Программа объединения дополнительного образования детей Живое слово

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ушьинская средняя общеобразовательная школа

Кондинский район Тюменская область ХМАО-Югра



« «Согласовано»

На заседании комиссии

Протокол № ___

от «__»__________20____г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя ВР

МБОУ «Ушьинская СОШ»

_____________/Захарова С.А./

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Ушьинская СОШ»

___________/Кривоногов В.В./

«___»______________20____г.





ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования детей

«ЖИВОЕ СЛОВО»

направление:

гуманитарное


Возраст детей: 11-15 лет

Срок реализации: 2013-2014 учебный год









Составитель:

Вербицкая Елена Игоревна

Должность:

учитель русского языка и литературы






д. Ушья

2013-2014 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа объединения дополнительного образования детей «Живое слово»

Руководитель

Учитель русского языка и литературы - Вербицкая Елена Игоревна

Рецензент

Заместитель директора школы по воспитательной работе - __________/_________/

Адрес организации-исполнителя

Факс/телефон:

Директор школы:

Должность автора: учитель русского языка и литературы

География

Целевые группы

  1. Елисеева Александра - 11 лет 1. Иванов Игорь - 14 лет

  2. Кудрявцева Кристина - 11 лет 2. Наумов Дмитрий -12 лет

  3. Кудрявцева Поляна - 11 лет 3. Новокшонов Иван - 15 лет

  4. Рутына Лариса - 11 лет 4. Стрелецкий Андрей - 13 лет

  5. Шурыгина Виктория - 11 лет 5. Хасанова Марселла - 13 лет

Всего: 10 человек

Цель программы: Формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи программы: способствовать развитию творчества и фантазии; развивать внимания, память, логическое и абстрактное мышления; воспитывать интерес к созданию образа, умение взаимодействовать друг с другом.

Направленность: словесно-художественная

Сроки реализации: 2013-2014 учебный год

Вид программы: интегрированная

Уровень реализации: основное общее

Уровень освоения: профессионально-ориентированный

Способы освоения содержания: словесное творчество, работа с наглядными пособиями, т.е. текстами, словарями, создание мини - проектов, составление словарной статьи, тестирование, беседы и выразительное чтение и т.д.

Краткое содержание программы: Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка………………………………………………….…….4

  2. Содержание курса……………………………………………………..………9

  3. Учебно-тематическое планирование………………………………..……….10

  4. Список литературы…………………………………………….……………..17

  5. Рецензия……………………………………………………………………….18










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, следует учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованней. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность - это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

  1. Теоретические:

  • Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

  1. Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  1. Практические:

  • Совершенствование коммуникативных умений;

  • Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

  1. Воспитательные:

  • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

  • Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.

В ходе занятий учащиеся овладевают следующими видами компетенций: коммуникативной, языковом, культуроведческой и лингвистической. Происходит:

Формирование у учащихся языковой интуиции.

Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

Овладение функциональной грамотностью. Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 70 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1.

О слове.

Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.

Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Работа с этимологическим словарём.

Раздел 2.

Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.

Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Раздел 3.

Слово и его системные отношения.

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.

Лингвистические словари.

Раздел 4.

Лексическое богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с толковыми словарями.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Раздел 5.

Речевая культура.

Языковые нормы:

орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.

  2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.

  3. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001.

  4. Волина М. Игры в рифмы. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Григорьева Н.А. практикум - справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

  6. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.

  7. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 2000.

  8. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.

  9. Матвеева Т. В. От звука до текста. - М.: Просвещение, 2001.

  10. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.

  11. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985.

  12. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.

  13. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. - Калининград: КИПО, 2002.

Использование ЦОРов:

  1. Грамота.ру gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале language.edu.ru.

  2. Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/.

  3. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» stihi-rus.ru/pravila.htm.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название темы

Кол-во часов

Виды деятельности

Формы подведения итогов

Дата занятия

теория


практика


Раздел 1.

1.





Введение


40



Введение в тему объединения. Изучение техники безопасности.


Запись в объединение.


2.

Из истории письменности

40

40

Работа с источником информации.


Составление тезисов лекции.


3.

