Италия - Россия: диалог культур

Изменения в государственно – политическом и социально – экономическом устройстве страны, переход  развития общества на основу информативности и инновационных  технологий потребовали введения в образовательный процесс культурологического аспекта, способствующего воспитанию действительно активной и высоконравственной личности, поэтому считаю необходимым систематически проводить работу с учащимися по развитию их знаний в области искусства, культуры, истории. Предлагаю разработку литературного веч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-схема проведения литературного вечера «Россия-Италия: диалог культур»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вечер открывается исполнением под гитару песни «Declan Galbraith» (исполняют Кириченко О., Ильина А., аккомпанирует Грудцина А., перевод Ильиной Александры)

В мечтах моих солнце лучами играет,

И дети поют о любви и надежде,

Но знаю, что всё это быстро растает,

Как только открою глаза.

В реальности - вера людей умирает,

Холод и лёд, как раньше, как прежде

В их тёплых сердцах вырастают,

Как только открою глаза.

И от пустоты до болезни, до дрожи

Мы все устаём. Устают наши души.

Так где же тот мир, на сказку похожий,

Который я вижу сквозь холод и стужу?

( на столах красивые скатерти, подсвечники, свечи, ребята зажигают свечи и начинается вечер)

  1. вед.

Музыка, литература, живопись, - это всё великое культурное наследие, на котором основаны все достижения человеческого разума. И не случайно диалог о культуре двух стран мы начали с песни Declan Galbraith, ведь в ней звучит желание обрести гармонию в мире, где столько холода, несправедливости. Найти эту гармонию нам и помогает диалог культур.

  1. вед.

Италия! Как много сердец и умов она привлекает к себе. Ведь именно эта страна подарила нам бессмертных творцов: поэтов, художников, писателей. А сколько их, вдохновлённых Италией! Разве можно судить о культуре человека, не знающего великих имён. Данте Алигьери, Микеланджело, Рафаэль,- как много они сделали для будущего!

(звучит музыка из опер Пучини, Верди)

3 вед.

Рафаэль - великий художник эпохи Возрождения. Ему было всего 25 лет, когда в 1508 году он прибыл в Рим, чтобы принять участие в росписи Папской резиденции - Ватикана.

Каким же он был человеком, если ему доверили такое важное дело!

4вед.

Современники говорили о нём: «При жизни этого художника великая природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть.»

(ребята рассматривают репродукции с картин Рафаеля)

5 вед.

Нас поразило то, что Рафаэль умер в 37 лет, в таком же возрасте, как и гений нашей литературы А. С. Пушкин, значит возраст - это не помеха для гениальности! Главное то, чему человек себя посвящает, к чему стремится.

1 вед.

Разум Рафаэля охватывает огромные интервалы пространства и времени. Его желание постичь гармонию и красоту жизни было безгранично. Художник написал более пятидесяти известных всему миру полотен, во многих из которых образ Мадонны занимает центральное место. Самая известная Мадонна- «Сикстинская», написанная для алтаря церкви Святого Сикста, в небольшом городке Пьяченце.

(звучит « Аве Мария» Шуберта, далее рассказ идёт под музыку Шуберта , Шопена)

2 вед.

Кто же она, Мадонна Рафаэля, образ которой долгое время считался самым совершенным произведением искусства?

3 вед.

В ней воплотилась красота всех женщин Италии, которыми когда-то восхищался художник. Образ её человечен и трагичен, она идёт навстречу нам, людям, босоногая, как простая крестьянка. Да и увидел её художник в простолюдинке, в жене рабочего, которого завалило плитой на глазах Рафаэля. Послали за женой пострадавшего, находящейся поблизости. Женщина бросилась к мужу, прижимая к груди ребёнка, бросилась с подавленным криком, боясь испугать умирающего мужа и усилить его страдания. Когда она наклонилась и потом подняла лицо, Рафаэль увидел, как оно прекрасно в этой сдержанной скорби, с трепетавшими губами и покорностью в широко расставленных глазах.

(на экране проектируется то увеличиваясь, то уменьшаясь образы Мадонны гениального Рафаеля)

2 вед.

И если в прежних Мадоннах Рафаэля(«Мадонна Констабеле», «Мадонна с гвоздикой» и др.) светились спокойствие, счастье, любовь, то эта «Мадонна» постигла весь страх, всю боль предчувствия грядущих страданий.

Ильина А.

Я с улыбкой смотрел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли бездонных

Даже чёрствые души светлели?..

3 вед.

Да. Рафаэль своими «Мадоннами» как будто призывает нас беречь жизнь, сочувствовать друг другу, достойно переносить невзгоды.

4 вед.

Писал о Мадонне и замечательный русский поэт А.А.Блок, ни раз побывавший в Италии и полюбивший эту страну - основу культурного наследия мира.

В 1909 году поэт, вдохновлённый Италией, создал свой знаменитый сборник «Итальянские Стихи». В них он открыл нам, читателям, свой взгляд на красоту Венеции, Сиены, Флоренции, и в них уже звучит мысль о том, что цивилизация, к сожалению, может погубить человечество, если человек разрушит в себе умение видеть и создавать прекрасное. Наверное, поэтому Блок восклицает:

Ты многим кажешься святой,

Но ты, Мария, вероломна!..

5 вед.

Может быть, в этом слове уже есть предчувствие тех бед, которые обрушатся на мир, а может быть, разочарования, о которых и пишет Блок в своём дневнике: «Какие перлы творения исчезнут без следа под радостно разрушающими руками людей будущего..»

