Урок русского языка «Не с разными частями речи»

План-конспект  урока по теме:«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».Цели урока: Познавательная: обобщить  и систематизировать знания учащихся  о правописании НЕ с разными частями речи. Развивающая: создать условия для развития универсальных познавательных, регулятивных и коммуникативных действий учащихся. Воспитательная: создать условия для формирования личностных универсальных учебных действий смыслообразования. урок-обобщение. Составление алгоритма по правописанию не с разными частями речи.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.В. Тришкина,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей № 159

План-конспект урока по теме: «Слитное и раздельное

написание НЕ с разными частями речи».

Цели урока:

Познавательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании НЕ с разными частями речи.

Развивающая: создать условия для развития универсальных познавательных, регулятивных и коммуникативных действий учащихся.

Воспитательная: создать условия для формирования личностных универсальных учебных действий смыслообразования.

Ход урока


Подготовительный этап

Учитель: Тема сегодняшнего урока. «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи». Какова цель урока? Обобщить правописание не с разными частями речи. Каким образом можно обобщить свои знания по данной теме?

(Учащиеся: Вспомнить правила написания по каждой части речи)

Учитель: (Дополняя задачи урока или достраивая ООД занятия) Правильно, но мы не только вспомним правила, но и попробуем открыть способ (алгоритм) применения правил правописания НЕ с разными частями речи. И сделаем это для того, чтобы проверить на практике, насколько универсален этот способ, то есть позволяет ли он не допускать ошибок в правописании НЕ с различными частями речи.

Этап 1. Актуализация правил правописания НЕ с разными частями речи.

Учитель: Как можно сгруппировать изученные вами правила написания НЕ с разными частями речи?

(Учащиеся:
1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
2. НЕ с глаголами, деепричастиями,
3. НЕ с причастиями
4. НЕ с местоимениями, числительными)

Учитель: А теперь разделимся на четыре группы. Каждой группе дается карточка, глядя на которую необходимо озвучить правило, составить схему, используя примеры, подготовить выступающего от группы.

(Каждой группе учащихся выдается карточка, лист бумаги, маркер)

Содержание карточек:
1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.

Неряха

Несуразный

Небрежно

Не широкий, а узкий пруд

Неширокий, но глубокий пруд

Говорил неправду

Поступил нехорошо

Не тяжелее


2. НЕ с глаголами, деепричастиями.

Негодовать

Недоумевая

Не говорил

Не решая

Недоедает, недостает изяществ

Не доедает, не достал до дна


3. НЕ с причастиями.

Непрочитанная книга

Не прочитанная мною книга

Книга не прочитана

Не написанный, а напечатанный текст


4. НЕ с местоимениями, числительными

Не я, не то

Некого, некоторые, несколько, некто

Не у кого

Не один

Учитель: В течение урока каждый из вас получит итоговую отметку, которая вычисляется как среднеарифметическое из следующих баллов:

1.Оценка группы. Группе учащихся ставится «5» , если сформулировали правило, используя все приведенные примеры,«4» - если не использовали один пример, «3» - не смогли использовать два примера и т.д.

2.Самооценка. Предполагает оценивание эффективности своего участия в работе группы по пятибалльной системе.

3. Оценка по результатам теста (систему оценивания см. ниже)

Учитель: Слово предоставляется 1 группе: правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.

(Учащиеся: (представляя схему на доске и приводя примеры) Не с данными частями речи пишется слитно, если без НЕ не употребляется, если можно заменить синонимами без НЕ. Пишется раздельно, если есть противопоставление, если это сравнительная степень прилагательного)

Учитель: Слово предоставляется 2 группе: правописание НЕ с глаголами, деепричастиями.

(Учащиеся: НЕ с глаголами, деепричастиями пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ не употребляются. Обращаем внимание на глаголы с приставкой недо-)

Учитель: Слово предоставляется 3 группе: правописание НЕ с причастиями.

(Учащиеся: НЕ с полными причастиями пишется слитно. НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление, если есть зависимое слово)

Учитель: Слово предоставляется 4 группе: НЕ с местоимениями, числительными.

(Учащиеся: НЕ с неопределенными местоимениями пишется слитно (если нет предлога), с остальными - раздельно, с числительными - раздельно)

Учитель: А теперь оцените работу группы по знанию материала по данной теме и свою работу в группе. Лист самооценки на полях в тетради.

Этап 2. Открытие способа применения правил правописания НЕ с различными частями речи.

Учитель: Посмотрите на доску: какой большой свод правил. Попробуем составить свой способ, точнее, определим, существует ли универсальная последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Что общего Вы увидели в правилах?

(Учащиеся: повторяются некоторые условия, например, употребляется ли слово без НЕ)

Учитель: Первый вопрос алгоритма: употребляется ли слово без НЕ? Если нет, пишем слитно, если да, задаем другой вопрос. Какой?

(Учащиеся: Что характерно для каждой части речи?)

Учитель: Принимаем условные обозначения (Р - раздельно, С - слитно). Используем ваши схемы, результат работы групп. Итак, составляем

Алгоритм:

I. Чтобы определить, пишется ли НЕ с прилагательными, существительными, наречиями слитно или раздельно, надо проверить:

  1. Употребляются ли прилагательное, существительное, наречие без НЕ? Если нет, то пишется слитно (нелепый, нелепость, нелепо). Если да, то выполнить указание 2.

