Конспект урока в 5 классе. Написание гласных о-а в коне рос, раст, ращ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 5 классе. Написание гласных о-а в коне рос, раст, ращ.Написание гласных о-а в коне рос, раст, ращ.

Цели:

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме
"Буквы О - А в корне -раст- - -рос-- -ращ-" и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в парах.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Ход урока:

  1. Оргмомент Добрый день.

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся,

И чаще сбываются

Заветные мечты. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение до конца урока.

  1. Запишем число, классная работа. Приготовились к уроку.

  2. Задание на доске. ВСТАВЬТЕ БУКВЫ. Д..жди, сл..гать, изл..жить, предл..гать, выр..щенный, р..стение, зар..сли, выр..стили, отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

- Почему мы не можем вставить буквы в слова ,выр..щенный, р..стение, зар..сли, выр..стили ? Верно, мы не знаем правила.

Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

А ну скажите скорей

Какой же будет тема?

Запишем тему: Тема: Написание гласных о-а в коне рос, раст, ращ.

- Что мы должны узнать на уроке? ( Когда писать о, а когда а в корнях рос, раст, ращ.)

- А где нам пригодятся эти знания? ( речь должна быть грамотной, пригодятся эти знания на последующих урока, на экзаменах)

Итак цели урока: 1) узнать, когда пишется букава А , а когда буква О в корне -раст-, -рос-, -ращ-;

2) Учиться грамотно выражать свои мысли.

3. Итак, давайте понаблюдаем:

Выросла растет

Росли выращенный

- Какой можно сделать вывод? В корнях раст, рос, ращ перед ст и щ пишется буква а, а перед с пишется буква о.

- Теперь давайте вернёмся к заданию и доделаем его. Задание на доске. ВСТАВЬТЕ БУКВЫ. Д..жди, сл..гать, изл..жить, предл..гать, выр..щенный, р..стение, зар..сли, выр..стили, отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

- Ответь-те, а почему в последних словах уже стоят буквы? Написание о-а подчиняется изученному правилу или нет? ( нет, не подчиняется, это слова исключения, нам их нужно запомнить)

- А чтобы нам легче их было запомнить, обратимся к кейсу и найдём там стихотворение. Приложение № 1

- В приложении № 2 есть таблица, в которой собраны все корни по теме «Чередование гласной в корне слова». Эта памятка вам очень пригодится.

- Скажите, а вы знаете значение слова ОТРАСЛЬ? Давайте заглянем в толковый словарь. Приложение №3

ОТРАСЛЬ, -и, ж. Отдельная область деятельности, науки, производства. Новая отрасль промышленности. // прил. отраслевой, -ая, -ое.

Молодцы

-Теперь снова вернёмся к кейсам и поработаем с текстом. Приложение № 4


Зарядка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

У: откройте ,пожалуйста, свои кейсы с заданием.

Текст. Прочтём его.

1). Наш город Торжок ____________________ на берегу реки Тверца.

2). Его окрестности удивляют богатой ____________________.

3). Решили отправиться в поход.

4). Мы аккуратно _______________рюкзаки и отправилисьпо предложенному маршруту.

5). Справа от нашей стоянки___________ берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Слова для справок: распол..житься, р..стительность, р..сти,сл..жить,

Сравним с образцом.

Ответьте на вопрос:

- О чём этот текст?

- Найдите предложение с однородными членами. (4)

- Назовите сложное предложение ( 5)

- Вы знаете, где расположен город Торжок? ( в Тверской области) (смотри карту)

- А знаете ли вы, что у этого маленького города очень трагичная история. Во времена Великой Отечественной войны город Торжок и ещё многие города Тверской области были разрушены до основания. Скажите, а какую знаменательную дату мы будем отмечать в этом году 9 мая? ( 70- летие победы)

- Молодцы!

5. Наряди дерево. Какое время года за окном? (весна). Деревья стоят голые. Вот у нас тоже есть дерево. Давайте нарядим его листочками. Только листочки у нас непростые. В каждом листочке зашифровано слово, вам нужно вставить букву и повесить листок на нужную сторону. Слева с О, а справа с А. Молодцы.



  1. Отдохнули. Теперь давайте поиграем в иргу « корректор».Приложение 5. Вы знаете , кто такой корректор? Правильно, он исправляет ошибки. У вас текст, исправьте ошибки. Указом президента Российской Федерации 2015 год объявлен годом Литературы. Очень много различных мероприятий запланировано провести. О некоторых из них вы узнаете из текста, в котором и нужно исправить ошибки.

Уже традиционным апрельским празником стала «Библионочь». Одну ночь в году государственная библиотека имени Ленина открывает свои двери. Для всех желающих вхотсвободный. А самой крупной акцией Года литературы станет книжный фестиваль на Красной площади.

  1. А теперь давайте проверим ваши знания. Возьмите тесты и прорешайте задания А 1- А 5.

  2. Проверим и оценим свою работу(сравнить с ответами и выставить отметку)

  3. Итак, что вы сегодня узнали? Чему научились?



  1. Рефлексия. Попробуем оценить свою работу на уроке, а в этом нам поможет приложение № 6 Продолжи предложение

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …

9. Домашнее задание. Выучить правило п 85, написать сочинение , используя слова, с изученной сегодня орфограммой.

10. Итак, подарите улыбку тому, кому вам хотелось бы подарить сегодня хорошее настроение. Спасибо за урок







Приложение № 1

Запомни!

Корень РОС влюбился в О

Ему очень повезло.

Там, где есть СТ и Щ,

Пишем только букву А.

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

РОСТИСЛАВОМ звали.

Он РОСТОК себе купил

Где-то на базаре.

