Статья о духовно - нравственном воспитании школьников на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.

Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был " строго воспрещен". Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.

В последнее десятилетие произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные. Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей не избежало педагогической разноречивости в их аксиологическом обосновании, а обновление понятийно-терминологического аппарата педагогики не обошлось без издержек, основной из которых стало размывание содержания понятия воспитания. Гуманистическая идея свободного развития личности начала подменяться установкой на спонтанное воспроизводство человеческой природы. Несмотря на то, что в

условиях сужения внеучебной сферы воспитательной работы значение образования как фактора становления ценностных ориентации личности объективно возросло, принцип воспитывающего обучения значительно утратил свои позиции.

Решению воспитательных задач препятствует недостаточная связь обновляющейся теории воспитания с теорией образования и дидактикой. Проблема имеет непосредственное отношение к предметным методикам, поскольку ценностно-ориентирующая функция образования реализуется на основе обладающих спецификой воспитательного потенциала учебных дисциплин.

В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.

Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.

Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.

В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.

К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним - единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно - нравственное воспитание, основа которого - многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

Замечательно, что главная цель образования в школе - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Урок - пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно - православный идеал. Русская литература - основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии

различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа - ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.

В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла - если ее правильно выстроить.

Бездуховность народа - бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое

место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей - длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Словесник в школе - главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.






4


© 2010-2022