Конспект урока по русскому языку на тему: Однозначные и многозначные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций

Кафедра русского языка

Специальность: «Татарский язык и

Литература» с дополнительной

специальностью «Русский язык

и литература»


План-конспект урока в 5 классе по теме

«Однозначные и многозначные слова»

Выполнила: студентка 505 гр.

Куптараева Э.В.

Проверила: к.п.н., доцент

Вырыпаева Л.М.


Уфа 2014

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Класс: 5.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: традиционный урок

Цели:

1) обучающая:

- формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах;

2) развивающие цели:

- формировать умение различать однозначные и многозначные слова, развивать навыки грамотного письма, развивать речевой слух школьников;

3) воспитывающие цели:

- воспитывать любовь к русскому языку, поддерживать стремление учащихся высказывать свои мысли, ценностное отношение к слову.

Литература:

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2012

Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. - 3- е изд. - М., Просвещение, 2007. - 206 с. - ISBN 978-5-09-016300-2.

Фестиваль педагогических идей. «Отрытый урок». [Электронный ресурс], URL: festival.1september.ru/articles/

Фестиваль педагогических идей. «Отрытый урок». [Электронный ресурс], URL: festival.1september.ru/articles/

Образовательные ресурсы интернета. Учебники по русской литературе. [Электронный ресурс], URL: alleng.ru/edu/ruslang1.htm

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, доска, карточки с заданиями, схемы.

План урока (45 мин.)

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Словарный диктант. (5мин.)

  3. Актуализация знаний (3мин.)

  4. Объяснение нового материала (15 мин.)

  5. Первичное закрепление изученного материала (13 мин.)

  6. Подведение итогов урока (3 мин.)

  7. Выставление отметок с объяснением (2 мин.)

  8. Объяснение домашнего задания (2 мин.)


Ход урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

  1. Организационный момент:

Добрый день! Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

- Отметим отсутствующих.

- Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Открывают тетради, записывают число.



  1. Словарный диктант :

- Сейчас мы с вами проведем словарный диктант, под диктовку будете записывать слова. Выделите ударение и орфограмму.



Свекла, досуг, баловень, щавель, красивее, торты, квартал, каучук, каталог, магазин, инженеры, звонит, повторит.

  1. Актуализация знаний.

Стук в дверь. На пороге лежит письмо.

Ребята, я не могу расшифровать, из какой страны пришло письмо. Здесь указано, что для этого нужно решить кроссворд. Мне необходима ваша помощь.

Кроссворд:

  1. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?

  2. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?

  3. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?

  4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?

  5. Разговор двух или нескольких лиц называется…?

  6. Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?

  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

Слайд 2, презентация. Ответ:

Слайд 3, презентация. Итак, мы получили письмо из страны, которая называется…...

Давайте вспомним, что же это такое.

Верно, а как называется раздел, в котором изучается словарный состав языка?



Подлежащее.


Сказуемое.


Синтаксис.

Местоимение.

Диалог.

Пунктуация.

Запятая.



Лексика.

ЛЕКСИКА (от др.-греч. лексикос- «относящийся к слову», от - «слово», «оборот речи») - словарный состав языка.

Лексикология.

  1. Изучение нового материала.

Давайте, посмотрим, что в письме. Дано юмористическое стихотворение А. Шибаева. Кирилл, прочитай, пожалуйста.






- Почему лирический герой стихотворения не может понять окружающих?

- Вы уже знаете, что если я в самом начале урока не называю вам новую тему, то вам самим придётся провести своё исследование и сказать мне о том, что мы будем изучать сегодня на уроке.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Правильно! Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:

сколько лексических значений имеет слово.

Задание: составить под каждым рисунком словосочетание и предложение на основе образа-картинки.

Например: 1 ряд - огромный айсберг

На нас двигался огромный айсберг

2 ряд - шляпка гриба;

соломенная шляпка.

3 ряд - гребень горы;

гребень петуха.

Попробуйте ответить на вопрос

- Сколько лексических значений могут иметь слова?

Откройте учебник на странице 129 посмотрите на рисунок. Назовите изображённые на рисунке предметы. К какому рисунку относится первое название, к какому - второе, и к какому - третье?

Каким одним словом названы изображенные предметы?

2.Сравните предметы, что в них общего? В чем различие?

Какой вывод мы с вами сможем сделать?

Исследователи, посчитав толкования слов по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, утверждают, что однозначных слов в русском языке около 63%, а вот многозначных, соответственно - 37%.

Ребята, посмотрите на рисунок что это?

Есть ли что-то общее между значениями этих предметов?


Как называется этот предмет?

В каких значениях употребляется это слово.


А это что?

Какие значения вы знаете?


Ребята, какую особенность вы заметили?

Правильно, ребята. Такие слова называются словами с переносным значением.

А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте выделенные правила в тетрадь.(Слайд).

Что за шутки?

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река -

Ни единого быка!..

НЕ пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

А.Шибаев.

