Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”

Тема урока: “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ” Тип урока: урок-экспертиза. Цели урока: Образовательные: - создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; - мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их  восприятия особого значения и особых свойств этой части речи); - проверить у учащихся уровень сформированности  умения определять лицо местоимений. Развивающие: - работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Местоимение - загадка, характеристика, помощник "

Тип урока: урок-экспертиза.

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний;

- мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их восприятия особого значения и особых свойств этой части речи);

- проверить у учащихся уровень сформированности умения определять лицо местоимений.

Развивающие:

- работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, обогащением словарного запаса;

- работать над активизацией познавательного интереса у учащихся;

-развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.

Воспитательные:

- развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности, любви к русскому языку.

-учить детей сотрудничеству, сотворчеству.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентации, таблицы, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Подготовка детей к уроку.

Актуализация знаний, знакомство с темой и целью урока:

Посмотрите на доску, тема нашего урока "Местоимение - загадка, характеристика, помощник ", как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?

Цель нашего урока - экспертизы - научиться осуществлять первичную лингвистическую экспертизу местоимения.

- Объектом нашей лингвистической экспертизы является местоимение

-Независимыми экспертами нашего урока выступают воспитанники 10 «З» класса

Целью нашей экспертизы: выяснение общего грамматического значения местоимения, морфологические и синтаксические признаки местоимений ,роль местоимения в русском языке, все эти цели могут быть достигнуты посредством проведения тщательной экспертизы. А экспертиза будет проходить в игровой форме.

II. Первый этап нашей экспертизы называется «Вспомни разряды!», девиз этого этапа урока: «Повторение- мать учения», а проведем мы его в форме вопроса и ответа.

1.Что такое местоимение?

2.Эти местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи. О каком разряде местоимений идет речь?(Личные)

3. Местоимения этого разряда указывают на того, о ком говорят. Оно не имеет формы именительного падежа. О каком разряде местоимений идет речь?(Возвратное)

4. Местоимения этого разряда отвечают на вопросы: Чей? (Чья? Чье? Чьи?) (Притяжательные)

5. Эти местоимения используются в вопросительных местоимениях! (Вопросительные)

6. эти местоимения используются не только в вопросительных предложениях, но и в СП! (относительные)

7. Эти местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью частицы не, которая превращается в приставку, и частиц -то, -либо,- нибудь, -кое(Неопределенные)

8. К какому разряду относятся следующие местоимения: никто, ничто, никакой, нигде, нечего? (Отрицательные)

9. В предложении эти местоимения выполнят роль определения. О каком разряде местоимений идет речь? (Определительные)

10. В предложении: Та книга мне не нужна, лучше возьму эту. Местоимения какого разряда были использованы в данном предложении? Использованы это (Указательные)

Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”

- Ребята, скажите, какой предмет вы видите на доске? Зачем нужна лупа? Кем используется этот предмет? Молодцы! Вы, наверное, догадались, что следующий этап урока называется «Мир местоимения под лупой» рассмотрим местоимение, выполняя следующие задания.

III. Практическая работа:

ЗАДАНИЕ № 1

а) работа с учебником упр. № 276 Жанпеисова (работает вся подгруппа)

б) устная работа: сделать устный морфологический разбор.

Майор приказал дежурному доложить о себе.

в) Найдите личные местоимения. Поставьте их в начальную форму.

Я встретил его по дороге в школу.

Мне жаль их.

Вы поверьте мне, собрать их под одной крышей сложно.

Ей очень повезло с ней.

Зачем ему сомневаться.

ЗАДАНИЕ № 2

а) работа по карточке (1 уч-ся у доски работает устно)

Содержание карточки: Просклоняйте местоимение себя .Составьте 3 словосочетания с данным местоимением.

б).Письменная работа: у интерактивной доски работает 1 человек.

Перепишите предложения. Укажите род, число, падеж притяжательных местоимений

Я очень люблю своих родителей.

Твой голос ни с кем не перепутаешь.

Ученики нашего класса очень способные.

В) выборочный диктант. Самопроверка. Оценочный лист.

МЕНЯ, НАШЕГО, КТО-ТО, МОЕЙ, ВЕЗДЕ, О СЕБЕ, СЕБЯ, НЕКОГДА, ПОЭТОМУ, НА НЕЕ, КОТОРЫЙ, ГДЕ? ТУТ, НИКОГДА , ПОЧЕМУ? ОНА, ИНОЙ, СЮДА, СВОИМ, ЛЮБОЙ, МНОЮ.

ЗАДАНИЕ № 3

а.) Коллективная работа.

Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений:

«Сам себе режиссер» «Кино, которое было»

«Пока все дома» «Сам себе режиссер»

«Жди меня» «Вы очевидец»

«Своя игра» «Самый умный» «Наш сад» «Эти забавные животные»

«Кто хочет стать миллионером» «Мы»

б) Одновременно с этим заданием (работа по карточке сделать фонетический разбор, определить разряд местоимений: я, твоя)

ЗАДАНИЕ № 4

А) Работа по видеоклипу «Местоимения в мудрости жизни». Задание выписать местоимения и определить их разряд.

ЗАДАНИЕ № 5

Интерактивная игра «Великолепная пятерка»

Разработка урока на тему “Местоимение – загадка, характеристика, помощник ”

(Награждение жетонами)

ЗАДАНИЕ № 6

6) «Устная пятиминутка»

Задание 1. Придумать и записать SMS-сообщение с определительными местоимениями.

Задание 2. Придумать и записать рекламу местоимению.

ЗАДАНИЕ № 7

7) Письменный морфологический разбор на интерактивной доске (Слайд№18)

Много было примет осени, но я не старался запомнить их.

I. Часть речи __________________________________________________

общее значение

II. Морфологические признаки:

  1. Начальная форма _____________________________________________

  2. Постоянные признаки:

______ ____ ______ ______ ______ ______ ______ ______ _______

личное возвр. притяж. вопрос. относит. неопред. отриц. определ. указат.

3. Непостоянные признаки:

___________ _______ __________

падеж род число

III. Синтаксическая роль

ЗАДАНИЕ № 8

«КОНЕЦ - ДЕЛУ ВЕНЕЦ»

А) Защита проектов.

-Итак, вам было задано сделать опережающее задание, где класс был разделен на 3 группы независимых экспертов: 1) группа должна доказать гипотезу, которая гласит, что местоимение действительно является загадкой; 2) группа доказывает гипотезу, которая выдвигает мнение о том, что местоимение-характеристика; 3) группа должна убедить аудиторию, что местоимение - это помощник. Первыми защищают свой проект 1 группа. Заслушаем ребят, выполнивших небольшие исследования по данной теме. (Идет защита проектов)

1.Жумабаев Газиз «Местоимение - загадка»

2. Дюсюнов Батыр «Местоимение - характеристика»

3. Цой Станислав «Местоимение - помощник»

IY. Подведение итогов.

Y. Рефлексия.

- Чем обогатил вас сегодняшний урок?

YI. Домашнее задание:

составить лингвистический рассказ о местоимении. Упражнение № 279

YII. Выставление и комментирование оценок.



© 2010-2022