Слова -исключения пишем с О,

Их запомнить нам легко!

Только ОТРАСЛЬ одна

Не может жить без А

Приложение № 2

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМпод ударением пишемто, что слышим

Правописание зависит от места ударения

корни

Под ударением

без ударения

исключения

-гар-/-гор-

загАр

загОреть

ВыгАрки, изгАрь, пригАрь

-зар-/зор-

зОрька

зАря

зОревать

-клан-/-клон-

клАняться/поклОн

поклОнить

-твар-/-твор-

твАрь/твОрчество

твОрить

УтвАрь

-плав-/-плов-

плАвник/плАвать

ПлОвец, плОвчиха

плЫвун

Правописание зависит от согласных в корне

корни

-раст-/-ращ-/-рос-

Перед СТ, Щ

рАстить/вырАщивать

Перед С

вырОсли

отрАсль, рОсток, рОстовщик, Ростов, Ростислав

-скак-/-скоч-

Перед К-А

прискАкать

Перед Ч-О

заскОчить

скАчок, скАчу

Правописание зависит от суффикса А

корни

Есть суфф. А

Нет суфф. А

Исключения

А

О

-лаг-/-лож-

полАгать

полОжить

пОлог

-кас-/-кос-

кАсаться

кОснуться

И

Е

-бир-/-бер-

собИрать

собЕру

-дир-/-дер-

обдИрать

обдЕру

-мир-/-мер-

замИрать

замЕреть

-тир-/-тер-

обтИрать

обтЕтеть

-пир-/-пер-

запИрать

запЕреть

-стил-/-стел-

расстИлать

расстЕлить

-блист-/-блест-

блИстать

блЕстеть

-жег-/-жиг-

зажИгать

выжЕг

-чет-/-чит-

вычИтать

вычЕсть

сочЕтать, сочЕтание

-им-/-ем-/-ин-/-ен-

пожИмать/начИнать

Правописание зависит от лексического значения

Корни

пример

исключения

-мак-/-моч-/-мок-

Погружать в жидкость

-МАК-

Пропускать жидкость

-МОК-/-МОЧ-

МАКать хлеб в сметану

выМОКнуть под дождём

-равн-/-ровн-

Равный, одинаковый, наравне

-РАВН-

Ровный, прямой, гладкий

-РОВН-

поРАВНяться

выРОВНять

РАВНина

РОВесник

поРОВНу

уРОВень

Приложение № 3

ОТРАСЛЬ, -и, ж. Отдельная область деятельности, науки, производства. Новая отрасль промышленности. // прил. отраслевой, -ая, -ое.

Приложение № 4

Текст. Прочтём его.

1). Наш город Торжок РАСПОЛОЖИЛСЯ на берегу реки Тверца.

2). Его окрестности удивляют богатой РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ.

3). Решили отправиться в поход.

4). Мы аккуратно СЛОЖИЛИ рюкзаки и отправилисьпо предложенному маршруту.

5). Справа от нашей стоянки РОСЛИ берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Слова для справок: распол..житься, р..стительность, р..сти,сл..жить,

Приложение № 5 Игра «Корректор»

Уже традиционным апрельским празДником стала «Библионочь». Одну ночь в году государственная библиотека имени Ленина открывает свои двери. Для всех желающих вхоДсвободный. А самой крупной акцией Года литературы станет книжный фестиваль на Красной площади.

Приложение № 6

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …





Приложение 2. Тест

Вариант 1

А1. В каком ряду на месте пропусков пишется буква а?

  • а) выр..стили, отр..сль, взр..щённый

  • б) вр..сли, р..стки, водор..сли

  • в) разр..статься, р..стение, выр..с

  • г) выр..щивать, р..сту, пор..сль

А2. В каком ряду на месте пропусков пишется буква о?

  • а) подр..с, прир..сти, р..сток

  • б) перер..с, р..сток, возр..ст

  • в) р..стовщик, р..сток, подр..сли

  • г) возр..ст, прир..сти, подр..сли

А3. В каком слове пропущена буква о?

  • а) возр..ст

  • б) отр..сль

  • в) р..сток

  • г) р..сту

А4. В каком слове пропущена буква а?

  • а) р..стовщик

  • б) выр..сли

  • в) р..сток

  • г) возр..ст

А5. Найдите слово исключения.

  • а) прор..стать

  • б) отр..сль

  • в) отр..щивать

  • г) зар..с

С. Напишите небольшое рассуждение на тему «С чего начинается Родина?», используя слова с изученной орфограммой.

Вариант 2

А1. В каком ряду на месте пропусков пишется буква а?

  • а) р..сти, ср..щение, возр..ст

  • б) р..сти, р..сток, пор..сль

  • в) разр..слись, р..стения, прор..сти

  • г) перер..с, возр..ст, отр..сль

А2. В каком ряду на месте пропусков пишется буква о?

  • а) зар..сли, водор..сли, р..стение

  • б) отр..сток, подр..с, р..сток

  • в) р..сту, Р..стов, Р..стислав

  • г) выр..щивать, р..сток, прир..сти

А3. В каком слове пропущена буква о?

  • а) взр..щивать

  • б) возр..ст

  • в) р..сток

  • г) выр..сту

А4. В каком слове пропущена буква а?

  • а) отр..сток

  • б) выр..с

  • в) Р..стислав

  • г) выр..щивать

А5. Найдите слово исключения.

  • а) Р..стов

  • б) пор..сль

  • в) выр..щивать

  • г) отр..стить

С. Напишите небольшое рассуждение на тему «С чего начинается Родина?», используя слова с изученной орфограммой.

Приложение Карта



© 2010-2022