Конспект урока Виды предложений по цели высказывания (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Учебник «Русский язык» 5 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Тема урока: виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложений.

Цель урока: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.

Планируемые результаты

  • Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

  • Предметные: распознавать виды предложений по цели высказывания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять и х в речевой практике.

  • Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Формы работы

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая

Тип урока: формирование умений и навыков.



Ход урока

I этап. Организационный.

Задача - создать доброжелательную атмосферу, настроить на урок (показываю детям стеклянный шар и прошу передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.)

«Мы тоже будем внимательны друг к другу и словам, которые будем произносить».) Число, классная работа.

II этап. Актуализация знаний.

Работа с текстом (раздаю текст ученикам.)

Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?

Текст

Ученики читают текст.

С середины лета до поздней осени в л..сах ст..ит гр..бная п..ра Где растет белый гриб А где подберезовик Какие шляпки у под..синовиков Большими семьями сел..тся около пней опята Рыж..ки растут между м..лодыми сосенками и елями забираются под сухие опавшие ели Интересен осенний лес

- Ребята, что мешает вам легко прочитать текст? (Нет знаков препинания в конце предложений.)

А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы, почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .

Помогите мне сформулировать тему. Ученики пробуют сформулировать тему. (Знаки препинания в конце предложений.) Записываем тему урока на доске и в тетрадях.

- Как вы думаете, от чего же зависит выбор знака препинания? Когда лучше поставить точку, а когда - вопросительный знак?

- Работаем над предложениями в тексте: расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

- Я вижу, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какую же цель мы поставим?

Дети предлагают цели:


  • Узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

  • Чем эти предложения между собой отличаются?

  • Правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

III этап. Реализация. Поиск решения проблемы.

- Ребята, подумаем, как нам добиться поставленных целей?)

(Предложения учеников: посмотреть в учебнике, вспомнить, что знали по этой теме)

Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

- Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки.

«V» - знал(а)

«+» - новое для меня

«-» - думал(а) иначе

«?» - осталось непонятным

Работа с текстом после прочтения

  1. Что вы знали по этой теме? (ученики проговаривают, что они знали по данной теме)

  2. Какая информация была новой?

  3. А о чём вы думали иначе?

  4. Что осталось непонятным?

- Ребята, давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. (Текст для самопроверки на экране)- Проверьте, правильно ли вы расставили знаки препинания в тексте. -Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

(Ответы нескольких учеников)

Вывод: знак препинания зависит от цели высказывания, а не цель высказывания зависит от знака препинания в конце предложения.

- Ребята, почему так важно уметь читать предложения с правильной интонацией? (Потому что интонация помогает определить вид предложения). Учимся выразительно читать предложения разных видов.

Упражнения 145,146.148 (устно).

Физкультминутка:

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Составим и запишем три побудительных предложения, в которых вы должны попросить, посоветовать или потребовать вернуть книгу. (Верните мне, пожалуйста, книгу. Верните побыстрее книгу. Вернули бы вы книгу.)

- Что помогает нам смягчить требование? (Слова вежливого обращения)

Напоминаю, что слово «пожалуйста» выделяется на письме с двух сторон запятыми.

- Какой вывод мы можем сделать? Побудить к действию мы можем разными способами: попросить, посоветовать, потребовать и приказать, но даже в таких предложениях тон может быть мягким и спокойным.

- Оцените работу друг друга (в парах)

- Что же дальше? (Теперь попробуем сами использовать в своей речи разные по цели высказывания предложения).

Упражнение 149 (Творческая работа, выполняется в группах). Написать о походе, используя разные виды предложений.

Пример:

Иван Иванович собрал ребят перед походом. Он сказал: «Ребята, встаньте в 7.00 утра, возьмите с собой котелки и удочки. Путь предстоит нелегкий. У кого есть ко мне вопросы?» «Посмотрите, пожалуйста, правильно ли я собрал рюкзак»,- попросил Петя. Ребята внимательно слушали своего руководителя. Они первый раз шли в поход.

Каждой группе предлагается составить свой текст, к нему - комплект заданий: объяснить, какие предложения по цели высказывания они использовали, какие знаки препинания поставили. Почему? Каждый ученик группы должен быть готов ответить на любой вопрос по теме.

Проверка работы групп. Один ученик из группы читает текст и объясняет, какие они здесь использовали разные по цели высказывания предложения и какие знаки препинания поставили.

Другие группы оценивают правильность ответа

Учитель выборочно проверяет тетради, и сами учащиеся из разных групп тоже занимаются проверкой.

IV этап. Рефлексия: наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что показалось интересным?

Что удивило?

Мне в жизни это пригодится…

Для меня было открытием то, что…

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

  • Если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней;

  • Если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать;

  • Если использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п.

  • Учащиеся оценивают свои знания и работу на уроке, выставляют себе и друг другу оценки, обосновывают их.


V этап. Домашнее задание.

Учитель даёт комментарий к домашнему заданию: п. 29, № 150 или доработать сочинение, выставляет оценки в дневник.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Урок окончен.

© 2010-2022