Урок на тему М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:25.12.2015

Урок литературы на тему "М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность" 11 класс.

Цели и задачи урока:

Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.

Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.

Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.

- Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

Сообщение ученика.

- В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

- В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году - рассказ «Родника».

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

- В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов - гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы».

Комментарии учителя.

- Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

Сообщение ученика.

- В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.

В этом же году умер отец писателя - Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).

Сообщение ученика.

- В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 - 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».

Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Учитель показывает слайд №13 (обложка книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).

Сообщение ученика.

- Рассказ «Судьба человека» (1956 - 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны - историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Учитель показывает слайд №14 (кадры из фильма «Судьба человека»). Комментирует.

- Перед вами кадры из фильма «Судьба человека», который был снят режиссёром Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу - Леонид Борискин.

Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Сообщение ученика о рассказе «Судьба человека».

Учитель показывает слайд №15 (вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии).

Сообщение ученика.

- В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

Комментарии учителя.

- Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.

- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Заключительное слово учителя, показ слайда №19 (слова Константина Федина).

- Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.

3. Беседа. Просмотр выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

4. Домашнее задание. пересказ биобиблиографии

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

















Дата:22.12.15

Класс : 5
Тема : Сочинение - описание по теме «Краски золотой осени »
Цель : формирование умения писать сочинение - описание по собственным наблюдениям
Задачи : -учиться строить текст в соответствии со структурой текста-описания,
-учиться составлять план сочинения,
- учиться строить грамотные и развёрнутые предложения
- развивать мышление, воображение, творческие способности, связную речь
учащихся
- воспитывать чувство прекрасного.

ХОД УРОКА:
1 Вводно - эмоциональный момент
а) Психологический настрой
На доске стихотворные строки:
Лес - точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный…
Б) Постановка целей урока
У : - Сегодня на уроке мы будем писать сочинение об осени.
Составление плана
У: - Вспомните основные пункты, из которых состоит план сочинения.
Д : - Вступление, основная часть, заключение.
У. - О чём нужно писать во вступлении?
Д : - Мы должны рассказать о том, что закончилось лето, как осень пришла на землю, какая она.
У : - Как мы можем назвать осень?
Д : - Волшебница, искусница, художница, рыжая лиса, красавица.
У. :- Как может наступить осень?
Д: - Она может неслышно войти в город под шорох листьев, может спуститься на землю на огненной колеснице, может прилететь с северным ветром.
У : - Дайте название первой части.
Д.: - « Наступление осени», Осень - рыжая лиса. ( Дети записывают план в тетрадь)
У: - О чём мы будем писать в основной части?
Д: - Нужно показать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени. Описать природу, деревья, листопад, изменения в животном мире, воздух, небо.
У: - Когда будете описывать природу, предлагаю вам пофантазировать и использовать выписанные фразы.
У: - Подумайте, как мы можем назвать основную часть сочинения?
Д : - « Краски осени», осенние превращения
У : - А теперь продолжим работать над планом нашего сочинения.
О чём же мы напишем в заключительной части?
Д : - Мы напишем о своём отношении к осени. О любимых осенних явлениях.
У : - Как мы можем её озаглавить?
Д : - « Моё отношение к осени», любимая пора
У : - Расскажите, за что же мы любим это время года?
Д : - За красоту, за необыкновенную прелесть.
- За то, что дарит много радости.
- За то, что много грибов. И т. д.
3
У : - А теперь подумайте, как же можно озаглавить наше сочинение?
Д: - « Золотая осень»
- «Дивная пора»
- «Осень»
- « Волшебница - осень»
Речевая подготовка.
У: - Сейчас мы поработаем в группах.
Задание: Составить предложения по заданным пунктам плана.
Давайте вспомним «формулу красоты», которой мы пользуемся для составления предложений:
1. Эпитет
2. Сравнение
3. Олицетворение.
1 группа - Опишите наступление осени:
Когда приходит это время года? С кем можно сравнить осень, почему?
Как приходит осень на землю?
Д: Отшумели звонкие летние деньки. Вслед за зелёным летом вступает в свои права рыжая осень. Она неслышной походкой идёт по полям и лесам и раскрашивает волшебной кистью всё вокруг в свои любимые цвета.

2 группа - Описывает деревья осенью, листопад
Д: - В первую очередь осень дарит свои подарки деревьям. Берёзки она одевает в золотистые накидки. Рябинам щедрая хозяйка подарила рубиновые бусы и багряные накидки. Ивы она обрядила в разноцветные шали.
Дунет ветер, и полетят осенние подарки, кружась в завораживающем вальсе.

3 группа - описывает воздух и небо
Д: - Воздух осенью особый. Он пропитан звенящей тишиной. Кажется, любой малейший шорох оглушительно раздаётся в этой тишине. Воздух пропитан терпкими запахами осенних цветов, горькими запахами прелых листьев и увядающих трав.
Небо всё чаще покрывается серым ситцем облаков. Грустно плачет дождиком, вспоминая чудесные летние деньки
4 группа - Описывает изменения в животном мире
Д: - Осень, как заботливая хозяйка, щедро одаривает лесных жителей. Белкам, мышам она приготовила запасы на зиму. Зайцам, лисам принесла новые удобные шубки. Птицам даёт сигнал о том, что пора улетать в тёплые страны.
5 группа - Описывает своё отношение к осени.
Как вы относитесь к осени? Какой период осени вам нравится больше всего?
Почему вам нравится этот период осени? Что вы любите делать осенью?
Д: - Я люблю пору именно золотой осени. Мне нравится ранняя осень своими яркими красками, а также тем, что она ещё радует нас тёплыми днями. Я люблю тёплым осенним днём побродить по тихой аллее парка, подкидывая ногами опавшие листья. Люблю подышать осенним воздухом, послушать прощальные крики улетающих птиц, попрощаться с ними до бурной весны.

У : - Все слова, которые мы придумали, а также слова из наших орфографических тетрадей вы можете использовать при написании сочинения. Каждый из вас получит карточку с некоторыми словами, которые могут вам помочь .
У : - Запишите его в тетрадь, но запомните, что эпиграф пишется после плана с середины строки в кавычках, с указанием автора , которому принадлежат строки.

6 Творческая работа учащихся
У : - Каждый из вас по своему видит осень, поэтому и сочинения у вас будут разные: каждый будет описывать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните, чтобы сочинение было хорошим, необходимо добиваться связ-
ности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания.

7Итог. Рефлексия.


ЖЕЛАЮ УСПЕХА

ЖЕЛАЮ УСПЕХА

ЖЕЛАЮ УСПЕХА

ЖЕЛАЮ УСПЕХА

ЖЕЛАЮ УСПЕХА

ЖЕЛАЮ УДАЧИ

ЖЕЛАЮ УДАЧИ

ЖЕЛАЮ УДАЧИ

ЖЕЛАЮ УДАЧИ

ЖЕЛАЮ УДАЧИ

МОРФОЛОГИЯЖОС





© 2010-2022