Конспект урока по русскому языку на тему Словосочетание (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 И классе

(по учебнику-практикуму для старших классов

под редакцией А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой)

Тема урока: Словосочетание.

1.Организационный момент. (запись числа, классной работы)

2.Составьте из данных слов высказывание.

Слово, единицу, не менее двух слов, это, знаменательных, которые, более, чем, слов, сочетание, языка, словосочетание, образуют.

Подсказка: Данное предложение по структуре сложноподчиненное, по цели высказывания повествовательное.

- Словосочетание - это сочетание знаменательных слов (не менее двух), которые образуют более сложную единицу языка, чем слово.

- Данное высказывание принадлежит лингвисту Ирине Ивановне Постниковой из книги «Это непростое простое предложение».

- Как вы понимаете выражение «сочетание знаменательных слов»?

- Словосочетание произошло от древнерусского «чета», что значит два. Сравните: свадебная чета, четное число.

Словосочетание - два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

- Записываем тему урока.

Словосочетание. Типы словосочетаний и виды подчинительной связи.

3. К какому разделу грамматики относится данная тема? (к синтаксису)

- Дайте определение.

(Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений.)

- Какие умения формирует синтаксис?

(Умение логически и стройно формировать мысли)

- Вы все правильно сказали. Но, к сожалению, работая с экзаменационными тестами по теме «Словосочетание», вы совершаете ошибки, и данные вопросы относятся к одним их самых сложных. В чем тут проблема?

-В неумении правильно строить словосочетание

-В неумении правильно определять грамматические признаки словосочетания

-Определять типы словосочетаний.

- Вот эту проблему мы будем решать на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цели нашего урока.

-Повторить сведения о словосочетании

-Вспомнить типы связи

-Получить новые сведения о… (зачитать цели на экране!)

4. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение текста упр. №317

-Какие же это вопросы?

5. Работа по учебнику.

-Обратимся к понятийному словарику на стр. 245.

Познакомимся с ключевыми понятиями урока. Комментируем (главное, зависимое)

- По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом, а именно:

Именные словосочетания (субстантивные, адъективные, количественные, местоименные)

Глагольные словосочетания

Наречные

- Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе…( подчинительной связи - связи главного и зависимого слов)

- Существует три типа связи между словами в словосочетаниях, это:

Согласование (примеры)

Управление (примеры)

Примыкание (примеры)

6. Упражнение №318 (устно)

Найдите «лишнее». Почему?

- Приведите еще примеры «четвертого лишнего», когда сочетание двух слов не является словосочетанием.

7. Физминутка.

Для улучшения мозгового кровообращения.

1) Руки на поясе. Поворот головы направо, налево. (Темп медленный)

Для снятия утомления туловища.

1) Ноги врозь. Руки за голову. Повороты.

2) Руки перед грудью. Повороты в сторону.

Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить (считать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считать до 5).

8. Работа над стихотворением Константина Фофанова «Аллея осенью».

1. Биографическая справка о поэте.

2. Выразительное чтение стихотворения.

- В чем проявляется взаимодействие названия и текста?

9. Работа по группам.

1. Задание №1, 2. Работа со словарем.

2. Работа над вопросами №4-(1 группа), №5(а)-(2 группа), №5(б)-(3 группа).

3. Работа над вопросом №6 (коллективно).

Пурпурный - ярко-красные с фиолетовым оттенком.

Синонимы: рдяная, румяная, багряная.

Яркие насыщенные краски -

- Для чего служат словосочетания в поэтической речи? (Они придают речи выразительность, яркость, создают поэтические образы, помогают поэту выразить свои чувства).

-Молодцы!!!

10. А теперь работаем самостоятельно. Выполните тест из заданий ЕГЭ по теме «Словосочетание»

На выполнение каждого задания - 1минута. Тест сдать руководителю группы.

11. Домашнее задание: упражнение № 316.

12. Итог урока.

Над чем работали?

Что повторили?

А новое что-нибудь было?

- находить словосочетание в тексте

- определять все типы подчинительной связи словосочетаний

- находить ошибки в образовании словосочетания

- познакомились с научными терминами именных словосочетаний (субстантивные, адъективные, количественные, местоименные)

Такова была цель урока.

- Какую проблему она помогает решить?

- Предупредить ошибки по теме «Словосочетание».

-повторить

-обобщить

-систематизировать

Рефлексия.

Теперь я могу…

У меня получилось…(увеличить скорость решения задания из ЕГЭ)

Меня удивило… (что притяжательные местоимения по способу примыкание)

Домашнее задание мне показалось…

Было трудно…

Я понял, что..

Я попробую…

Я почувствовал, что…

Оценки за урок!!!



© 2010-2022