Конспект урока по литературе для 11 класса «Война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Цель: 1. Раскрыть трагическую судьбу юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом;     2. Помочь учащимся понять, какой ценой досталась победа нашей стране;     3. Воспитание патриотических чувств у учащихся.   Ход урока. 1.     Вступительное слово учителя.          Война! – жесточей нету слова,          Война! – печальней нету слова,          Война! – святее нету слова,          В тоске и горе этих лет. Сегодня на уроке войну представляет Борис Львович Васильев, который сам ушел на фронт в 19 лет.   2.     Презентация о Б.Васильеве и истории создания повести «А зори здесь тихие» (подготовили учащиеся, заранее получившие задание) «Я хотел  рассказать о  пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать  так , чтобы они сами словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками 30 –х годов» Учитель: в основе повести – небольшой по масштабам войны эпизод. Но автор так рассказал об этом, что за маленьким эпизодом встает вся минувшая война – в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека. 3.     Работа по содержанию повести. - Где  же происходит действие повести? (Ответ словами из текста) - Обратимся к названию. На первый взгляд так и кажется, что речь пойдет о чем-то безмятежном, спокойном. Однако название и содержание повести подчеркивают контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. В самом названии  и в тех строках, где описывается неброская северная природа, - это уже протест против войны. Одна из особенностей повести состоит в том, что автор показал переход от  будничного к бессмертному. - Что же привело девушек на фронт? Что мы узнаем об их прошлом? Почему об этом рассказано подробно? Соня Гурвич – на войну попала из института. (Рассказ ученицы о прошлом  Сони ) Галя Четвертак- бывшая детдомовка, маленькая, «замухрышка»,  которая не подходила  « под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом». (Рассказ о прошлом Гали) Лиза Бричкина  (рассказ о Лизе) В нее «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». «…Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня…» - Постепенно дорогими и близкими для Васкова становятся девчата, в его душе возникает трепещущая тревога за своих подчиненных. Но схватка с врагом складывается трагически, ему приходится одну за другой хоронить своих девчат, порой так и не сделавших ни одного выстрела. - После первых потерь Васков винит себя: «Хватит тех, что погибли,по горло хватит, до конца жизни». - Оставшиеся в живых после первых схваток Женя Комелькова и Рита Осянина опытнее других. История Жени (Рассказывает ученица). Женя – одна из ярких личностей в повести. - Она могла затаиться, не стрелять. Почему она стреляет? (ответы учащихся) История Риты. Она самая опытная, хладнокровная, человечная. (Почему она стреляет в себя?  Права ли она?)   Ответы учащихся. «Родина ведь не с каналов начинается… А мы ее защищали». - Васков остался один. Ранен. Устал. Почти без оружия. И он берет в плен оставшихся фашистов. - Каким  же показан этот герой в повести? Сначала? А потом. (Сначала это человек внешне суровый, неразговорчивый, постепенно мы видим, что это добрый, скромный , человечный старшина).              Б. Васильев вспоминал старшину, с которым он служил в начале войны: был он с нами всегда суров, мы сначала его невзлюбили. Но он готовил из нас солдат, поэтому нужна была дисциплина и строгость. - Какие мысли мучили Васкова после гибели девушек? - Какие черты его раскрываются в схватке с врагом? В чем сила и человеческая красота старшины Васкова? 4.     Просмотр фрагментов из одноименного фильма С. Ростоцкого, поставленного по повести.   5.     Подведение итогов.   - Чем заканчивается повесть? (в эпилоге в письме одного юноши к своему другу мы узнаем о дальнейшей судьбе Федота Евграфовича Васкова и сына Риты, которого он вырастил). - Почему же гибнут девушки?     Литература: Б.Васильев «А зори здесь тихие». Комсомольская правда. М- С.-Пет., 2011г.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература, 11 класс

Тема. Война в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

Сорокина Лариса Денисовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34

с углубленным изучением отдельных предметов»

Цель: 1. Раскрыть трагическую судьбу юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом;

2. Помочь учащимся понять, какой ценой досталась победа нашей стране;

3. Воспитание патриотических чувств у учащихся.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Война! - жесточей нету слова,

Война! - печальней нету слова,

Война! - святее нету слова,

В тоске и горе этих лет.

Сегодня на уроке войну представляет Борис Львович Васильев, который сам ушел на фронт в 19 лет.



  1. Презентация о Б.Васильеве и истории создания повести «А зори здесь тихие» (подготовили учащиеся, заранее получившие задание)

«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так , чтобы они сами словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками 30 -х годов»

Учитель: в основе повести - небольшой по масштабам войны эпизод. Но автор так рассказал об этом, что за маленьким эпизодом встает вся минувшая война - в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека.

  1. Работа по содержанию повести.

- Где же происходит действие повести?

(Ответ словами из текста)

- Обратимся к названию. На первый взгляд так и кажется, что речь пойдет о чем-то безмятежном, спокойном. Однако название и содержание повести подчеркивают контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. В самом названии и в тех строках, где описывается неброская северная природа, - это уже протест против войны.

Одна из особенностей повести состоит в том, что автор показал переход от будничного к бессмертному.

- Что же привело девушек на фронт? Что мы узнаем об их прошлом? Почему об этом рассказано подробно?

Соня Гурвич - на войну попала из института.

(Рассказ ученицы о прошлом Сони )

Галя Четвертак- бывшая детдомовка, маленькая, «замухрышка», которая не подходила « под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом». (Рассказ о прошлом Гали)

Лиза Бричкина (рассказ о Лизе)

В нее «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». «…Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет - теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня…»

- Постепенно дорогими и близкими для Васкова становятся девчата, в его душе возникает трепещущая тревога за своих подчиненных. Но схватка с врагом складывается трагически, ему приходится одну за другой хоронить своих девчат, порой так и не сделавших ни одного выстрела.

- После первых потерь Васков винит себя: «Хватит тех, что погибли,по горло хватит, до конца жизни».

- Оставшиеся в живых после первых схваток Женя Комелькова и Рита Осянина опытнее других.

История Жени (Рассказывает ученица). Женя - одна из ярких личностей в повести.

- Она могла затаиться, не стрелять. Почему она стреляет?

(ответы учащихся)

История Риты. Она самая опытная, хладнокровная, человечная.

(Почему она стреляет в себя? Права ли она?) Ответы учащихся.

«Родина ведь не с каналов начинается… А мы ее защищали».

- Васков остался один. Ранен. Устал. Почти без оружия.

И он берет в плен оставшихся фашистов.

- Каким же показан этот герой в повести? Сначала? А потом.

(Сначала это человек внешне суровый, неразговорчивый, постепенно мы видим, что это добрый, скромный , человечный старшина). Б. Васильев вспоминал старшину, с которым он служил в начале войны: был он с нами всегда суров, мы сначала его невзлюбили. Но он готовил из нас солдат, поэтому нужна была дисциплина и строгость.

- Какие мысли мучили Васкова после гибели девушек?

- Какие черты его раскрываются в схватке с врагом?

В чем сила и человеческая красота старшины Васкова?

  1. Просмотр фрагментов из одноименного фильма С. Ростоцкого, поставленного по повести.



  1. Подведение итогов.

- Чем заканчивается повесть? (в эпилоге в письме одного юноши к своему другу мы узнаем о дальнейшей судьбе Федота Евграфовича Васкова и сына Риты, которого он вырастил).

- Почему же гибнут девушки?

Литература:

Б.Васильев «А зори здесь тихие». Комсомольская правда. М- С.-Пет., 2011г.

© 2010-2022