Картины русской природы в произведении Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картины русской природы в произведении Н.В. Гоголя Тарас БульбаКартины русской природы в произведении Н.В. Гоголя Тарас БульбаКартины русской природы в произведении Н.В. Гоголя Тарас БульбаКартины русской природы в произведении Н.В. Гоголя Тарас БульбаКартины русской природы в произведении Н.В. Гоголя Тарас БульбаТема: « Картины природы в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»

Тип урока: урок-путешествие.

Цель: обучающая: Показать роль пейзажа в передаче чувств, эмоционально-

психологического состояния героев повести; закрепить

знания обучающихся об образах - символах.

развивающая: Развивать логическое мышление, устную речь.

воспитательная: Прививать любовь к отчему дому, родному краю.

Ход урока

1. Слово учителя о задачах урока. Земля - самая красивая из планет. Умение видеть и воспринимать красоту природы доставляет человеку большую радость. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них масса оттенков, которые постоянно меняются в зависимости от времени года, суток, погоды. В каждый момент в окружающем нас мире есть что - то прекрасное, незабываемое. В одно время природа может вызвать у человека радость, бодрость, приподнятость; в другое - задумчивость, грусть. Природа облагораживает чувства человека, влияет на весь его духовный облик. Сегодня на уроке мы проследим, как великий художник слова Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» раскрывает красоту природы в описании степи, подметим изменения, которые происходят в ней и увидим, как степь влияет на настроение героев повести: Тараса, Остапа, Андрия.

2. Работа над текстом повести.

Класс делится на группы по 5 человек: А, Б, В, Г.

Задание группе А:

- С какими настроениями отправляются в далекий путь все три всадника?

( Всадники притихли, ехали молчаливо, «… повесив головы и потупив глаза…».

На лицах отражалась грусть, а в глазах блестели слезы.)

- Найдите в отрывке такие сочетания слов, которые выражают душевное состояние

героев? Как называются эти сочетания слов? Подберите к ним синонимы.

повесив голову - грустить, унывать, отчаиваться, огорчаться;

потупив глаза - опустить глаза, опечалиться.

Задание группе Б:

- О чем думал Тарас?

( « Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уж перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице. И поседевшая голова его уныло понурилась» ).

- Каким словосочетанием передает автор состояние души Тараса?

понурить голову - уныло опустить голову вниз

Задание группе В:

- Почему задумчиво опустил голову Остап?

( Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его только смущало

и заставляло задумчиво опустиь голову ).

Задание группе Г:

- Почему задумчиво опустил голову Андрий?

( Андрий думал о дочери ковенского воеводы, которую видел несколько раз.

И однажды он пролез через частокол в сад, влез на дерево, с дерева пролез на

крышу и через трубу камина пробрался в спальню красавицы…Вот о чем думал

Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня ).

Учитель: - И вот тут -то впервые появляется описание степи. Прочитайте это описание.

( «А между тем степь давно уже приняла их всех в свои зеленые объятья, и

высокая трава, обступивши, скрыла их, и только казачьи черные шапки одни

мелькали между ее колосьями» )

  • Как же встретила степь всадников?

( она приняла их в свои объятья)

- Вдумайтесь в слова « степь давно приняла их в свои объятья».

- Какие изобразительно - выразительные средства художественно речи использует автор?

(олицетворение)

- Какой образ возникает при этих словах?

(Образ матери. В 1 главе перед отъездом сыновей на Сечь « мать обняла их», далее

« обняла одного из сыновей». И степь, как мать, « приняла всех в свои объятья» и.как

мать, скрыла их в своих объятьях.

- Что рассеяло грустные мысли всадников?

( Все та же степь: « Солнце выглянуло давно и живительным тлетворным светом своим

облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело: сердца их встрепенулись, как птицы»).

- Чем же, кроме пространства, является степь для героев?

( Это путь от дома к Запорожской Сечи. Степь - это бесконечное, как океан пространство,

Которое связывает два мира: домашний и козачий, мир Запорожской Сечи).

- Появляется второе значение степи. Какое? (Степь - символ дома).

Лексическая работа: дать лексическое значение слову символ.

- И вот описание степи, которое имеет самое важное значение.

