Исследовательская работа на тему Интерпретация сновидений в литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление: Литературоведение





Интерпретация сновидений героя в русской литературе.

(На примере романа Марии Быковой и Ларисы Телятниковой «Удача любит рыжих»)

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 10 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Онежского района

Периной Ксенией Станиславовной

Научный руководитель - учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Онежского района

Варакина Лидия Константиновна



г. Онега, 2014

Содержание

Введение

1.Сон как литературный прием 5

1.1. Классификация литературных снов 6

1.2. Сон в литературе Нового Времени 8

2.О трилогии Марии Быковой и Ларисы Телятниковой 8

2.1. Интерпретация сновидения. Сон первый 2.2. Интерпретация сновидения. Сон второй

Заключение 12







Введение

Сон - это всегда что-то загадочное, необъяснимое. В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы представляли сон полноценным "действующим лицом" своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон - это время, когда освобождается подсознание человека.

И он не скован внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он - мудрый старец.

В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека.

Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и колдовство... Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны - одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XXI века. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений у писателей России? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному.

Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбрана книга в жанре фэнтези Марии Быковой и Ларисы Телятниковой «Удача любит рыжих», в которой снам отводится очень важная роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и их, идейная направленность.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них помогает глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Целью работы является определение смысла, роли и классификации снов в тексте произведения Марии Быковой и Ларисы Телятниковой «Удача любит рыжих». При выборе произведения для исследования определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что представление снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучение основных «типов» сновидений в художественном произведении, наилучшим образом отвечающих избранной теме; определение роли сна в содержании этого произведения; и наконец, составить некую классификацию сновидений в произведениях различных писателей.

Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.

Гипотеза нашего исследования: сон как художественный прием используется в русской литературе жанра фэнтези не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности, и зависит во многом от мировоззрения автора.

1.Сон как литературный прием

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна - весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Известно, что ведущим приемом он был у писателей - романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий.

Сон одного из действующих лиц литературно - художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев

Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон - безопасный повод для откровенности.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  1. комментирование и оценка изображенных событий;

  2. психологическая характеристика персонажа;

  3. осмысление идейного содержания произведения;

  4. «чужой пророческий голос» - общение с божественным.

Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.

В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

1.2 Классификация литературных снов

В литературных памятниках сюжеты отчетливо распадаются на две группы явлений, функционирующих на разных уровнях абстракции и имеющих, по-видимому различное происхождение:

  1. Представленные в сжатой форме, как украшение (обычно вещий сон).


  1. В более свободной форме, как повествовательная рамка, обрамление произведения в целом (от него почти не отличается жанр видения). Первая форма представлена в большинстве эпических традиций. Вторая форма стадиально более поздняя, возникает в римской литературе. В средневековой поэзии сновидение - один из самых частых типов рамочной конструкции (например, знаменитый «Роман о Розе»). Иногда он встречается и в прозе («Четырехголосая инвектива» Алена Шартье).


  1. Сон-сюжет. Автором «описывается сновидение, как форма для развития основного сюжета, и все литературное произведение является содержанием сна одного из действующих лиц. Этот прием художественной изобразительности как бы помогает читателю, слушателю или зрителю перейти от действительности к эстетическому созерцанию, - уснуть в начале развития действия, чтобы снова проснуться при его завершении - вернуться к переживаниям обыденной жизни». Иногда сновиденье героя служит формой лишь эпизодического сюжета, выделяя его, как значительный эпизод.


  1. Психологический сон, характеризующий состояние героя - в литературе Нового времени прием усложняется. Показательно использование мотива сна в творчестве Достоевского: Михаил Бахтин указывает, что в художественном мире этого писателя преобладает кризисная вариация сна, то есть сновидение, приводящее к перелому во внутренней жизни человека. Данный тип сна выступает как «необычайно важное, этапное, кульминационное событие в духовной жизни героя».

Являются своеобразным духовным катарсисом, этическим и мировоззренческим "чистилищем", путеводной нитью к первозданным и незыблемым, общечеловеческим моральным ценностям и императивам».

«Описание сновидения, как литературный прием, часто бывает эффектным в тех случаях, когда сложный, запутанный или фантастический и непонятный сюжет предлагается вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне. К этому приему прибегает Гоголь в повести "Майская ночь или утопленница".