Не случайно, побывав в Равенне, в том городе, который в прошлом был пышной столицей западной Римской Империи, где находится могила Данте, Блок с болью написал:

Якупова Н.

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик,

И догорает позолота

В стенах прохладных базилик.

Кириченко О.

А виноградные пустыни,

Дома и люди - всё гроба.

Лишь медь торжественной латыни

Поёт на плитах, как труба.

1 вед.

И стихи о России «Осенний день», написанные в это же время, так же поражают грустным размышлением Блока о дисгармонии жизни:

И низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костёр в лугу далёком.

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чём ты горько плачешь?

2 вед.

Да. Блок видел, что в страшном мире тесно сердцу и душе, поэтому создавал прекрасное, стремился предупредить общество о надвигающейся буре:

Разлетясь по всему небосклону,

Огнекрасная туча идёт.

Я пишу в своей келье мадонну,

Я пишу - моя дума растёт.

Вот я вычертил лик её нежный,

Вот над кистью рука расцвела,

Вот сияют красой белоснежной

Два небесных, два лёгких крыла.

3 вед.

Небесные крыла и огнекрасная туча - антитеза, которую вводит автор, подчёркивая дату написания, 1914 год - год начала I-ой Мировой войны. Наверное, этим Блок говорит нам, что в мире неспокойно:

Огнекрасные отсветы ярче

На суровом моём полотне…

4 вед.

Так же неспокойно матери в мире, где назревает и идёт война, где разрушаются мир и любовь, где нет созидания, а есть убийство самого ценного на Земле - человеческой жизни.

( звучат партиты Баха)

Мадонна Блока, как и Мадонна Рафаэля, обращаясь к нам, зовёт к гармонии и красоте, к Новой жизни.

5 вед.

Все поэты мира - родственники в своём отношении к человеку, в желании создавать прекрасное. И Гумилёв тому не исключение. Он работал много, беспощадно, был очень требователен к себе, Италия покорила его. Он увидел её как страну, где живы воля, власть и сила, а люди её - колоритнейшая нация, танцы и песни которой считаются одними из самых зажигательных. Ласковое солнце и тёплое море сделали их весёлыми и страстными.

Поэтому в его стихотворениях реальные герои кажутся сошедшими с полотен художников эпохи Возрождения, и оживают исторические персонажи. И, в отличие от Блока, прошлое и настоящее гармонично существуют в поэзии Гумилёва, и в ней как бы стираются исторические границы - в этом, характерном для Италии, «сцеплении времён»:

Ильина А.

Всё проходит как тень, но время

Остаётся, как прежде, летящим,

И былое, тёмное бремя

Продолжает жить в настоящем.

1 вед.

Гумилёв не писал о Мадонне, но его Беатриче - это воплощение вечной женственности, верности, любви. Он, как талантливый путешественник, находит гармонию в пространстве и времени, и воспевает Италию, которая для него становится воплощением самого искусства.

2 вед.

Образ Данте Алигьери постоянно сопровождает поэта в его путешествии по Италии, ровно как и Блока, ведь у каждого из нас есть свой Ад, своё Чистилище и свой Рай, но едины люди в одном - в желании жить долго и счастливо.

(ребята рассматривают проекцию портрета Данте)

Махов И.

Тень Данте с профилем орлиным

О Новой жизни мне поёт.

А.Блок «Равенна»

Сикоров М.

Музы… Спойте мне песню о Данте

Или сыграйте на флейте.

Н.Гумилёв «Беатриче»

3 вед.

Различные по силе и устремлённости своего дарования великие художники, поэты, показали нам, что долгий путь искусства никогда не был спокойным, новое рождалось в борьбе, а вечное в искусстве - стремление найти гармонию на земле, сделать человека прекраснее, счастливее - никогда не устареет, никогда не исчезнет: «Прошлое страстно глядится в грядущее…»

4 вед.

Глядится для того, чтобы помочь нам не потерять духовных ценностей, созданных века назад и создаваемых сегодня. Вечное в искусстве не противостоит современному, а как раз наоборот, является высшей точкой его развития. Поэтому, ведя диалоги о культуре двух стран, Италии и России, мы лучше понимаем, что сходства между людьми намного больше, нежели различий, и никто из живущих не мечтает о войнах и разрушении, о боли и страдании, а жаждет жизни, похожей на сказку, где царят вдохновение, труд, творчество и гармония.

Слово учителя: «Сегодня мы с вами поговорили о прекрасном, послушали красивую музыку, заглянули в глаза «Мадонн» Рафаеля и прекрасных представителей лучшей стороны человечества: художников, поэтов, мыслителей. Подумайте и скажите, что открыл нам «Диалог культур»?

(ребята говорят о том, что в людях, не зависимо от нации, всегда живёт стремление к прекрасному, к миру и красоте на земле)

Исполняется песня Гребенщикова Б. «Город золотой»

(ребята гасят свечи, вечер заканчивается)



  1. Список литературы:

  1. «С веком наравне» книга №4

Москва. «Молодая Гвардия», 1977 г.

  1. Великие художники. Рафаэль

Москва. «Директ- Медио», 2009 г.

  1. А.Блок «Избранные сочинения»

Москва. «Художественная литература», 1988 г.

  1. Блок А. Собрание сочинений в 8-ми тт.

М.-Л.: ГИХЛ, 1960-1963 гг.

  1. «Сонет серебряного века»

Москва. «Просвещение», 1986 г.

  1. Н.Гумилёв «Избранное»

Москва. «Просвещение», 1986 г.

  1. Н.Гумилёв Стихотворения и поэмы

Нижне- Волжское книжное издательство. Волгоград, 1988 г.



© 2010-2022