Начальные сведения о происхождении слов

40

40

Работа с источником информации.


Составление тезисов лекции.


4.

Назначение языка

40

40

Работа с источником информации.

Ролевая игра.


Составление тезисов лекции, ролевой игры.


5.

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества

40

40

Работа с источником информации.

Работа с текстами.


Анализ выполненных работ.


6.

Значение языка для жизни общества

40

40

Работа с источником информации.

Создание мини - проектов.


Демонстрация и защита мини-проектов.


7.

Слово-заповедь

40

40

Работа с источником информации.


Составление тезисов лекции.


8.

Творческая работа


40

Творческая работа «Сердце слова».


Анализ выполненных работ.


9.

Работа с этимологическим словарём

40

40

40

Работа со словарём.

Составление словарной статьи.


Демонстрация выполненных работ.


Раздел 2.

10.

Старое и новое в слове

40

40

Работа с источником информации.

Составление вопросника к лекции.


Демонстрация выполненных работ.


11.

Из истории слов и выражений

40

40

Работа с источником информации.

Составление заметок на школьный стенд.


Оформление школьного стенда.


12.

Народное слово в литературном языке

40

40

Работа с источником информации.

Составление заметок на школьный стенд.


Оформление школьного стенда.


13.

Почему мы так говорим

40

40

Дискуссия.


Подведение итогов дискуссии.


14.

Литературный калейдоскоп

40

40

Работа с художественными текстами.


Подведение итогов работы с художественными текстами.


Раздел 3.

15.

Слово и его системные отношения

40

40

Работа с источником информации.

Составление тезисов к лекции.



16.

Сколько слов в русском языке


40

Мини-исследование.


Подведение итогов мини-исследований.


17.

Сколько мы знаем слов


40

Мини-исследование.


Подведение итогов мини-исследований.


18.

Активные и пассивные слова

40

40

Лингвистическая дуэль.


Подведение итогов дуэли.


19.

Группы слов

40

40

Беседа.


Составление тезисов по беседе.



20.

Лингвистические словари

40

40

Работа со словарями.


Составление словарной статьи.



Раздел 4.

21.

Лексическое богатство русского языка

40


Работа с источником информации.


Запись тезисов.



22.

Лексическое значение слова

40


Коллективное обсуждение.


Подведение итогов обсуждения.


23.

Способы определения значения слова

40


Коллективное обсуждение.


Подведение итогов обсуждения.


24.

Слова однозначные и многозначные

40

40

Работа со словарями.


Запись словарных статей.


25.

Употребление многозначных слов в произведениях словесности

40

40

Анализ фрагментов из художественных произведений.


Анализ выполненных работ.


26.

Омонимы, их отличие от многозначных слов


40

Анализ фрагментов из художественных произведений.


Анализ выполненных работ.


27.

Роль омонимов в художественных произведениях

40

40

Анализ фрагментов из художественных произведений.


Анализ выполненных работ.


28.

Синонимы, их роль в художественных произведениях

40

40

Анализ фрагментов из художественных произведений.


Анализ выполненных работ.


29.

Антонимы, их роль в художественных произведениях

40

40

Самостоятельный подбор текстов для анализа.


Анализ выполненных работ.


30.

Неологизмы, их роль в художественных произведениях

40

40

Анализ фрагментов из художественных произведений.


Анализ выполненных работ.


31.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении


40

40

Анализ архаизмов в лирике А.С.Пушкина.

Анализ выполненных работ.

32.

Фразеологизмы, их выразительность


40

40

Подражание образцу.


Анализ выполненных работ.

33.

Работа с толковыми словарями


40

40

Работа со словарями.


Анализ выполненных работ.

34.

Создание собственных текстов


40

40

Создание собственных текстов

Выступление на занятии.


Раздел 5.



35.

Речевая культура-

языковые нормы:

орфоэпические нормы



40


40

Тестирование.


Подведение итогов.

36.

Лексические нормы


40

40

Тестирование.


Подведение итогов.

37.

Грамматические нормы


40

40

Тестирование.


Подведение итогов.

38.


Синтаксические нормы

40

40

Тестирование.


Подведение итогов.








































© 2010-2022