(Чтение учителем отрывка «Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»)

- А теперь, ребята, обратимся к иллюстрации Кибрика.

- Что такое иллюстрация ?

- Как вы считаете, удалось ли художнику изобразить то, что описывал Н.В. Гоголь?

- А какое время суток здесь изображено?

- Давайте обратимся к рисункам ваших одноклассников.

Работа в группах.

- А. Чем была степь раньше? (пространством, пустыней, похожа была на лес)

- Б. Почему вводятся такие сравнения? (Степь была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, никогда «никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам растений»).

- В. Чем представлялась степь всадникам? ( «Зелено - золотым океаном»).

- Г. Почему именно океаном? ( Как и в океане в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и звуками).

- На сколько частей и на какие именно можно разделить отрывок?

( На две части: 1 «… брызнули миллионы разных цветов…».

2 «… Воздух был наполнен тысячью разных свистов…»).

Музыка П. Чайковского. « Времена года» («Баркарола»).

А. - Что мы видим?

Б. - Что мы слышим?

В. - С помощью каких слов мы можем видеть степь? (с помощью художественных характеристик - эпитетов: зеленый, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой, пестрый, белый, лиловый, желтый, черный);

- глаголов: брызнули, сквознули, выскакивал, блеснула, мелькает, перевернулась)

Г. - Каким множеством красок можно изобразить степь?

3. Работа над отрывком произведения. « Вечером вся степь совершенно переменилась».

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам.

- Как изменилась степь вечером?

( Если днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые образы: «…суслики оглашали степь свистом», « трещание кузнечиков становилось слышнее», «иногда слышался крик лебедя», « козаки слышали своим ухом весь бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь наполнилась разными запахами: « каждый цветок, каждая травка испускали амбру», « вся степь курилась благовонием», самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок чуть дотрагивался до щек» ).

- Как степь днем и ночью влияет на настроение героев?

А. - утром;

Б. - в полдень;

В. - вечером.

( Всадники выехали очень рано, когда красные полосы начинающегося рассвета сверкнули на небе. « день был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад».

Такое настроение было и у всадников: серое, мрачное, как утренняя степь.

Солнце поднялось высоко и облило степь своим светом. « Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Вечером степь становилась темно-зеленой, небо голубо- темным.

Козаки ложились спать. Они слышали весь бесчисленный мир насекомых…- все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»).

4.Обращение к иллюстрации Е.А. Кибрика.

5.Ребята подготовили рисунки (это было домашнее задание) к произведению « Тарас Бульба» : «Степь утром…», « Степь в полдень…», « Степь вечером…».

6. Чтение отрывка из произведения А.П. Чехова « Степь» ( от слов «… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. до… Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…»).

7.Используя технологию «Диаграмма (круги) Эйлера-Венна, сопоставьте два отрывка описания степи великих классиков: Н.В.Гоголя ( произведение «Тарас Бульба») и

А.П. Чехова ( « Степь»).

А.П.Чехов Н.В. Гоголь

« Степь» « Тарас Бульба»





8. -Что общего в описании степи?

- В чем различие?

( Ответы обучающихся).

8. Беседа.

- Что же такое степь? Пространство? Океан? Мертвая пустыня?

( Степь - это не только часть природы, за ней остались мать, дом, хутор, вершины деревьев,

По сучьям которых лазили Остап и Андрий, луг, где они катались по росистой траве, колодец, детство, игры - и все, все. Степь - это не мертвая пустыня, а живой океан, который дышит, чувствует: « ветерок дотрагивался до щек», « глядели ночные звезды»,

« все убаюкивало дремлющий слух»).

- Мать, дом, деревья вокруг дома, луга, цветы…

- Как все это называется одним словом?

- Как вы понимаете слова «малая родина»?

- Почему описание степи играет такую важную роль в произведении?

- Символом чего является степь?

Мать Дом

эти понятия сливаются в единое целое

РОДИНА

9. Беседа о родном крае.

- Какова основная мысль повести?

10. Рефлексия.

Домашние задание.

- Выучить наизусть часть отрывка « Описание степи»( Из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»);

- Написать письмо Андрию;

- Подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам;

-Анализ образа Остапа, Тараса, Андрия.

© 2010-2022