  • Сон - рамка литературного произведения

  • Сон - форма основного сюжета

  • Сон - форма эпизодического сюжета

  • Сон - неожиданное разъяснение фантастического сюжета

  • Сон - завязка и разрешение сложной коллизии

  • Сон - изобразительный эффект

  • Сон - переход от действительности к утопическому будущему

  • Сон - переход от прошлого к современности

  • Сон - вещее предвосхищение героем судьбы, развязки литературного произведения

  • Сон - изложение мировоззрения

  • Сон - этическая оценка

  • Сон - настроение

В.Руднев в статье «Культура и сон» выделяет следующие мотивировки введения сна в текст:

  • Возможность полной свободы героя до момента просыпания;

  • Эстетико-философская мотивировка, так сказать, комментарии к жизни;

  • Возможность путешествия во времени;

  • Возможность увидеть будущее человечества - создание утопии или антиутопии;

  • Возможность осознания прошлых поступков и реализации, таким образом, вины героя.

1.3.Сон в литературе нового времени

Особое значение прием сновидения приобретает в литературе Нового времени, где являет усложнение своей структуры и функций.

В постмодернизме сновидения утрачивают романтическую окраску, зачастую свойственную снам в литературе Серебряного века. Они приобретают пародийность, игровой характер. Перестают быть "вторым миром", "отдельной реальностью", занимают свое место в повседневности, становятся равны ей и даже больше нее. Сновидения приобретают характер то навязчивого бреда, вытесняющего обыденную, бытовую реальность, то странных откровений о мироустройстве, в котором сосуществуют разные формы жизни.

Стивен Кинг, например, утверждает, что вдохновлялся своими сновидениями при создании «Мизери» так же, как и при написании некоторых других книг.

2. О трилогии Марии Быковой и Ларисы Телятниковой «Удача любит рыжих»

Для многих читателей в 2011 состоялось знакомство с новым персонажем в ряду книг жанра фэнтези, Яльгой Ясицей, героиней книги Марии Быковой и Ларисы Телятниковой «Удача любит рыжих». Первые впечатления оказались яркими… и понесло! Студентка Академии Магических искусств оказалась довольно симпатичным человеком, а все её злоключения описаны настолько зрительно, настолько ярко и в то же время занимательно, что ждёшь - не дождёшься продолжения.

Атмосфера студенческой жизни на первом курсе захватывает читателя, хотя по бесшабашности некоторых проделок (создание мгымбра, карточные игры, олимпиады), помимо обычного живого юмора, в романе встречаются фразы, которые рано или поздно обязательно пойдут в народ. Это не только бытующие в студенческой среде, но и вневозрастные перлы, например, «у некроманта и лекаря методы одни и те же и цель одна: поднять клиента на ноги».

Естественно, много осталось за кадром, но у многих читателей складывается впечатление, что в российском фэнтези появился новый жизнеспособный персонаж, имеющий все шансы побороться за благосклонность читателей.

2.1.Интерпретация сновидений

Глубокая, незаурядная, исключительная героиня, находящаяся в постоянной рефлексии (говорят, признак истинных интеллигентов), видит сны едва ли не каждую ночь. Цветные, яркие, полные движения, погонь, схваток, интриг. Как будто ей мало ярких эмоций в жизни! Один экзамен по боевой магии чего стоит! Жанровое своеобразие этих снов вполне обычно: кошмары, приключения, а также сны «смутно любовного содержания».

В романе «Удача любит рыжих» читателю подробно и ярко рассказывается о двух снах главной героини Яльги Ясицы. Отличительной особенностью этого романа является неожиданный переход от реальной жизни ко сну. Грань между сном и реальностью здесь практически стерта. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни.

Для исследования характера и роли снов я хотела бы обратиться к 2 фрагментам романа. Назовём их условно «Первый сон Яльги», и соответственно «Второй сон Яльги».

Итак, первый сон нашей героини. А зачем авторам включать его в описание? Ведь жанр фэнтези сам по себе предполагает нечто вымышленное, местами фантастическое. Какую роль играют указанные эпизоды? Какую характеристику в классификации можно им присвоить? Воспользуюсь тем, что в критической литературе книги, вышедшие недавно, просто ещё не подверглись строгому критическому разбору…

Первый сон Яльга видит, словно погрузившись в некий транс.

Пробравшись со своими друзьями с одного факультета на крышу Академии, Яльга замирает перед представшей великолепной картиной Межинграда, «пускай и скрытого мглой, но прекрасного». Город вдруг предстал перед ней цельным образом. Она была так впечатлена величественной картиной, которая стремительно менялась так, что город превращался в лесную поляну, ночная темнота сменялась розово-багровым полумраком.

Трое (волкодлак, человек и полукровка) стояли, сомкнувшись в круг. Белая вспышка озарила холм и долетела до крыши. Через несколько секунд раздался громовой раскат.

Не было слышно ни звука: ни человеческого голоса, ни конского топота, ни пения птиц. И в какой-то момент из-за угла выскользнула огромная серая тень. Это был Волк, мягко шагающий по степной опушке.

