Конспект урока по русскому языку «Дефис в предлогах из-за, из-под. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из»

Описание материала: Данный урок  знакомит  учащихся  с правилом дефисного написания предлогов  из-за,из-под, способствует формированию умения правильно употреблять предлоги    в и на, с и из; воспитывает интерес к русскому языку через иллюстрацию значимости данной  служебной части речи. Во время урока используется слайд-презентация, выполняются тренировочные упражнения, отрабатываются и закрепляются полученные знания о написании парных предлогов-сращений из-за, из-под, и просторечных по-за, по-...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию игрушки.


Цели: 1). Подготовить учащихся к сочинению-описанию игрушки.

2). Развивать речь в процессе знакомства с народным

искусством.

3). Воспитывать у учащихся интерес к самобытному

народному творчеству.

На доске: декоративно-прикладное искусство-искусство изготав-

ления бытовых предметов, обладающих художествен-

ными качествами.

Декоративный (от франц.) - служащий для украшения.

Орнамент-украшение.

Орнаментальный (от лат.) - включающий в себя

орнамент.

Орнаментальный мотив (отделка, рисунок, узор,

украшения, роспись).


Ход урока.


I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь

II.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию в процессе знакомства с народным искусством.


III.Слово учителя.


-Русская народная игрушка не просто детская забава, она играет не только декоративную роль, но и имеет огромное бесценное воспитательное значение, особую духовную связь с нашим УНТ (лепкой).

Существуют такие виды игрушек как Троице-сергиевские, Богородские, Городецкие, Полховские. У каждой группы игрушек есть свои ососбенности лепки, росписи. Но мне бы хотелось остановиться на Дымковских.


В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.


Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе - ещё сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку


Лепит…нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.


(Леонид Хаустов)

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приёмы её лепки и росписи отрабатывались многими поколениями гончаров. Промысел Дымковской игрушки возник в селе Дымково (недалеко от г. Кирова быв.Вятки). Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритом. Поверхность после обжига белили мелом, разведённым на молоке, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок. Синяя, красная, жёлтая краски дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.

Современная дымковская игрушка отличается большим разнообразием форм и сюжетов. Сейчас в ассортимент игрушек, кроме нарядных модниц, красавцев индюков, фантастических козлов, оленей, входят набольшие жанровые сценки, хороводы, музыканты и др.

Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны и хорошо вписываются в современный интерьер.


-На внеклассном занятии мы подробно говорили о дымковских игрушках, поэтомуперед беседой об этом, давайте вспомним трудные для вашего понимания слова. Обратите внимание на доску.

IV.Словарная работа.


Декоративно-прикладное искусство

Декоративный

Орнаментальный

Орнамент



V.Беседа.


-Почему наша дымковская игрушка нравится всему миру?

(Наша дымковская игрушка нравится всему миру, потому что она красивая, яркая. Видно что сделана с душой.Вятские мастера затрагивают в своём творчестве вечную тему отношений человека с природой, связь с землёй, с космосом).

-Каких персонажей лепят дымковские мастера?

(Дымковские мастера лепят водоносок, нянек,барынь, всадников, коров, оленей, собак, индюков, кур, уток, коней, медведей).

-Ещё они лепят композиции на темы семейной жизни(свидание, свадьба), отдыха(посиделки,катание на лодках, цирковые представления), труда(уборка капусты, сенокос).

-А какие в дымке есть фантастические образы?

(В дымке есть такие фантастические образы, как птица-свет, олень-солнце, птица счастья, благодаря которым человек приближал к себе непоняный мир космоса).

-Ребята, а какие душевные качества ценят создатели игрушек в других людях?

(Создатели игрушек ценят в других людях оптимизм, праздничное веселье, юмор, насмешку над кокетством, важничаньем).

-А почему мастерицы, изображая рядом с человеком животных и птиц, наделяют их характерами?

(Так проявилось идущее издревле уважение человека ко всему живому, просто любовь к соседям по земле).

-Какие вы видите орнаментальные мотивы?

(Мы видим круги, кольца, овалы, горошины, клетки, решётки, полосы).

