Нравственная сила добра в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЖиналиеваГульмираМендыбаевна,

учитель русского языка и литературы Новеньской СОШ с.Новенькое Зеленовского района Западно-Казахстанской области.

Урок литературы в 5 классе

Тема: Нравственная сила добра в сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»

Цель: Расширять представление учащихся о доброте и великодушии на основе сюжета сказки

Задачи:

- продолжить анализ сказки на основе непосредственной работы с текстом;

- развивать память, мышление и речь; совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

- воспитывать нравственное чувство; формировать читательскую культуру.

Ход урока

  1. Побуждение. Разминка «Друзья по часам»

II. Актуализация

1. Конкурс иллюстраций к сказке.

Показ иллюстраций учащиеся сопровождают комментариями изображенного эпизода.

2. Блиц-опрос:

- Сколько братьев было у Элизы?

- Чем и на чем писали во время уроков братья Элизы?

- Сколько заплатили за книжку Элизы?

- Что дала мачеха детям вместо пирожных и печеных яблок?

- Сколько лет исполнилось Элизе, когда ее отправили домой?

- Что предстояло сделать жабам?

- Кто рассказал Элизе об одиннадцати лебедях в золотых коронах?

III. Диалогическое обучение

1. Исследовательская беседа:

- Почему злой мачехе не удалось довести свои планы до конца?

«Девушка была так набожна и невинна, что колдовство никак не могло подействовать на нее».

- Перед чем оказалось бессильным зло?

Перед чистой душой, любящим и добрым сердцем.

- Найдите в тексте эпизоды, показывающие доброту Элизы.

- Чему научили Элизу деревья, растущие по берегам реки, и морские волны?

- Какие человеческие качества помогли Элизе спасти своих братьев?

Доброта, трудолюбие, целеустремленность, верность, честность, самопожертвование, храбрость, мужество, выдержка.

- От чего исчезали волдыри и утихала боль на обожженных крапивой руках Элизы?

От слез ее младшего брата.

- Почему мышки и дрозд помогают Элизе?

2. Работа с текстом:

- Прочитайте и перескажите близко к тексту сон Элизы, в котором фея фата-моргана рассказывает девушке, как она может спасти своих братьев.

3. Словарная работа.

- Дайте толкование следующим словам:

чучело, лозняк, мешковина, архиепископ, знамение, волокно, благоухание, пурпур, галерея, уста, бранные, исповедальня.

В случае затруднений, обратитесь к толковому словарю.

IV. Осмысление:

1. Работа с выразительными средствами языка.

Проверим наблюдательность! Закончите сравнения, которые встречаются в сказке. Объясните, какую роль они играют в тексте

Целый день летели лебеди, как _______________________________________.

Солнце погасло, как ________________________________________________.

Вода тихо вздымалась, словно _______________________________________.

В траве мелькали, точно __________________________________, сотни светлячков.

Высокие стволы стояли, точно _______________________________________.

2.Работа в парах: Природа в сказке «Дикие лебеди» помогает девушке. Выпишите пейзажные зарисовки, доказывающие это.

3.Творческая работа. Написание эссе:

«Добро, Истина и Красота побеждают», - говорил Андерсен. А как считаете вы? Какие человеческие качества помогли Элизе спасти своих братьев?

V. Этап информации о домашнем задании

Часто у Андерсена героями сказок становятся самые обыкновенные предметы: штопальная игла, фонарь, стручки и др. Попробуйте придумать сказку, увидев в обычных предметах, которые вас окружают, что-то волшебное, занимательное, поучительное.

VI. Этап рефлексии. Подведение итогов.









© 2010-2022