В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста», а из контекста неясно, что оно обозначает.


О том, что слова имеют несколько значений.



Составляют предложения.




Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова имеют несколько значений.


  1. малярная кисть

  2. кисть винограда

  3. кисть руки.

Они названы общим словом «кисть».

Предметы разные, однако схожие по форме.

Это значит, что слово многозначное.

Вывод: многозначными называются такие слова, которые имеют несколько ЛЗ. А однозначные слова имеют только одно ЛЗ.


Кнопка.

Между значениями этих предметов есть общее: во всех трех случаях слово кнопка обозначает небольшой круглый предмет, на который нужно нажать, чтобы присоединить что-то к чему-то.

Это тарелка.

Слово тарелка употребляется в трех разных значениях. Летающая тарелка, тарелка предназначенная для еды и тарелка, с помощью, которого мы устанавливаем кабельное телевидение.

Рукав.

Рукав обозначает и часть одежды, покрывающая руку, и ответвление от главного русла реки, и трубу для отвода жидкости, газов, сыпучих тел.

Одно слово имеет основное значение, а другие похожи по форме или по функции применения.


Слова, имеющие одно лексическое значение, называется однозначными.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называется многозначными.

Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.


  1. Первичное закрепление изученного материала

Задание: найти в толковом словаре С.И. Ожегова значение слов

1 ряд - озимь

2 ряд - реять

3 ряд - алмазный




- Почему эти слова являются многозначными?

- Что объединяет эти значения?

- Все эти значения расположены в одной или разных словарных статьях?

- Сделайте вывод, какие значит это слова?

-Как можно узнать, является ли слово

однозначным или многозначным?

- Найдите в конце учебника рубрику «Толковый словарь», выпишите слово кабинет и определите однозначное это слово или многозначное?



Выполним упражнение 138 Какие из данных слов однозначные, а какие - многозначные? Кто пойдет к доске? (2 уч-ся).

Ребята, если у нас возникнут сомнения и затруднения при определении однозначных и многозначных слов, то нужно обращаться к толковому словарю или словарю в учебнике.

Упражнение 139, прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях является:

1) форма предмета;

2) характер действия.



Вашему вниманию хочу представить стихотворение Н.Юсупова «Привет».

«Привет»

Конспект урока по русскому языку на тему:Однозначные и многозначные слова

Конспект урока по русскому языку на тему:Однозначные и многозначные слова

Значение какого слова не знает лирический герой?

Как он пытается догадаться, что оно значит?

Что же означает сочетание «горячий привет»?

Правильно, вот так ребята иногда незнание переносного значения слов приводит к юмористической ситуации. Поэтому, ребята, мы должны обращаться к толковому словарю.


Озимь, -и; ж.1. Всходы, посевы озимых культур. Взошла озимь. 2. Поле, засеянное посевами озимых культур.

Реять, реет; несов. 1.Парить, лететь плавно, без видимых усилий. Высоко в небе реет орел. 2.Медленно развеяться, двигаться в высоте. Знамена реяли над площадью.

Алмазный, -ая, -ое. 1. Сделанный из алмаза - драгоценного камня. 2. Похожий по цвету на алмаз; прозрачный, сверкающий. Алмазный блеск.

Т.к. имеют несколько значений

Сходство.

В одной словарной статье.

Это многозначные словами.

Это можно узнать, воспользовавшись Толковым словарем

Многозначное, так как имеет несколько лексических значений:

Кабинет, -а; м. 1. Служебное помещение для ответственного лица. Кабинет директора фабрики.

2. Помещение со специальным оборудованием в школе, поликлинике и т.д. Химический кабинет.

3. Отдельная комната в квартире, предназначенная для занятий. Хозяин провел гостя к себе в кабинет.





Упражнение 138

Однозначные: айсберг, изморозь, ретивый, шарада, кроссворд.

Многозначные: свирепый, коралловый, земля.






Упражнение 139.

1) Форма предмета: шляпка гриба - соломенная шляпка, гребень горы - гребень петуха.

2) Характер действия: барабанить в барабан - барабанить в дверь, варить сталь - варить обед.








Лирический герой не знает значения слова «горячий».

По основному значению слова - нагретый.

Полный чувств.

  1. Подведение итогов урока

- Подведем итоги урока.

- Мы достигли поставленных целей?

Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

Что обозначают многозначные слова?

- Где мы можем узнать значение слова?


Слова, имеющие одно лексическое значение, называется однозначными.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называется многозначными.

Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.

В толковом словаре.

  1. Объяснение домашнего задания

- А сейчас достаем дневники. Запишите задание на дом. Повторить теорию, выполнить упражнение. § 55 , упражнение 162 спишите, выполните задание.

Записывают домашнее задание.

§ 55 ,с.111; упражнение 278.

Выставление отметок с объяснением.

Сегодня на уроке работали все, молодцы, но больше всех работали……, я им ставлю оценку….., остальным следует активнее работать на уроке.



© 2010-2022