Открытый урок на тему Слово. Лексическое значение слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Слово. Лексическое значение слова.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

ФОРМА УРОКА: урок-исследование

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: проблемно-поисковый, работа в группах, игровой.

ЦЕЛИ УРОКА: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Задачи:

1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.

2. Развивающие: развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к живому слову русского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, мультимедийная презентация, Толковый словарь С.И. Ожегова, Д.Н.Ушакова, В.И.Даль., листы формата А4.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ:

Урок построен с учётом ФГОС. Каждый этап урока имеет свои цели. Учащиеся проводят наблюдения, выполняют задания в группах, презентуют выполненный проект.

Ход урока

I. Организационный этап( слайд 1 доска)

Музыка из м/ф от улыбки (на фоне музыки)

-Доброе утро, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят , «улыбка- это поцелуй души». А теперь давайте поделимся друг с другом и с нашими гостями улыбками, громко скажем «Доброе утро!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, надаюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

II. Актуализация знаний

Слайд 2

-Ребята, обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку (цитата, подходящая к теме нашего урока)

(чтение детьми)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке (что общего в цитатах?)

-Что такое слово? Попробуйте дать определение (набор букв, слоги, буквы в определенном порядке)

Записать число. Классная работа. Тема: Слово.

-А что может обозначать слово? Приведите примеры

-Является ли набор букв «АБЭВЭГЭДЭ» словом?

Сформулируйте, пожалуйста, цели урока?

  • узнать что такое лексическое значение слова

  • научиться определять лексическое значение слов

Слайд 3

Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова? (называют предметы, признаки, действия)

Слайд 4

-А как ещё, помимо слов, мы можем выразить наши чувства, настроение, состояние души? (музыка, живопись, искусство)

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

-Можем ли мы придумать слово? Без чего оно не состоится? Давайте посмотрим на примере поэтессы Токмаковой что из этого получится?

Слайд 5 (прочитать)

Давайте исследуем его:

плим- сущ (что?)

н.ф- плим

одушевл., нарицат.

м.р., 2 скл., И.п., ед.ч.

Прыгает и скачет плим плим, плим, плим.(подлежащее)

Грамматические признаки слово имеет

- И всё-таки это не слово! Почему?

(Потому что ничего не значит, не имеет смысла!)

Значение - важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

Записать к теме: Лексическое значение слова.

Узнать новое слово - значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Физкультминутка:

Если названые мною слова нужно писать с большой буквы- поднимайте руки вверх, а если с маленькой, делайте 2 хлопка

( Барсик/ вверх, котёнок/ хлоп, город/ хлоп, Воронеж /вверх, Никита/вверх, пятиклассник/ хлоп, река/хлоп, Бийск/вверх, собака/хлоп, корова Зорька-хлоп/вверх)

- Откройте, пожалуйста, учебник стр. 149 прочитайте теоретические сведения.

-Какой раздел науки языка занимается изучениями словарного состава? (Лексика)

-А какие ещё разделы вам знакомы?

- Где мы можем найти значение практически всех слов? (в словаре)

-Кто из составителей словарей вам знаком? Дмитрий Николаевич Ушаков, Владимир Иванович Даль, Сергей Иванович Ожегов

Слайд 6,7,8,9,10.

Страница 150 посмотрим из чего состоит словарная статья:

-заголовочное слово;

-грамматические пометы;

-толкование ЛЗ;

-пример употребления в речи;

Во всех словарях слова располагаются по алфавиту.

Слайд 11

(Устно - поиск слов в словарях)

1 группа словарь Ушакова-загадки

2 группа Ожегова-

3 группа Даль - головоломка

-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Пред вами, на экране, помещены слова. Составьте свой толковый словарик, правильно оформив ( Листы А4 на группу)

- Кто готов представить свой труд?

Давайте с вами подведём итог урока: в этот поможет нас сегодня вот такая ромашка(Ромашка Блума), желающий подходит, выбирает лепесток, зачитывает и отвечает на вопрос ромашки.

Домашнее задание:

Всем - выполнить упр.332

Творческое задание (по желанию)

  1. Составить кроссворд по теме.

  2. написать 10 интересных слов, найдите их значение в словаре.

Рефлексия.

- Как вы чувствовали себя на уроке?

-Если вам было интересно, комфортно, поднимите яблоко, а если вам грустно, скучно, «кисло» -лимон. (Прикрепите после звонка свои фрукты к деревьям справа - яблоки, слева - лимоны )

Мне сегодня тоже очень понравилось работать, потому что вы были внимательны и активны.

Оттого, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.

Спасибо за урок.



© 2010-2022