Конспект урока Деепричастие как часть речи 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока русского языка по теме:

«Деепричастие как часть речи»

Цели:

Образовательные:

1)дать понятие о деепричастии как части речи,

2) научить находить деепричастие в предложении,

3) научить определять морфологические признаки деепричастия.

Развивающая:

развивать у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.

Воспитательная:

воспитывать у учащихся уважение к родному языку.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь и тетрадь по теории, распечатанные тексты, слова для «Морского боя»; компьютерная презентация.

1. Начало урока.

- Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся узнавать его в предложении, определять морфологические признаки деепричастия.

Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.

Итак, приступим к исследованию темы « Деепричастие».

2. Разминка. Орфография, орфоэпия, чистописание.

(Орфоэпическое чтение, написание, проверка).

Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь.

(Самопроверка, выставление оценок).

Определите, какой частью речи является каждое слово. Одно слово вызвало затруднение. (Знакомясь - что делая?)

3. Знакомство с новой частью речи. Запись темы урока и эпиграфа.

Деепричастие как часть речи.

Человек нашел слова для всего,

что обнаружено им во Вселенной.

С. Маршак.

4. Эксперимент с учеником. Андрей сидит и улыбается. Андрей сидит, улыбаясь.

Что делая? Что сделав? Как? - обозначает действие, не изменяется. Что же это за часть речи?

5. Самостоятельная это часть речи или особая форма глагола мы с вами выясним во время нашего урока. Знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, со способами образования этой части речи, умение находить деепричастие в тексте - является целями нашего урока.

6. Работа с картинкой. (Папа-глагол, мама - наречие, ребёнок - деепричастие). Почему они вместе? Давайте проведём ещё один эксперимент - составим кластер глагола и наречия.

Составление кластера: глагол, наречие.

7. А теперь послушаем сказку « Отцы и дети».

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня - Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
- Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! - громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
- Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! - настаивает Глагол. - Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

9. На чьей стороне мы в этом споре? Давайте выберем общие черты деепричастия.

Работа с учебником стр. 76.

Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.

Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии.

10. Закрепление нового материала.

1) Работа с учебником.

2) Беседа с классом.

А) Итак, что же обозначает деепричастие?

Б) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

В) Как изменяется деепричастие?

Г) Каким членом предложения является деепричастие?

Д) На какие вопросы отвечает эта часть речи?

10. Закрепление изученного.

А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.

Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.

11. Проверка работы.

А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,

Б) назовите деепричастия, докажите это и укажите, каким членом предложения они являются.

В) Вывод.

- Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы - основное.

Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).

12. Минутка для шутки:

Верно ли?

Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.

Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)

13. Самостоятельная проверочная работа «Морской бой». Инструкция выполнения.

14. Итог урока.

Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Что же вы узнали о деепричастии как части речи?

Оценка знаний.

15. Задание на дом. Стр. 76-77, упр. 159.













ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом - «Яд для королевы», на третьем - «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.

10. Беседа.

Уч. Каков стиль данного текста?

Д. Художественный.

Уч. Тип данного текста?

Д. Повествование.

Уч. О чём этот текст?

Д. Об изобретательности писателя. Ему нужно было в Париж, а денег не было. Полиция доставила его в Париж бесплатно. Он хитрым путём достиг своей цели.

Уч. Назовите деепричастия. Какую роль они играют в предложении?

Д. Они рассказывают о действиях героев.

Уч. А деепричастие всполошившись?

Д. О состоянии человека, который испугался.

Уч. Какой вывод о роли деепричастий в тексте можно сделать?

Д. Деепричастия могут обозначать различные чувства и состояния.

IV.


© 2010-2022