Современные технологии организации учебного процесса

Статья  "Современные технологии на уроках русского языка и литературы" содержит полробное описание технологии педагогических Мастерских при изучении лирического стихотворения: история возникновения, психологическое обоснование подходов к организации учебного процесса, строгий алгоритм, закреплённый в этапах урока. Тематически эта работа связана с ранее представленным уроком литературы в 11 классе:урок-астерская. "Явленная тайна" стихотворения Б.Л.Пастернака "Давай ронять слова..." Урок текстоцен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крючкова Н.С.

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»


Современные технологии


в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС


Преподавание - это и наука, и искусство. Но только не навык, однажды приобретя который учитель может перестать совершенствоваться. Преподавание-это процесс, технология.

Технология - это слово , будто дань нашему технократическому веку, прочно вошло в лексикон учителя , ибо оно связано с такими важными в дидактике понятиями:как метод изложения материала, выбор форм деятельности учителя и ученика на уроке.

. Расширить профессиональную компетентность и, следовательно, результативность работы учителю помогают инновационные технологии в методике преподавания русского языка и литературы.

С технологией педагогических мастерских познакомилась в начале

третьего тысячелетия и стала активно использовать её на уроках анализа лирического стихотворения.Тому было несколько причин.

Во-первых,как известно, чужой опыт нельзя просто "перенять", его нужно "пережить; прочувствовать". Прежде всего меня привлекает в технологии мастерских некая отправная точка в деятельности учителя - это непререкаемая вера в то, что потребность в культуре как в духовной пище есть в любом человеке, но сам характер удовлетворения этой потребности,

предлагаемый нами ученикам, не вызывае у них особого отклика.

Нашим простым (как они сами себе кажутся), рациональным детям и мир представляется простым и рациональным. Уроки - мастерские разрушают стереотип мышления и подводят учащихся к истинной "непростоте" всего сущего.

Во-вторых, технология мастерских аккумулирует в себе как традиционные методы преподавания, так и популярные сейчас инновации: работу в творческих группах, интегративное взаимодействие образовательных полей гуманитарных предметов, игру и театрализацию.

Родина методики Мастерских - Франция, 20-е годы прошлого века. На русской почве французская методика привилась, но всё же зазвучала своеобразно, взяв за основу один из главных тезисов: "Способны все!"

Все теоретические выкладки кажутся мёртвыми по сравнению с живой работой в "Мастерских". Материал к урокам существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий. И каждый раз должно произойти нечто, подобное чуду, и слово кажется вкусным, объёмным, весомым, обретает цвет и запах, колет, царапается, обволакивает. "Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?", - не спрашивает, а утверждает один из основателей "Мастерских". Не случайно многие "Мастерские" начинаются с игры ассоциаций, вызванных словом.

Итак, первый этап работы "Мастерской" очень важен: он мотивирует деятельность каждого участника и называется "Индуктор"

(одна из моих коллег в обиходе называет. Этот момент урока «ледоколом») Это обращение к ассоциативному и образному мышлению. Каждый человек - загадка, мир - тоже загадка, только не надо об этом забывать. На данном этапе часто мы предлагаем слово, к которому нужно подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то у соседей. Что-то начинает раскручиваться в уме каждого участника, строятся тонкие мостики, соединяющие "Я" каждого ученика, его сознание и рабочий материал.

Допустим, проводится "Мастерская" построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Ф.И.Тютчева. Тема: "Две бездны"; эпиграф: "Открылась бездна"… И то, и другое должно сыграть свою роль на заключительной стадии занятия. "Индуктор", т.е. начало занятия может быть таким. Представителям групп предлагается вытянуть одну из четырёх карточек со словами, взятыми из четырёх стихотворений Тютчева. Например:

  1. Ночь, стихия, таинственно, глубина, бездна.

  2. Ночной, безумно, хаос, беспредельное.

  3. Таинственный, бездна, роковой, мгла.

Каждый ученик группы выбирает для себя наиболее симпатичное ему слово из пяти и записывает ряд ассоциаций с выбранным словом.

Следующий этап "Мастерской" - социализация. Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося её с тем, что получилось у других. Идёт взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется добавлять что-то по ходу дела к уже написанному.

Третий этап урока - работа с материалом, погружение в него: работа с таблицами, схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Материалов много, и они есть у каждого ученика - мы используем все возможности множительной техники и интерактивный мультимедийный комплекс.

Это важнейший этап работы, продуманный учителем. Он здесь дирижёр, он придумывает систему заданий, проблемных вопросов, неожиданных и ожидаемых открытий.

Например, в уроке по Тютчеву ключевыми будут такие задания: узнав "своё" стихотворение среди четырёх предложенных, отследить авторские эмоции, связанные с ключевыми словами на карточке для группы, отметить совпадение-несовпадение авторских и читательских эмоций.

На этом этапе происходит "деконструкция" материала. Работа идёт на уровне отдельных слов, звуков, и лишь потом выстраивается самостоятельное суждение, и каждый должен высказаться в группе - социализация продолжается.

Кульминация творческого процесса - "разрыв" - обязательный элемент "Мастерской". Это озарение, новое видение предмета, неожиданность - а это уже стимул к информационному запросу, который может реализоваться в работе со справочной литературой, учебниками.

И снова делимся в группах тем новым, что удалось узнать, так возникает полифония на уроке, и каждый что-то успел сказать, или записать, или прочитать - способны все!

Последний этап "Мастерской" - рефлексия - самоанализ движения собственной мысли на уроке. Тема высказывания может быть определена самим учеником или сформулирована учителем, но вопросы должны быть особенными:

  1. Объясните смысл названия занятия и эпиграфа к нему, как вы это поняли.

  2. Если вы испытали неожиданные эмоции в какой-то момент мастерской, расскажите о них.

Итак, основной алгоритм технологических приёмов в Мастерской - чередование погружений в материал, индивидуальной и групповой работы с ним, рефлексия и социализация. Каждый участник - носитель своего знания и мнения.

Чем богаче спектр - тем ближе к истине. Рефлексия - осмысление себя, социализация - выход к общению.

Технология "Мастерских", на мой взгляд, особенно эффективна при изучении лирики как рода литературы. Мне очень хочется опровергнуть некое мнение о том, что анализ лирического стихотворения - это элитарный навык. Специально собрала статистические данные по результатам внутреннего контроля за 2013 -2014 учебный год в 11 классе.( два полугодия) : 35% учащихся выбрали в качестве контрольной работы сочинение- анализ лирического стихотворения. Пробовали свои силы в анализе стихотворения порой даже не самые сильные ученики, но и они получили свои честные "хорошо" и "удовлетворительно".Это ли не подтверждение того лозунга, о котором я упомянула в начале статьи:

«Способны все!, и каждое мнение ценно.

В заключение хочу назвать книги, знакомство с которыми поможет учителю в освоении технологии Мастерских построения знаний,ценностных ориентаций и творческого письма:

1.: В.Е.Пугач, "Русская поэзия на уроках литературы", 9-11 класс;

Паритет, СПБ

2 Г.А.Иоффе ", "Литература II половины XIX века - работа с творческими группами;Паритет.

3Амфилохиева М., "Традиции и инновации в преподавании литературы" Паритет

© 2010-2022