимназия»

Козловой Татьяны Владимировны.

(3 четверть, 2010 год)

Тема урока: Диалектизмы как слова ограниченного употребления.

Класс. Программа и УМК: 6б класс, по программе и УМК под редакцией С.И. Львовой

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала + развитие речи)

Цели урока:

  1. Обучающие цели урока:

  1. Обеспечить понимание учебного материала всеми учениками

  2. Актуализировать знания учащихся по теме «Лексика».

  3. Закрепить умение пользоваться словарями.

  4. Продолжить формирование навыка орфографической зоркости.


  1. Воспитывающие цели:

  1. Способствовать развитию речи учащихся через формирование лексический умений.

  2. Способствовать воспитанию уважительного отношения к языку, творчеству, быту, мудрости русского народа.

  3. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся..

  4. Убедить в значимости народных традиций, фольклорных произведений.

  5. Формировать жизненно необходимые качества: аккуратность, самостоятельность, внимательность, уважение к чужому мнению, способность к сотрудничеству.


  1. Развивающие цели:

  1. Содействовать развитию коммуникативной культуры.

  2. Содействовать развитию монологической и выразительной речи учащихся.

  3. Способствовать совершенствованию мыслительных операций: доказывать свою точку зрения, определять и объяснять понятия.

Задача урока: формирование интеллектуальных, моральных и волевых качеств личности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, аудиозаписи народных песен, доклады учащихся, карточки с диалектизмами, Толковый словарь великорусского языка В.И. Даля, русские народные костюмы и предметы быта.

Метод деятельности: репродуктивный, игровой, частично поисковый

Технологии: игровая,

Использованная литература:

  1. Нетрадиционные уроки по русскому языку./ Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. - Волгоград: Учитель, 2003.

  2. Русские народные сказки. - М., 1985

  3. Русский фольклор/ Сост. И примеч. В. Аникина. - М.: Худож. лит., 1985.



Ход урока:

  1. Организация класса.

Взаимное приветствие. Постановка цели урока.

  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, то есть актуализация знаний и практических и умственных умений.

  2. Изучение и объяснение нового материала.

  3. Закрепление материала.

  4. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  6. Результаты урока. Оценки.

  7. Задание на дом.

Подробный сценарий урока.

Звучит народная музыка.

  1. Учитель: Вместе с привычным школьным звонком нас сегодня на урок позвала народная музыка, и это не случайно! Мы отправляемся в путешествие: из города попадём в деревню! Запишите тему урока: «Путешествие по…». Что необычного в теме?

Ответы детей: какая-то недосказанность, тема неполная…

Учитель: Верно, но дописать тему вы сможете в конце урока, когда решите, куда же мы совершали путешествие.

Цель урока: познакомиться с группой слов ограниченного употребления..

Учитель: Как понимаете выражение «ограниченного употребления»?

Ответы детей: эти слова не все употребляют.

Учитель: На нашем пути встретятся слова: (слайд 1) : самовар, частушки, сказка, поговорка, этнограф, печка, полотенце, диалекты

Учитель: Какие слова незнакомы вам?

Этнограф, диалекты

Учитель: Обещаю вам, в конце урока вы сами сможете сказать значение!

Учитель: Объясните орфограммы в словах.

Итак, закройте глаза, отправляемся в путь…

  1. Учениками разыгрывается костюмированная сценка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Действующие лица: бабушка, дедушка, 2 внучки.

Бабушка: Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты, деточка, помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

Дедушка: На усынках был, чекамаса поймал да серушек.

Бабушка: Ах ты, мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем. Чирики снимай, надевай парцменки. Руйте мойте, да берите не утиральник, а рушник.

Учитель: Какие слова, которые девочки не слышали в городе, произнесли бабушка и дедушка?

Учащиеся называют незнакомые им слова.

Учитель: Знаете ли вы их значение?

«Внучки» дают толкование слов (слайд 2): Рогач - «ухват», махотка - «горшок», пригрубок - «печка», поташки - «помидоры», усынка - «узкое место», серушка - «плотва», могутной - «непоседливый», щарба - «уха», чирики - «обувь», парцменки - «обувь для дома», утиральник - «полотенце для рук», рушник - «полотенце для гостей».

Учитель: Эти слова диалектные, их употребляют жители определенной местности.