-Какие цвета используют дымковские мастера при росписи игрушек? Почему игрушка такая яркая?

(В выборе красок игрушки проявляются жизнерадостность русского человека, его вечная тяга к тёплому, живому, жажде счастья).


VI. Работа со словами.


Теперь каждый из вас вы берет игрушки, которую будет описывать. В своём сочинении вы будете использовать слова:


VI. Работа со словами.


Теперь каждый из вас вы берет игрушки, которую будет описывать. В своём сочинении вы будете использовать слова:

Орнамент - затейливый, простой, чёткий, красочный, насыщенный, золотой, яркий, цветной, богатый, праздничный, скромный, пёстрый, плавный.


Роспись - великолепная, выразительная, неповторимая, оригинальная, нарядная, сочная.


Лепка - точная, модная, свободная, сдержанная.


-Давайте подберём к ним прилагательные, характерные для них. Каким может быть орнамент? Роспись? Лепка?

-Достаточно! Молодцы!


VII. Работа над средствами связи предложений в тексте.

-Сейчас мы поработаем над текстом и средствами связи предложений.

  • Перед вами на партах рабочий материал, вам необходимо переставить предложения таким образом, чтобы получился текст. Определить средства связи (местоимения, союзы, синонимы, родовидовая связь).

А: 1.Поэтому искусство должно нести радость.

2.Дымковская игрушка тоже укрепляет в людях веру в жизнь, в победу света и добра!

3.Русский народ всегда верил в счастье. (3,1,2)


-Какова основная мысль текста?


Б: 1.Их зрительный образ не совпадает с радостной росписью дымки.

2.Очень трудно передать в игрушке отрицательные сказочные персонажи.

3.Живое, доброе и красивое - вот от чего исходит фантазия мастериц. (2,1,3)


VIII. Работа с планом.

  • Вы знаете, что любое сочинение состоит из трех частей:

1).Вступление (зачин)

2).Основная часть (это самая большая часть по объёму)

3).Заключение, где делаются выводы, пишутся ваши впечатления.

  • Я предлагаю вам следующий план:

1.Неповторимое искусство севера.

2.Необычайный герой.

3.Нарядные украшения.

4.Праздник красок.

5.Настроение мастерицы.

6.Я хочу слепить такую же!


-Посмотрите на монитор.


Что за барыню-красавицу слепила мастерица? Нарядная, кокетливая, довольная жизнью, она словно показывает необычный фасон своего костюма. Кофта украшена тонко вылепленным воланом. На пышной юбке яркие узоры росписи. На шее нить красных бус, в ушах большие алые серьги. Жёлтый кокошник с незатейливым цветком дополняет праздничный костюм. А в руках красуется медный самовар. На округлом лице мастерица написала приветливую улыбку, навела два красных кружка румянца. Хороша барыня!

-Таким образом, и вы можете в основной части описать выбранную игрушку.


IX. Работа над зачином.

-Прослушайте варианты зачинов и предложите свои.


  1. За окном зима, а в нашем классе поселилось лето. В дружном хороводе предстали перед нами глиняные звери, индюки, бараны, водоноски, барыни с детьми, нарядные дамы и кавалеры.

Среди праздничного хоровода приметил я …

2.Какая знаменитая на весь мир, своеобразная, неповторимая дымковская игрушка. Как заворожённый смотришь на эти ярко раскрашенные фигурки и жадно разглядываешь их.

Одна из них…

3.Дымковская игрушка - народное искусство. В ней отражается народная мудрость, мечта о красивой, задорной, радостной жизни.

Вот эта барыня держит…


-Молодцы! Конечно, можно использовать и сказочный зачин.

X. Мы поговорили о зачине, об основной части, но ведь не стоит забывать и о заключительном этапе сочинения, в котором вы сделаете выводы, напишите о своих впечатлениях. Заключение будет состоять из 2-3 предложений. Пожалуйста, напишите.

-Озвучьте свои выводы! Молодцы!

XI. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание: написать в черновик сочинение-описание игрушки.

-До свидания!

© 2010-2022