«Мне не было никогда так страшно, - признается героиня. - Я опомнилась только тогда, когда сон полностью сняло рукой, но в глазах до сих пор стояла картина Волка с его клыками и черными чарами. И в голове у меня неотвязно вертелся короткий отрывок:

Сидела старуха

В Железном Лесу

И породила

Фенрира род;

Из этого рода

Станет один

Мерзостный тролль

Похитителем Солнца…».

Все эти мимолётные указания звучат как назойливая нота, однако сон является вещим. Он - предзнаменование того, что скоро её ждут кардинальные перемены. Итак, главная мысль этого эпизода заключается в таинственности, некой загадке будущего и разных пророчеств. Присваиваем первому сну ярлык «Пророческий»

Второй сон, в котором знакомые прежде личности предстают в неожиданном свете, «иное тайное становится явным, а иное предпочитает оставаться загадкой».

Этот сон необычен, прежде всего. тем, что он повторяющийся. Каждый високосный год, 29 снежня (февраля) Яльга видит один и тот же сон! Повторяющийся циклично, каждые 4 года, этот сон забывается через несколько дней… до следующего раза. Девушка мучительно размышляет: «Что всё это значит? Почему каждый «лишний» день в году, дополнительный день зимы ей «дарит» загадочное сновидение, повторяющееся с назойливой цикличностью, заставляя романтичную героиню, разумницу, с аналитическим складом ума, самую талантливую на факультете, мучительно размышлять над значением этого сновидения.

Этот сон предвосхищается такими словами: « Но такого странного сна мне прежде не снилось». (Ну понятно - она же их каждый раз забывала!).

Его студентка Ясица видит уже после олимпиады по некромантии. Ей снятся уже пережитые события жизни своего Магистра.

«...Я стояла посреди большого зала, освещенного сотнями магических свечей. Подойдя к ближайшему окну, я обозрела до боли знакомый двор; двор этот, да ещё то, что воздух в зале чуть подрагивал от чар, подсказали мне, что я нахожусь в стенах родной Академии Магических Искусств».

« Здесь было шумно, людно, эльфно и немножко гномно: в зале находилось адептов, наверное, с сотню, все веселые и одетые по-праздничному. То и дело в воздухе взрывалась очередная иллюзия. Похоже было на то, что все они ждут чего-то официального, серьезного и радостного одновременно.

У самой двери молодой человек обернулся. Он посмотрел на меня. Этого не могло быть: никто не мог меня увидеть. Но Эгмонт смотрел именно на меня; потом взгляд его сместился чуть левее и выше, где вообще никого не имелось. Он сощурился, точно стараясь рассмотреть исчезающее видение; на всякий случай я даже пощупала воздух в том месте, на которое он смотрел. Пусто. Он еще раз посмотрел на меня, запоминая, и вышел в коридор ».

Этот сон приоткрыл героине завесу над тайнами, истоки которых в прошлом героя. Заставляет её задуматься о некой таинственной связи с её магистром.

Этот сон удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Писательницы нагнетают нарастающее чувство тревоги, чтобы как можно более точно и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героини и своего Магистра. Таким образом, этому сну трудно приписать определенный статус и характеристику, потому что сон - взгляд в прошлое героя в классической литературе (сон Обломова, Раскольникова) довольно-таки распространенный прием, но сон - взгляд в прошлое другого человека в литературе встречается редко.

Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную функцию, но их общее назначение, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения





Заключение

Сон литературного героя - это часть его жизни, история его души. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Изучив классификацию сновидений в русском литературоведении, познакомившись с их типологией, я постаралась спроецировать знания на произведение современной литературы. Моей задачей было выявить роль снов в романе ХХ в. Я пришла к выводу, что писатели опираются на опыт классической литературы, творчески его перерабатывая, пытаясь сказать новое слово в литературе.

В заключение я хочу сказать, что в процессе работы я узнала много интересного, например, что сон в художественном произведении может выступать как способ раскрытия его основной идеи, как средство характеристики героя, его переживаний, надежд и мечтаний. Меня очень занимает эта тема. Сколько еще книг, в которых писатели через сны героев подводят нас к пониманию идеи произведения, авторской позиции по отношению к затронутому вопросу, мною не прочитано! Сон может играть и важную композиционную роль. Словом, у данной работы будет продолжение. Ведь литературоведение ‒ очень увлекательное и полезное занятие.







Библиография:

  1. Михаил Бахтин "Проблемы творчества Достоевского" 1929г.;

  2. Роман Марии Быковой и Ларисы Телятниковой «Удача любит рыжих», 2011г. издательство «Альфа-Книга»;

  3. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5

  4. Ильев С.П. Русский символический роман. Одесса, 1991.

  5. Нечаенко Д.Н. «Сон, заветных исполненный знаков» Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе». Киев, 1991.

  6. Ахундова И.Р. «Всё это, может быть, было вовсе не сон» (смерть смешного человека. Достоевский и мировая культура: альманах М. 1997.







© 2010-2022