Запишите 2 любых диалекта и их объяснение.


  1. 3.1. Учитель: Д.С. Лихачев - крупнейший ученый-филолог, специалист по древнерусской литературе, в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «...Мне местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся.

Проблемный вопрос: Почему Д.С. Лихачеву нравились диалекты? На этот вопрос постараемся ответить в конце урока.

3.2. Доклады учащихся.

1 учащийся: диалект - разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, например, говор хутора Черкесовский, говор Волгоградской области, кстати, слова именно этого говора использовали ребята в своей сценке. Говоры объединяются в наречия. В русском языке 2 наречия - южное и северное.

Учитель: Чем отличаются эти 2 наречия, расскажет следующий докладчик.

Слайд : карта России.

2 учащийся: говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и др. областях, расположенных к югу от Москвы, и в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия - окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят Окно, кОрова и т.п.


  1. Учитель: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 47.

Учитель: Что нового узнали?

Учащиеся: народные говоры сохранили названия предметов быта, пищи, орудий труда, то есть они являются свидетелями русской истории и традиции. Диалекты могут отличаться от общеупотребительных слов звучанием и написанием.

Слайд - диалектные слова : святы, хвартук, волчиха, свежая масла, добросердый, добрятина

Учитель: попробуйте догадаться и записать общеупотребительные слова напротив диалектных.

Учащиеся записывают, объясняя орфограммы:

Святы - цветы (цвет)

Хвартук - фартук (фартуки)

Волчиха - волчица (волк)

Свежая масла - свежее масло (какое)

Добросердый - добросердечный (соединительная О, чн)

Добрятина - добро (добрый)


  1. Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка».

Каково значение слова «кочеток»?

Учитель: Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?

Ответы детей: сказки, частушки, песни - жанры фольклора, их сочиняет народ, а диалекты употребляет тоже простой народ, чаще в деревнях.

4. Учитель: Немного отдохнем. Ребята приготовили для вас игру.

Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма».

Учащиеся: Корчмой в старину называли место, где принимали пищу, мы бы сейчас назвали его кафе.

Правила игры: назначаются хозяин с хозяйкой, остальные игроки выбирают название различных предметов (печка, помидоры, полотенце, тапочки, уха, обувь и др.)

Хозяева ведут беседу, упоминая эти предметы, но используя диалекты. Игрок, услышав название своего предмета, должен повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются: отвечают на вопрос хозяев корчмы.

5. Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля.

С помощью словаря распределите слова по двум колонкам 1. Общеупотребительная лексика, 2)диалектная лексика

Учащиеся выполняют задание письменно.

Учитель: Вспомним вопрос, который прозвучал в начале урока: Почему Д.С. Лихачеву нравились диалекты?

Ответы учащихся: нравились, потому что передают традиции народа, рассказывают о народе, об истории.

Учитель: Молодцы, вы почти угадали продолжение фразы в письме Лихачева! Вот послушайте его высказывание полностью:

Слайд: «...Мне местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка».

6. Учитель: Как же продолжить тему нашего урока? Куда каждый из вас сегодня на уроке совершил путешествие? Запишите продолжение фразы.

Ответы учащихся: Я написал «Путешествие к бабушке», когда ребята показывали сценку, я вспоминал свою бабушку в деревне, и мне захотелось к ней съездить.

Я написала «Путешествия по деревням России2, мы сегодня говорили, что диалекты используют в речи жители деревень.

«Путешествие в прошлое и настоящее», потому что диалекты встречаются в сказках, пословицах, которые созданы давно, но, как я поняла, и сегодня в некоторых уголках России употребляют в речи бабушки и дедушки….

Учитель: Нужно ли изучать диалектную лексику? Зачем?

Ответы детей: нужно, потому что это история нашего народа; нужно, чтобы понять сказки, нужно, чтобы знать правила и играть в старинные игры и т.д.

Учитель: Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана…

…И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь!

  1. Оценки.

  2. Задание на дом: 1. Спросить у родственников, знают ли они примеры диалектной лексики, записать слово и значение. 2. Составить 2-3 словарные статьи по образцу: Махотка - н.ж. обл. - Глиняный горшок. Махотка из-под молока.


5

© 2010-2022