Конспект урока на тему: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Книга в современном мире»

Данный урок проводится в 7 классе при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на тему "Книга в современном мире". Ребята уже имеют представление о композиции рассуждения, но не владеют навыками аргументации, поэтому необходима работа по разъяснению построения качественной доказательной части. В конспекте представлены лишь некоторые аргументы и примеры, подходящие для рассуждения о книге и чтении, на примере которых объясняется ввод доказательства. Прилагается "текст", который требует редак...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Книга в современном мире»Проект урока


Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Книга в современном мире»

Количество часов: 1

Цель урока: формирование навыка подбора аргументов при написании сочинения-рассуждения.

Задачи урока: 1.отработка умений приводить аргументы с примерами;

2.научить использовать полученные знания на практике.

Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Формы работы: фронтальная, парная.

Тип урока: освоение новых знаний

План урока:

1. Постановка цели и задач урока после выполнения творческого задания.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Отработка на практике полученных знаний.

5.Домашнее задание.










Конспект урока.


1.Вступительное слово учителя.

Активизация мыслительной деятельности.

Здравствуйте, ребята и гости.

Я очень надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение, потому что хорошее настроение-это здорово! А кто может доказать, что хорошее настроение-это здорово?


(Звучат ответы учеников)

Позволю себе дополнить!

-когда мне хорошо, у меня всё получается;

-подобное притягивает подобное;

-«От улыбки станет всем светлей»;

-у АХА из мультфильма «Ох и Ах» всё получалось быстро и хорошо, потому что он был в хорошем настроении.

Я вам, конечно, верю, но не все были убедительны. А что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы тому, что вы говорите или пишете, верили?

-Нужно подбирать убедительные аргументы, доказательства!

2.Постановка цели. Сегодня на уроке мы и будем учиться правильно доказывать. Это и будет целью нашего урока.

А я попробую вам доказать, что написание сочинения может превратиться из ненавистного занятия в увлекательный процесс.

Итак, начнём!

3. Предметом нашего разговора и вашего домашнего сочинения будет КНИГА. Вам предстоит написать сочинение на тему «Книга в современном мире».

Что же нужно, чтобы написать хорошее сочинение? Неужели просто поговорить о книге и обменяться мнениями? Что нужно учесть обязательно?

Какой ТИП РЕЧИ вы будете использовать для написания сочинения на данную тему?

-РАССУЖДЕНИЕ! Рассуждение- это тип текста, в котором выдвигается и доказывается тезис.

-Какова композиция РАССУЖДЕНИЯ?

-1.ТЕЗИС

2.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА(аргументы, примеры)

3.ВЫВОД.

Вспомните начало урока. Что я вас попросила доказать? (Хорошее настроение-это здорово). Это и есть тезис. А вы приводили мне свои АРГУМЕНТЫ !

Что же такое аргументы, какими они бывают, как строятся и как вводятся в рассуждение.

! От того, какие вы приводите аргументы, зависит качество вашего доказательства, значит, они должны быть убедительными.

ИТАК, как вы понимаете, что такое аргумент?


  • Мысль, суждение.

Аргументов должно быть не меньше двух!

Для полной убедительности аргументы надо подтвердить ФАКТАМИ, конкретными примерами.

Давайте подумаем, что же может стать примером в подтверждение суждения.

На доске : пустографы, которые заполняем вместе по мере ответов .У ребят на листах такая же схема(пустая) Ученики работают на обратной стороне листа

Давайте попробуем на практике понять, как работают аргументы.

1.Я уверена, что в семье, где читают родители, обязательно читают и дети. Результаты проведенного опроса в 7 Б показали, что в 11 семьях любят читать родители, 11 учеников класса любят читать.

Я была убедительна? Что в качестве примера я использовала? (СТАТИСТИКУ)

2. а) Я знаю, что интересная книга, попавшая в руки человеку, способна повлиять на его судьбу. Так, когда в моей семье появилась старинная книга на старославянском языке, я поняла, что очень хочу узнать, что же здесь написано, разобраться в тонкостях языка и поделиться своими знаниями с другими. (ЛИЧНЫЙ ОПЫТ)

б)Другим ярким примером этого суждения является судьба Станислава Востокова, встреча с которым на прошлой неделе состоялась в нашей библиотеке. Вот его «Маленькое письмо Станислава Востокова к читателю:

«Можно просто говорить о пользе чтения. А вот пример из жизни. Если бы я не прочёл много хороших книг о животных, я не пошёл бы работать в зоопарк, не съездил бы три раза в Камбоджу, проехав заодно всю Малайзию и пол-Таиланда, не прошёлся бы по Бейкер-стрит, не познакомился бы с удивительными людьми: французами, англичанами, бразильцами, африканцами, индусами, не написал бы, по меньшей мере, двух книг». (ЧУЖОЙ ОПЫТ)

Ну а теперь ваша очередь на практике показать, как вы поняли этот материал.

Я вам приведу пример, а вы в тетради запишете аргумент к нему.

А)( На вопрос анкеты «КНИГА,КОТОРУЮ Я ЧИТАЮ СЕЙЧАС» 5 назвали внепрограммные произведения.)

Возможный аргумент: «Несмотря на недостаток времени и большую загруженность, школьники читают помимо школьной программы»

Б) На вопрос о самой смысловой книге 4 человека назвали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба)

Возможный аргумент : «Может быть, в школьной программе не все произведения нравятся ученикам, но они не только открывают новые знания, но и заставляют задумываться о жизненно важных вопросах»

4.Практикум.

Перед вами рабочие материалы. Посмотрите внимательно. Это можно назвать текстом?

Это не текст. Ваша задача состоит в том, чтобы не только выстроить текст, но и найти все возможные составляющие рассуждения.(Подчеркнуть карандашом) В идеале я хотела бы услышать РАССУЖДЕНИЕ по поводу построения этого текста .

МЫ выяснили, что к 1 аргументу нет примера. Поэтому вы сейчас поработаете в этом направлении. Вы должны подобрать иллюстрацию к этому аргументу, а домашние записи вам в этом помогут. Но я усложняю условия : 1ряд доказывает с помощью цитаты, 2-с помощью личного или чужого опыта, 3- с помощью пословиц , поговорок, афоризмов.

Слушание и оценивание учеников.

Ну вот теперь, когда вы поняли, как убедительно можно строить доказательства, попытайтесь убедить меня в том, что

- ДЕТСТВО-СЧАСТЛИВАЯ ПОРА,

-КНИГА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕРЕСНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ

Заканчивая наш разговор, я хочу сказать, что 2015 год объявлен годом литературы, и около школьной библиотеки можно увидеть СТЕНУ ЦИТАТ. Здесь можно прочитать самые яркие , известные строчки из произведений русских и зарубежных писателей и ,может быть, тем самым разбудить спящие чувства к литературе.

5.Домашнее задание на среду . Написать сочинение-рассуждение на тему «Книга в современном мире».( Не забудьте составить план) В качестве аргументов в сочинении вы приведете мысли о РОЛИ книги в жизни современного человека.









Текст для учеников:

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.

Какое изобретение стало самым значительным за всю истории человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это - книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга, потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений - всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.


© 2010-2022