Урок по русскому языку в 5 классе на тему: Слово. лексическое значение слова и отличие его от грамматического значения слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработала учитель русского языка и литературы Сарсенова Наталья Олеговна

Павлодарская область Качирский район Осьмерыжская ООШ 2015 год

5 класс _____________

Тема урока: Слово. Лексическое значение слова и отличие его от грамматического значения.

Цель урока:

1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение;
2) закрепить знание о частях речи;
3) совершенствовать навык, давать определения языковым явлениям своими словами.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

  2. Опрос дом.задания.

1.Что такое фонетика? 2.Из чего состоят слова? 3.Какие звуки всегда твердые?(Ц,Ш, Ж)

4.Какие звуки всегда мягкие?(Й, Ч, Щ) 5.Сколько букв в алфавите?(33) 6.Сколько звуков в алфавите?(42) 7.Сколько гласных букв?(10) 8.Сколько гласных звуков?(6) 9.Сколько согласных букв? (21)10.Сколько согласных звуков? (36)


  1. Вводная беседа. Изучение новой темы урока

Тема нашего урока «Слово. Лексическое значение слова и отличие его от грамматического значения».

Какую цель мы будем ставить перед изучением темы?
Часто главным объектом нашего изучения является слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
Как назвать все слова языка? (Лексика.)
Рассмотрите таблицу и раскройте тему урока самостоятельно?

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Ответы учащихся.

  1. Закрепление темы урока

Работа со словарем.

  1. Задание.

На доске записаны слова:

колорит
номинироваться
черный

Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.

колорит - сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться - глагол, несов. в., I спр.
черный - прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.

Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
Формулирование понятий.

Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение - смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение - значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.

  1. Физминутка

  1. Задание

1в.) Запишите лексическое значение слов:

кафтан, базироваться, взыскательный.

2в.) Укажите грамматическое значение этих слов.

Обсуждение выполненного задания


  1. Задание.

Образуйте существительные со значением:

- детеныш животного;
- житель какого-либо населенного пункта;
- человек по роду деятельности -

  1. Послушайте небольшой текст

Суркалось. По норогу хряпал свутник. «Двидимо вунракаем?» - гидурил он у рвубатника, швудшему с ним. Рвубатник не отвечал. Свобло 230, и свутник повимил на бузень и намензил зантихнуть. Рвубатник зламеньзенье обслензил, и они квытко посюмали.

Дмитрий Леонкин

Что мы можем из него узнать? О чем идет речь?

Все ли нам понятно? Какие морфемы помогли нам узнать слова как части речи?

  1. Рефлексия .

1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
2) Чем они различаются?
3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
4) Назовите слова по лексическому значению:

- требовательный, строгий...;
- старинная долгополая мужская одежда...

  1. Домашнее задание.

1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.

2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс, компьютер.

Табло оценивания:

Имя ученика

Домашнее задание

Изучение новой темы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Итог урока





Изучение новой темы.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Закрепление темы урока

Работа со словарем.

1.Задание.

На доске записаны слова:

колорит
номинироваться
черный

Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
2. Задание

1в.) Запишите лексическое значение слов:

кафтан, базироваться, взыскательный.

2в.) Укажите грамматическое значение этих слов.

Обсуждение выполненного задания

3.Задание.

Образуйте существительные со значением:

- детеныш животного;
- житель какого-либо населенного пункта;
- человек по роду деятельности -

Табло оценивания:

Имя ученика

Домашнее задание

Изучение новой темы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Итог урока








Изучение новой темы.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Закрепление темы урока

Работа со словарем.

1.Задание.

На доске записаны слова:

колорит
номинироваться
черный

Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
2. Задание

1в.) Запишите лексическое значение слов:

кафтан, базироваться, взыскательный.

2в.) Укажите грамматическое значение этих слов.

Обсуждение выполненного задания

3.Задание.

Образуйте существительные со значением:

- детеныш животного;
- житель какого-либо населенного пункта;
- человек по роду деятельности -

Табло оценивания:

Имя ученика

Домашнее задание

Изучение новой темы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Итог урока







© 2010-2022