Урок русского языка с использованием ТРИЗ и РМК технологии, 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



« Имя прилагательное »

( урок русского языка с использованием ТРИЗ и РМК технологии, 6 класс )

Цель: систематизация и обобщение знаний о имени прилагательном; повторение орфограмм, связанных с именем прилагательным; развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы.

Знать: о делении прилагательных на три разряда, о признаках каждого вида;

- условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

- об образовании с помощью суффикса -К- качественных прилагательных (кроме исключений), с помощью суффикса -СК- относительных прилагательных;

- условия выбора написания НЕ с прилагательными;

- об условиях выбора- О и Е -в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц;

- об степенях прилагателных.

Уметь: находить качественные, относительные, притяжательные прилагательные, определять их грамматические признаки, различать их;

- правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными;

- сопоставлять правило правописания букв- О и Е- в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных;

- правильно писать слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»;

- различать на письме суффиксы -К- и -СК-;

- правильно писать сложные имена прилагательные.

- условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных ;

Литература: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010; сборник упражнений по русскому языку, словарь-справочник.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, альбомные листы, маркеры.


Ход урока


  1. Стадия вызова: объявляю ученикам тему нашего урока и сразу же домашнее задание.

Д/з: подготовиться к контрольной работе, которая состоит из двух блоков А и В. Блок А включает в себя 8 заданий с выбором ответа, блок В - диктант «Проверь себя».

- Что же нам нужно для того, чтобы подготовиться к контрольной работе?

-Какие знания, умения, навыки вам необходимы для эффективной подготовки?

- Где мы можем взять материал для этого?

- Как в этом вам может помочь материал домашнего задания на сегодняшний урок?

II. Стадия осмысления: предлагаю учащимся вспомнить, при изучении имени прилагательного, какие темы показались вам сложными (ответы учащихся).

  1. - Определение разрядов имен прилагательных.

Заострим наше внимание на данной проблеме и составим таблицу-«помощник» ( таблица фиксируется на доске ) ( данная таблица дополняется - во время урока)***

Имена прилагательные

  1. Качественные- переменный признак

- какой? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени: формы, размера и т.д.).

Имеют

  • степень сравнения

  • полную и краткую форму

Сочетаются

  • с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно)

глубокий, сильный, короткий, синий


  1. Относительные- постоянный признак

- какой? (признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени: материала, времени, места, действия и т.д.).

глиняный, вчерашний, городской

НЕ имеют

  • степень сравнения

  • полную и краткую форму

НЕ сочетаются

  • с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно)


  1. Притяжательные- принадлежность

-чей? (признак принадлежности предмета).

птичий, гусиный, сестрин

НО! В переносном значении - другой разряд: золотой сосуд - золотой характер;

лисий след - лисья шуба - лисья хитрость.

- Где данную информацию можно добыть?

- Материал учебника § 46,47,48; в словаре-справочнике, в сборнике упражнений.

Работа в группах: игра-задача

- У вас в раздаточном материале есть задание № 1. Ваша задача- сгруппировать имена прилагательные разных разрядов по следующим темам:

- качественные на тему «Весна»;

- относительные на тему «Школа»;

- притяжательные на тему «Семья».

«Афиширование». .Оглашение результатов работы. Сопоставления качества выполнения работы в разных группах.

  1. - Возникали ли у вас сложности при изучении правописания имен прилагательных ?

- « Написание НЕ с прилагательными » ( повторение орфограммы № 36, называют условия слитного и раздельного написание НЕ с прилагательными, § 50 стр.108 )

Словарный диктант: ( комментированное письмо): Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, совсем не добросовестный ученик, нелепый поступок, неряшливый вид, не робкий, а смелый; не мелкая, а глубокая река; неотложный вопрос, неуклюжий танцор.

  1. - Ещё какие трудности возникли при правописании прилагательных?

- Н и НН в суффиксах прилагательных.

- Это орфограмма № 38: ( данную орфограмму предлагаю учащимся записать в виде схемы )



Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных


-Н-

-НН-


  1. -ИН-

  2. -АН- (-ЯН-)

  3. Слово-исключение с -ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)


  1. сущ.-Н+ -Н-

  2. -ОНН-

  3. -ЕНН-

  4. Слова-исключения с -ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

Как находить суффикс


  1. -ИН - всегда ударный

  2. -ЯН- óй

  3. -АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…»

кож..ый - из кожи - кожаный


  1. -ОНН- всегда ударный

  2. -ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре.

З а п о м н и т е: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Н о: безветренный

Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)

Буквенный диктант: деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, оккупационный, искусственный, оловянный, сонный, лошадиный, лиственный, равнинный, серебряный, интонационный, ветреный.

- Запись учащихся должна выглядеть так: НН, Н, Н, НН, НН, НН, НН,НН, Н, НН, НН, Н, НН, Н.

4. - Как связана тема « Правописание суффиксов -К и -СК» с темой «Разряды имен прилагательных »? Вспомните № орфограммы ( дополняем таблицу -помощник).

Выборочно-распределительный диктант: с суффиксом - К в левый столбик, -СК - в правый: октябрь..кий, сибирский, командирский, рыбац..кий, Олонецкий, скользкий, близ..кий, горняцкий, киргизский, апрель..кий,, июльский, узкий, молодецкий, январский, конский, рез..кий, индусский, рыцарский, декабрьский.

5. Лингвистическая задача ( пропорции ): задание на листочке.

- Для успешного решения данной задачи назовите правило ( орфограмма № 37 ). Вспомните наш рисунок - «помощник». Объясните ваши действия.

реч…вой аппарат = вещ…вой мешок

ситц…вый фартук = ландыш…вый запах

изразц…вая печь = морж…вый клык

холщ…вый мешок = свинц…вые тучи

камыш…вый кот = образц….вый ответ

глянц…вый журнал = кумач…вый флаг

6. Конструирование текста ( творческая работа):

Задание у всех учащихся. Дан небольшой текст. К выделенным именам существительным подобрать сложные имена прилагательные.( В помощь ребятам можно предложить пейзаж зимнего леса).

Урок русского языка с использованием ТРИЗ и РМК технологии, 6 класс

Русский лес
Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью…

Спят … сосны.

-Выразительное чтение получившихся текстов.

III. Рефлексия:

- Записываем домашнее задание, которое удалось «собрать» на уроке:

-повторить орфограммы 36,37,38,39,40

-повторить материал § 46-54

-выполнить упражнение из учебника 314 стр.120

- составьте вопросы к тесту по теме «Имя прилагательное»

7. Составить «Кластер» по теме «Имя прилагательное».

8.Самостоятельная работа(выполняют все): Игра- кроссворд. В пустые клеточки вписать прилагательные, друг за за другом, без пробелов, начиная с правой верхней клеточки, имена прилагательные, образованные от данных имен существительных с помощью суффиксов - СК- , -К-, -ОВ-, -ЕВ-, - Н-, -ЕНН-, -ЯН-, - АН-, - ИН- .

Низ, диковина, еж, казак, киргиз, кость, кумач, лев, лиственница, низменность, олово, пират, пламя, ситец, сирень, Тибет, тыква, холст.

( образец заполнения )

н

и

з

к

и

й

д

и

к

о

в

и

н

н

ы

й




































*** Если у вас осталась одна клеточка, значит вы справились с данным заданием. В эту клеточку выставим оценки за работу на уроке.

Итог: выставление оценок.














Урок русского языка с использованием ТРИЗ и РМК технологии, 6 класс

































© 2010-2022