  2. Имеется ли после прилагательного, существительного, наречия с НЕ слово с противоположным значением (противопоставление)? Если да, то - раздельно (У нее платье не красное, а розовое). Если нет, то выполнить указание 3.

  3. Подразумевается ли после прилагательного, существительного, наречия с НЕ слово в противоположном значении? Если да, то пишется раздельно (Большая квартира? - Нет, не большая (а маленькая. Он мне не друг). Если нет, то выполнить указание 4.

  4. Заменяется ли прилагательное, существительное, наречие с НЕ сходным по значению словом, но без отрицания? Если да, то пишется слитно (нехороший = плохой, недруг = враг, недалеко = близко). Если нет, то пишется раздельно.

II. Чтобы определить, пишется ли НЕ с глаголом, деепричастием слитно или раздельно, надо проверить:

  1. Употребляется ли глагол, деепричастие без НЕ? Если нет, то пишется слитно (негодовать, негодуя). Если да, то выполнить указание 2.

  2. Имеется ли приставка недо-(в значении «неполнота действия») ? Если да, то пишем слитно (недоварил).

III. Чтобы определить, пишется ли НЕ с причастиями слитно или раздельно, надо проверить:

  1. Употребляются ли причастие без НЕ? Если нет, то пишется слитно (негодующий). Если да, то выполнить указание 2.

  2. Имеется ли после причастия с НЕ слово с противоположным значением (противопоставление)? Если да, то - раздельно (Задача не решенная, а только начатая). Если нет, то выполнить указание 3.

  3. Есть ли зависимое слово? Если да, пишем раздельно (не знающий меры). Если нет, то выполнить указание 4.

  4. Это причастие в полной форме? Если да, пишем слитно (нескошенный луг) Если нет (в краткой форме), то пишется раздельно (луг не скошен). Если нет, то выполнить указание 5.

IV. Чтобы определить, пишется ли НЕ с местоимениями, числительными слитно или раздельно, надо проверить:

Имеется ли приставка не-? Если да, то пишем слитно (некто, несколько). Если нет, то раздельно (не у кого, не пятый).

Этап 3. Тренинг использования открытого алгоритма как обобщенного способа безошибочного применения знаний по теме.

Учитель: Начнем работу со способом правописания НЕ с разными частями речи. Задание: раскрыть скобки, используя последовательность.

(Учащиеся по цепочке работают у доски).

Примеры (учитель диктует):
проблема (не)простая, а сложная;

нелепо

здание не построено

(не) выше брата

(Не)который,

(не)с кем,
(не)вооружённый знаниями человек,

(не)считая,

(не)выполненное задание,

(не) пять

(не)был,

(не)вежливо, а грубо.

Учитель: Если вам не попалось ни одного слова, которое невозможно правильно написать, используя обобщенный способ, то какой можно сделать вывод?

(Учащиеся: способ совершенен и универсален)

Учитель: Проверим, так ли это на самом деле? Но этим я попрошу вас заняться дома.

Домашнее задание: Необходимо проверить универсальность работы способа в словарном диктанте, объяснив правописание различных частей речи с НЕ. При необходимости постарайтесь доработать открытый нами алгоритм правописания НЕ.

не доделал работу

еще не завершенный роман

не деревянный дом

не синее небо

скамейки не расставлены

нелепая ошибка

вовсе не интересный

ничуть не красиво

абсолютно неграмотный

совершенно неисследованная рукопись

далеко не исследованные записи

Учитель: А теперь выполните тестовое задание по теме «НЕ с разными частями речи».
1. «Чужой» среди «своих». Найди его.
а) (не)здороваясь
б) (не)завлекая
в) (не)навидя
г) (не)чувствуя

2. «Четвертое лишнее». Найди его.
а) (не)надолго
б) (не)крепко
в) (не)закрыто
г) (не)лепо

3. НЕ пишется раздельно.
а) (не)изученный материал
б) (не)забудка
в) ещё (не )продуманный ответ
г) (не)опасное существо

4. Где допущена ошибка?
а) шел не торопясь
б) почуять недоброе
в) не дорогой, но красивый ситец
г) дорога не освещена

5. Выберите правильный вариант.
а) не взгоды
б) не у кого
в) не глубокий, а рыбный пруд
г) уроки невыполнены

Правильные ответы: 1В,2В,3В,4В,5Б, оценка (максимум 5 баллов)

Заключительный этап

Учитель: Итак, какую цель мы ставили перед собой на уроке и каковы наши результаты?

(Учащиеся: Мы обобщили правила правописания НЕ с разными частями речи. Составили алгоритм и проверили его в работе. Значит, мы достигли поставленной цели)

Учитель: Ну а теперь подведем итоги работы каждого из вас на уроке. Что было для вас самым интересным на уроке? С каким настроением вы уходите с урока?

(Учащиеся обсуждают результаты. Выставляются итоговые оценки учащимся в классный журнал)

Учитель: В заключение как бы вы ответили на вопрос, ЗАЧЕМ мы изучали тему сегодняшнего урока? По-другому, в чем СМЫСЛ изучения данной темы?

(Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос, связанный с ценностно-смысловой ориентацией детей)

Учитель (резюмируя высказывания учащихся): Русскому человеку стыдно и недопустимо делать орфографические ошибки в письменной речи на родном языке. Это показатель низкой культуры и образованности. Владение обобщенными способами правописания особо ценно, поскольку позволяет привести знания в систему, повысить мобильность и правильность их безупречного применения в жизни.

Благодарю вас за работу на уроке.


© 2010-2022