Урок внеклассного чтения Дети трудных лет войны

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Дети трудных лет войны»

Цели и задачи урока:

  1. воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

  2. показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы

  3. познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Война - жесточе нету слова

Война -печальней нету слова

Война - святее нету слова

А.Твардовский


Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле - Великая Отечественная.

Война - это 1725 городов и поселков, свыше 70 тысяч се и деревень, разрушенных и сожженных. Война - 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Слайды из презентации

1. Германия вероломно и внезапно напала на Советский Союз. Это нападение завершило длительный курс антисоветской политики германского фашизма, стремившегося уничтожить первое в мире социалистическое государство, захватить его богатейшие ресурсы.

2. Против Советского Союза фашистская Германия бросила 77% личного состава вооружённых сил, основную массу танков и самолётов, т.е. основные наиболее боеспособные силы фашистского вермахта. Вместе с Германией в войну против СССР вступили Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия. Советско-Германский фронт стал главным фронтом. Отныне борьба Советского Союза против фашизма решала исход судьбы человечества

3. В результате внезапного нападения превосходящим силам немецко-фашистских войск удалось за первые недели войны глубоко вклинится в пределы советской территории. К концу первой декады июля враг захватил Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, часть Молдавии. Однако, продвигаясь в глубь территории СССР, немецко-фашистские войска встречали растущее сопротивление Красной Армии, несли всё более тяжёлые потери. Советские войска сражались стойко и упорно

4.Уже начальный период войны показал что военная авантюра гитлеровцев обречена на провал. Немецко-фашистские армии были остановлены под Ленинградом и на р. Волхов. Героическая оборона Киева, Одессы и Севастополя надолго сковала крупные силы немецко-фашистских войск.

1994 год вошёл в историю Отечественной войны как «год решающих побед». О победах вспоминать всегда приятно. Поэтому о компании1944 года рассказывали, писали, снимали охотно и много: о гениальности советских полководцев, о блестящих операциях, о героизме Красной Армии, в одиночку спасающей Европу, о коварстве союзников, вставлявших палки в колёса, о народах радостно встречавших освободителей. Это одна, парадная, сторона медали, которая выставлена для всеобщего обозрения и воспитания подрастающих поколений

5.Была другая сторона. На ней бездарные генералы, проваленные операции, неоценимая помощь союзников, Русская освободительная армия, народы-предатели и народы, стрелявшие в спину «освободителям».Хотя здесь можно извлечь гораздо больше уроков

6.Основные битвы

  • Киевская оборонительная операция 1941

  • Ленинградская битва 1941-44 годов

  • Одесская оборона 1941 г.

  • Оборона Таллина 1941 г.

  • Московская битва 1941-42 годов

  • Вяземская операция 1941 г.

  • Калининская оборонительная операция 1941

  • Севастопольская оборона 1941-42 годов

  • Сталинградская битва 1943-43 годов

  • Курская битва 1943 г.

  • Оборона Заполярья 1941-44 годов

  • Оборона Карелии 1941-44 годов

7.Цель Красной Армии состояла в том, чтобы добить фашистских вермахт, завершить освобождение стран Восточной и Юго-Восточной Европы и совместно с союзниками по антигитлеровской коалиции принудить Германию к безоговорочной капитуляции. Штурм Берлина и его падение означали конец фашистского рейха.

8.В полночь 8 мая предместье Берлина Карлсхорсте, занятом советскими войсками, представители германского верховного командования во главе с В. Кейтелем подписали акт о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашистской Германии

9.Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство (80% населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. чел., из них убито на фронтах 27 млн. чел. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

Оставшимся в живых ветеранам сейчас примерно по 90 лет, значит, в войну им было 20. Живы и те, кто тогда был ребенком, война обрушилась на детей бомбежками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, черные похоронки, осколки мин.

Горькую, тяжелую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали взрослыми. А до войны были самыми обыкновенными мальчиками и девочками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришел час, и встали они в один строй с отцами и сражались с ними наравне.

Ученик 1:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Б.Окуджава «До свидания, мальчики»

Ученик 2 :

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Давид Самойлов «Сороковые»

Учитель:

Дети того поколения не отделяли себя от своей страны - они жаждали пожертвовать жизнью во имя Родины. Они гордились своей страной, гордились своей ролью в борьбе за ее свободу, героями, на которых хотели быть похожими. Сыны полка, юнги, юные партизаны, разведчики… Разными путями попадали на фронт.

Партизанская война шла на всей территории, оккупированной врагом. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчики и девочки, ваши ровесники. Они не играли войну, он они жили по ее суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.

Ученик 3:

В Ляховском районе Донецкой области в феврале 1943 года была уничтожена почти вся подпольная организация. Схваченных подпольщиков жестоко пытали. Вот рассказ матери 15-летнего Юры Старостина: «Труп Юры едва можно было узнать. Все тело было иссечено, видимо, шомполами. Ногти сорваны, кисти раздроблены. Руки выкручены из суставов. Я не могу забыть его слова: «Я выдержу!» Он выдержал.

Ученик 4:

Выдержала девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик 5:

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд Леня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Ученик 6:

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик 7:

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Учитель:

Маленькие герои большой войны, многие из которых награждены медалями посмертно. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Марат Козей и Леня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина. Этот список можно продолжить. Их было много - обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизнь за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

11 апреля во всем мире отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей. Более 5 миллионов детей были угнаны в Германию. На ее территории насчитывалось 1100 концентрационных лагерей. Многие тысячи ребят погибли в лагерях, представлявших собой фабрики смерти: в Заксенхаузене, Бухенвальде, Маутхаузене, Дахау, Освенциме, Майданеке и многих других. На детях преступники-врачи ставили опыты, из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, заставляли работать по 15-20 часов, давали им отравленную пищу, сжигали их в печах крематориев. Фабрикой смерти называли Освенцим. Только там было истреблено 4 миллиона человек, из них сотни тысяч детей.

В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто еще будет жить, и ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.

Ученик 8:

Помните!

Через века,

через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,-

пожалуйста,

помните!


© 2010-2022