Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Правописание з и с на конце приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Правописание -з и -с на конце приставок.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели:

познакомить учащихся с орфограммой «Правописание -з и -с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок;

обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;

развивать мыслительные процессы, память, внимание;

воспитание культуры речи.

Ход урока.

  • Организационный момент.


  • Устный опрос.

Какой раздел науки о языке мы изучаем? Морфемика.

Какие морфемы нам известны?

Название какой морфемы зашифровано в ребусе? Приставка.


  • Постановка проблемы.

На предыдущих уроках мы говорили о приставках, написание которых нужно запомнить.Это такие приставки как ОБ, ОТ, ЗА, НА. Сегодня мы познакомимся с другой группой приставок. Узнать,какие это приставки и от чего будет зависеть их написание - цель нашего сегодняшнего урока.

А пока послушайте сказку.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери - Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

- Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие - нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

(Орфография держит за руки суффиксы и окончания, они пытаются вырваться)

- Я, королева Грамматика, повелеваю тебе, Орфоэпия, следить за приставками, которые оканчиваются на -з и -с. В нашем королевстве они самые непослушные. Постоянно меняют свою внешность и пытаются ускользнуть.

- Уж я-то с ними справлюсь, королева Грамматика! - отвечает Орфоэпия.

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на -з и -с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединились приставки раз- и из- к глаголу «править» и стали приставками рас- и ис-. Только Орфоэпия их нашла, как те опять поменяли свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стали приставками раз- и ис-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. К ним присоединились приставки из-ис, воз-вос, без-бес. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии.

- Сестричка, помоги! Никак мне одной не сладить с этими хитрыми приставками!

Пожалела та ее, но поставила одно условие:

- Следить за приставками будем вместе!

А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Тема нашего урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на з и с».

Цель: Выяснить,от чего зависит выбор букв з с на конце приставок.


  • Объяснение нового материала.

Посмотрите на таблицу и подумайте, от каких условий зависит выбор написания з или с на конце приставок.

Формулируем правило.

В приставках на з и с перед звонкими соглаными пишется з, а перед глухими согласными - буква с.

Приставки З в русском языке нет, есть только приставка С. В словах «здесь», «здоровье», «здание» буква «з» - это часть корня.

О букве «з» в этих словах есть стихотворение

Буква з

Ученик, тебе задание

Как напишешь слово здание?

Всё учти, продумай, взвесь.

Не свихнись на слове здесь.

Помни все условия,

Чтоб написать здоровье.

Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить.

_десь, _доровье, _дание

Лишены содержания.

Верните З , и снова

Заговорят три слова.

Обратить внимание на графическое выделение орфограммы.

5.Закрепление нового материала.

Ребята, вы любите отгадывать загадки и решать ребусы? А я люблю их загадывать. Только загадки и ребусы будут не простые. Вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у всех лесных зверей. РАСЧЁСКА.

Белая кошка

Лезет в окошко. РАССВЕТ.

Ребус ВОЗРАСТ.

6.Задание «Выбери верный ответ». Вопросы и задания по данной теме встретятся вам на экзамене в 9 классе. Среди них могут быть такие

  • В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1)безразличие

2)открыл

3)воскликнула

4)вздрогнул


  • В каком слове правописание приставки определяется правилом « В приставках на З и С перед звонкими согласными пишется З ,а перед глухими - С»?

1)вспоминать

2)спрашивать

3)сделал

4)срывался.

7.Физминутка. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы ищите в них слова с приставками, оканчивающимися на -з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

На доске написаны слова расчистить, расправило, раскинуло, рассердилась, взрослых, разбираюсь.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

В каких словах из нашей физминутки есть приставки на З - С?

8.Работа с раздаточным материалом.

Задание 1.Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Как можно озаглавить текст? Выпишите слова, написание которых соответствует нашему правилу.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в ясные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

Один ученик работает у доски.

9. Работа с сигнальными карточками.Учитель произносит слова, дети поднимают соответствующую карточку З или С.

Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.

Сформулируйте правило выбора букв з или с на конце приставок.

10.Работа с раздаточным материалом. Задание 2.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) .

Работа по вариантам 1-6 для 1 варианта, 7-12 для 2 варианта.

1)Ребенок без забот (беззаботный)

2) Небо без звезд (беззвездное)

3) Жидкость без цвета (бесцветная)

4) Дорога без конца (бесконечная)

5) Плач без звука (беззвучный)

6) Движение без шума (бесшумное)

7) Шоколад без вкуса (безвкусный)

8) Вход без платы (бесплатный)

9) Ребенок без помощи (беспомощный)

10) Океан без предела (беспредельный)

11) Облако без формы (бесформенное)

12)Пустыня без воды (безводная)

11.Подведение итогов урока.

С какой орфограммой мы сегодня познакомились? Сформулируйте правило правописания таких приставок.

А в стихотворной форме это звучит так

Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ- ,ИЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их лишь только с буквой «С».

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки

РАЗ-,ИЗ-,ВОЗ-, НИЗ- и БЕЗ-

Перед согласными глухими

Всегда меняют З на С.

Рефлексия.

Выставление отметок.

Домашнее задание.



© 2010-2022