Урок на тему Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева Кусака

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель Наумова Татьяна Николаевна

Дата проведения

Предмет

литература

Класс

7 А

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема

Л.Н. Андреев «Кусака» Проблема добра и зла в рассказе.

Цель:

смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?


Задачи:

.

формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.


Основные понятия

«добро» « зло»

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»

Раздаточный материал, оценочный лист. Презентация, мультимедиа.

Технология построения урока

ТРКМ

Планируемые результаты

Формируемые УУД:

личностные:

Формирование мотивации к самосовершенствованию, толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

метапредметные:

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями монологической речи

  • умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни.

• формирование потребности в чтении.

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.


Конспект урока

Фаза (этап) урока

Длительность фазы

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе

Мобилизующий

Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность


  1. Слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Внимание ваших добрых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мыслей, И с пользой проведем урок.


Учащиеся проверяют готовность рабочих мест, приветствуют друг друга улыбкой

Личностные: настрой на позитивное начало урока, самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.



2.Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученик Подгорнов Р.

3. Что объединяет это стихотворение

и прочитанный рассказ Л Андреева

«Кусака»? (Оба произведения рассказывают об обманутой человеком собаке)

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы , высказывают предположения,

обосновывают своё мнение.


Актуализация

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала и включению его в систему знаний


-Раскройте значении слов «добро» и «зло»

_ Составьте кластер этих определений.

-Познакомьте нас со своими записями о том, какие чувства вызвал у них рассказ « Кусака» и почему.

Учащиеся подбирают слова-синонимы для объяснения указанных понятий

Составляют кластер

-Знакомят со своими записями о том, какие чувства вызвал у них рассказ « Кусака» и почему.

Устные ответы, записи в тетрадях.


Целеполагание

Цель: формулирование темы и цели урока


- Подумайте, о чём этот рассказ, какой теме он посвящён? -

-Даёт ли автор прямые оценки и прямые ответы на волнующие вопросы?

-Что хочет от нас автор?-

-Какова же наша цель?

-Давйте попробуем сформулировать тему урока

Ответы на вопросы мы должны прочитать между строк.

Ответить на вопрос: Что хочет от нас автор?

Предлагают варианты формулировки темы.


Личностные: осознание поставленных целей и задач урока; регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания.

Открытие нового знания

Совместная

деятельность - Эксперимент-исследование

Цель: выявить,какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке















































Учитель организует работу учащихся в групгруппах, поясняет суть заданий,

определяет время выполнения заданий.

Первая группа - исследователи.

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Вторая группа - психологи.

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака - игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

  • Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

  • Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

  • В чем причина отказа Лели от Кусаки?

Третья группа - аналитики.

Составляют цитатный план к рассказу план по рассказу.

  1. Бездомная собака.

  2. Приручили.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака.

  4. 4 Собачье счастье. 5 Брошенная собака.

Четвертая группа - законодатели.

Составляют правила для людей, приручающих животных.

Шестая группа - литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко за-

завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой моно-

тонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся

над темным и обнаженным полем.

Со бака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто

слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама бес-

просветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему

женскому сердцу.

Собака выла».

-Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

Организует обсуждение , руководит выступающими,помогает обобщать и делать выводы

Работают с текстом рассказа,

Обсуждают в группах способы решения поставленных проблем,

Дают ответы на вопросы, выделяют важную информацию, готовят монологический ответ.

Просмотровое чтение, отбор информации











Исследуют чувства, которые испытывает собака

Анализируют состояние Лёли и других людей

Дают обоснованные ответы на







Составляют план с целью выявления динамики развития сюжета





Придумывают правила для людей, желающих завести «братьев наших меньших»

Анализируют текст , находят средства выразительности, выявляют их функцию.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: познавательное решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обосновании;

коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, формулирование и аргументация своего мнения

Представление результатов работы в группах


Организует обсуждение , руководит выступающими, помогает обобщать и делать выводы

Выступают, делятся результатами своих наблюдений, делают выводы.

Регулятивные:

Обеспечение организации собственной деятельности.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности


Учитель предлагает подвести итоги, сделать общий вывод и соотнести его с темой урока

Осуществляют самооценку

?


Личностные:

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.


















© 2010-2022