Тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Реквизиты программы:

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Коровина В. Я. - М.: «Просвещение», 2008

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник:

Литература: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Коровина В. Я. - М.: Просвещение, 2008

Дополнительные пособия:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. Пособ. По литер. Для уч-ся 7 кл. - М.: Просвещение, 2005

Учебно-методический комплект учителя:

  1. Золотарёва И. В., Аникнина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «ВАКО», 2005

  2. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 1997

  3. Материалы газеты «Литература» за 2005-2008 год

  4. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»

  5. Материалы журнала «Литература в школе» за 2003-2008 год



Пояснительная записка к рабочей программе

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Программа реализована в учебнике-хрестоматии:

«Литература». Ч.1,2. 7 кл., автор Коровина В.Я.

Программа рассчитана на 105 часов, что соответствует рекомендациям авторов программы.

Специфика предмета.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения в 7 классе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Требования к уровню образованности и компетентности учащихся по данной параллели:

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая

  • энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

Основные методы, используемые на уроках.

В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание более простых видов творческих работ, таких как: отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, меньше проблемных вопросов включается в содержание урока. Самостоятельность учащихся на уроке меньшая, чем на уроках в классах гуманитарной направленности. Проектные технологии мало используются, но используются игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей.



Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Ресурсное обеспечение курса

На уроках предполагается использовать компьютерные презентации при изучении биографий писателей, при изучении и анализе произведений, выполнении тестов, написании сочинений. Также предлагается просмотр видеосюжетов из экранизаций произведений для сравнения интерпретаций писателя и режиссёра. Проектная деятельность также предполагает использование компьютера

Соотношение теоретической и практической части программы в общем объёме часов по курсу.

6 уроков написания классного сочинения (кроме домашних и сочинений-миниатюр) и подготовки к нему, что соответствует рекомендациям общего орфографического режима.












Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (70 часов)

№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Домашнее задание

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Сообщения

Устное народное творчество.

3

2

Р.р. Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа .

1

Былина, зачин, концовка, гипербола. Троекратный повтор, эпитет

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)

3

в/ч

Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко».

1

Стр. 24-35 (прочитать)

4


Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов.

1



Древнерусская литература.

5

5


Владимир Мономах - государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

1

Летопись, повесть, поучение

Выучить определение поучения прочитать стр. 54-63

6


«Повесть о Петре и Февронии Муромских»».

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

Подготовиться к пересказу эпизодов

7


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

Рассказ о Февронии

Подготовиться к сочинению

8-9Р/р


Р.р. Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе»

2

Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63


Произведения русских писателей 18 века.

2

10

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок)

1

ода

Отзыв на стихотворе ние Выучить отрывок из оды наизусть

11


Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

1

прочитать поэму Пушкина «Полтава»



Произведения Русских писателей 19 века.

31

12


А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы

1

Выучить лекцию

13


«Медный всадник» выражение чувства любви к Родине.

1

поэма

14


«Песнь о вещем Олеге» художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

Песнь, баллада, летопись

Выучить отрывок наизусть

15


Р.Р. А. С. Пушкин - драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

1

Стр. 96-97 (вопросы)

16

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель»

1

17-18


Р.р. Сочинение по повести «Станционный смотритель»

2

А. Толстой «Князь Серебряный»

19-20


. М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

2

песня

Рассказ «Пир Ивана Грозного»

21


Р.Р. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи.«Молитва», «Ангел».

1

Выучить стихотворение

22


Н. В. Гоголь. Страницы жизни.История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»

1

повесть

Рассказ «Жизнь на Сечи»

23


Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

1

Выучить лекцию

24


Р.Р. подготовка к сочинению «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

1

Подготовиться к тестированию

25


И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

1

рассказ

Выучить лекцию

26


«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

1

прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»

27


И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»

1

Стихотворения в прозе

Выучить стихотворение «Русский язык»

28


Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

1

Стр. 244-245 (вопросы)

29


Р.Р. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

1

Устный рассказ о героине с цитированием

30


Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

выучить наизусть отрывок

стр. 261-274 (прочитать)

31


М. Е. Салтыков-Щедрин .

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

сатира

художественный пересказ эпизодов

32


Смысл противопоставления генералов и мужика.

1

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

33


М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

гротеск

Подготовиться к контрольному тестированию

34


Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина

1

Стр. 276-295 (прочитать)

35


Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.

«Детство» (главы). История создания.

Автобиографический характер повести

1

Устный рассказ о героях

36


Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения.

1

Подготовиться к сочинению.

37


И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

Бунин «Лапти»

38


И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

1

Стр. 297-304 (прочитать, вопросы)

39


А. П. Чехов Биография писателя .

«Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

1

Юмор, сатира

Горький «Детство» (прочитать)

Подготовить чтение по ролям «Хамелеон»

40


А. П. Чехов «Злоумышленник»

1

41


ВН.чт. смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

1

42


«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

1

Горький «Детство»



Произведения русских писателей 20 века.

27

43


М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»

44


Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

1

Подготовиться к художественному пересказу

45


«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Р/р подготовка к домашнему сочинению

1

Подготовиться к письменному сочинению-характеристике какого-либо персонажа из повести «Детство»

46


Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

Выучить отрывок

47


В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Выучить отрывок из стихотворения

48


Вн. Чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1

Отзыв на стихотворение

49


Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче»

1

Платонов «Юшка» (прочитать)

50-51


А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

2

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

52В\ч


Урок внеклассного чтения

.А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

1

Подготовиться к сочинению

53-54Р


Р.Р. Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

2

55


Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

1

Интервью с поэтом-участником ВОв

56


Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

1

Ответы на проблемные вопросы

57


Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

Носов «Живое пламя» (прочитать)

58


Р.Р. Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

Казаков «Тихое утро» (прочитать)

59


Вн.чт. Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

1

Выучить стихотворение на выбор

60


Урок внеклассного чтения Песни на слова русских поэтов 20 века Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

1

Готовиться к уроку-композиции

61


А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

1

Выучить стихотворение Твардовского

62


Д. С. Лихачев. «Земля родная»

1

63


М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Подготовиться к уроку-композиции

64


Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность».

1

Сочинение-миниатюра «Каким я себе представляю поэта»

65


Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

Сообщения; иллюстрации

66


Японские хокку. Особенности жанра.

1

хокку

О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

67


О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

1

Р. Брэдбери «Каникулы» (прочитать)

68


Урок внеклассного чтения Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

1

Подготовиться к итоговому тестированию

69-70


Итоговое тестирование Подведение итогов. Рекомендации на лето.

1



Перечень литературы

Основная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008

  2. Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. - М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература:

  1. Учителя:

  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005

  • Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007

  • Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007

  • Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007

  1. Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006

Электронное обеспечение курса:

Видеофильмы:

  1. «Садко»

  2. «Илья Муромец и Соловей азбойник»

  3. «Барышня-крестьянка»

  4. «Тарас Бульба»

Электронные диски:

  1. Христианское воспитание детей. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» МР3

  2. «Научи меня, Господи, славить тебя» Церковные песнопения МР3

  3. Классическая музыка для детей МР3


7

© 2010-2022