- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Синонимы (2 вариант)
Урок русского языка по теме Синонимы (2 вариант)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткачук Г.В. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОВЕДЕННОГО В 9 КЛАССЕ
по теме:
«Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Аназиз повести «Бела».
Тип урока: урок проблемного изучения романа
Цель урока: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета
Задачи урока:
-
выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;
-
подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;
-
заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека - Печорина.
Ход урока:
-
Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
-
Постановка цели урока.
-
Выступление учителя.
-
1) Композиция главы
2) Тема
2. Действующике лица:
Автор, штабс-капитан, с ним мы знакомимся непосредственно, а об остальных слышим из уст Максима Максимыча- о Печорине, Беле, Азамате, Казбиче- они главные герои повести, с ними связана центральная часть повести.
- Неоднородность сюжета: центральный рассказ вставлен в повествование о встрече автора с Максимом Максимычем и путешествие по Военно-Грузинской дороге.
- Как наглядно располагается материал? (запись в тетрадях)
План:
-
Встреча автора и Максима Максимыча по дороге из Тифлиса
-
Рассказ Максима Максимыча о похищении Печориным Белы
-
Перевал путников через Крестовую гору
-
Окончание рассказа Максима Максимыча - гибель Белы
-
Продожение пути
- Разорванность центральной линии не кажется искусственной, повест написана в форме путевых заметок («Я пищу не повесть, а путевые заметки»).
- Что еще написано в такой форме? («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Избранный автором жанр объясняет и оправдывает композицию «Белы». Переключения повествования с одного плана на другой органично связаны в одно целое: и описания природы, и зарисовки немногочисленных бытовых сцен, и характеристики встречающихся в пути людей, и рассказ о необыкновенной истории.
Непринужденность и простота.
Впечатление такое, что читатель сам переезжает Койшаурскую долину, ночует в дымной сакле, совершает перевал через Крестовую гору.
Правда жизни в каждой фразе.
4. Беседа с классом.
- Рассмотрим описание пейзажа (анализ пейзажа).
«Налево чернело глубокое ущелье…» - это типичный кавказский пейзаж: ущелье, горы, камни, кустарники.
-
Когда происходит действие?
- Вечером. Вечерний пейзаж (чернело, темно-синее, темное, черны)
* Что вы видите в этом описании? Какие картины?
* Как автору удается создать ощущение надвигающейся ночи?
* Каковы характерные элементы? Их роль?
- Горы, изрытые морщинами- старые…
- Последний отблеск зари-надвигается ночь.
- Голые черные камни-скудность природы.
* Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?
- Лермонтов-мастер слова. Короткие, точные эпитеты, которые рисуют реалистическую обстановку. Присутствие автора везде.
Обстановка сакли….Бедность, ступени мокрые и скользкие, свет тусклый, столбы закопченные.
Характеристика автора…
Сравнительный анализ.
Автор и Максим Максимыч? Что они за люди? Ведь они рассказывают о главном герое. Вынужденное пребывание на Кавказе, тоска по «милым местам», любовь к природе, умен, наблюдателен, образованный, причастен к литературе (чемодан набит путевыми заметками), несколько неопытен.
Максим Максимыч
Образ складывается из описания внешности, манеры говорить, из его поступков, отношения к людям.
Максим Максимыч-простой человек, его сознание соответствует народному. Мы видим Героя романа глазами этого человека, он-выразитель народного взгляда, этому человеку можно верить.
Работа с текстом:
-найти в тексте речь Максима Максимыча, дать характеристику лексики, обратить внимание на обороты речи.
* Что же рассказывает этот человек о Печорине и Беле?
Обобщение, подведение итога.
Что мы узнали о повести?
- «Бела» - жанр путевых заметок
- Композиция соответствует жанру
- Реалистический характер повести
- Первое знакомство с двумя рассказчиками: автором и Максим Максимычем.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
-
Рассказать о жизни Печорина до появления в крепости (автохарактеристика героя).
-
Что нравится в Печорине? За что осуждаете?
-
Перевал через Крестовую (пересказ близко к тексту )