Структура и методы преподавания урока русского языка в казахской школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура и методы преподавания урока русского языка в казахской школе

Карагандинская область, г. Приозерск

КГУ «Комплекс школа - детский сад №2 г.Призерск»

Ермагамбетова Алтынай Сергабылкызы,

учитель русского языка и литературы



Структура и методы преподавания урока русского языка в казахской школе

Урок - это основная форма организации учебного процесса в школе. Урок представляет собой законченный отрезок учебной работы, и на протяжении его осуществляется достижение определенной учебной задачи, поставленной учителем. Каждый отдельно взятый урок - звено в общей системе уроков. Чтобы обеспечить успех всего процесса обучения, необходимо добиться высокого качества уроков.

Повышение эффективности уроков обусловливается многими факторами, но важнейший из них - это совершенствование учебного процесса, и прежде всего правильное распределение учебного времени на уроке. А это значит, что, продумывая структуру урока, учитель должен определить не только что и как будет делать на уроке он сам, но главным образом - что будут делать под его руководством дети. Как сделать, чтобы эта работа была активной, творческой, развивала интерес к изучаемому материалу, давала прочные, осмысленные знания?

Я думаю, эти вопросы не раз были предметом обсуждения наших учителей, методистов, ученых в период перестройки. Вопрос о структуре урока и методике его проведения постоянно обсуждается и в настоящее время.

Практика работы многих учителей русского языка в казахской школе показывает, что вопрос о структуре урока и принципах его построения пока что нельзя считать окончательно решенным.

Отвечая на вопрос - можно ли строить уроки русского языка по известной схеме: опрос, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление и задание на дом. Конечно, можно: комбинированная структура урока в свое время подвергалась резкой критике не потому, что уроки комбинированного типа строились по шаблону, перестали отвечать основному требованию, предъявляемому к уроку, - быть обучающим в течение всех 45 минут.

Критике подвергались уроки, на которых опрос зачастую превращается в «допрос», то есть непомерно затягивается, что в свою очередь не может не сказаться отрицательно на качестве усвоения нового материала. Критике подвергались уроки, на которых проверка домашнего задания превращается в пустую трату времени при условии, когда один ученик читает, а остальные ничего не делают; уроки, на которых учитель не успевает объяснить и тем более закрепить новый материал из-за нерационального распределения времени.

Таким образом, речь шла об активизации учащихся, о взаимосвязи и группировке отдельных компонентов урока в зависимости от цели урока, но вовсе не об их отрицании!

Уроки русского языка в национальной школе могут быть настолько разнообразными, насколько различны их задачи и изучаемый материал. Структура урока определяется его целью, темой, этапом обучения. Но при

любой структуре будут иметь место и повторение, и закрепление, и выявление знаний, и в большинстве случаев - изучение нового материала. Таким образом, для многих уроков характерно соединение нескольких дидактических задач (усвоение новых знаний, повторение, учет, закрепление), соответственно которым урок делится на части, и каждая из них требует своих методов и приемов обучения.

На каждом уроке одна из задач всегда рассматривается как основная, чем и определяется структурное разнообразие уроков комбинированного типа. Так, например, урок, на котором одной из основных задач является изучение нового грамматического материала, можно схематично изобразить так:

1) Повторение ранее пройденного, изученного на предыдущем уроке и необходимого для изучения новой грамматической темы;

2) Сообщение темы и цели урока;

3) Объяснение нового материала;

4) Выводы и обобщения;

5) Придумывание примеров на данное правило или выполнение соответствующего упражнения;

6) Проверка усвоения нового материала;

7) Задание на дом.

Надо заметить, что урок, основной дидактической целью которого является усвоение нового материала, может иметь и другую структуру. Например, он может начинаться с работы над новым материалом, но это не значит, что в процессе работы не возникнет необходимость повторить какие-то сведения или проверить знания учащихся по определенному разделу или параграфу. Можно начинать уроки с опроса и проверки домашнего задания, можно весь урок посвятить учету и повторению заданий, полученных учащимися на предыдущих уроках, и в этом случае на уроке будет отсутствовать такой элемент его, как объяснение нового материала.

В практике работы учителя русского языка могут быть уроки, посвященные одной дидактической задаче, например, подготовке учащихся к выполнению какой-либо творческой работы (сочинению на заданную тему или по картинке), уроки изложения, уроки работы над ошибками и т.д. В некоторых случаях, если тема невелика по объему, в урок включаются и все пять дидактических элементов. Но чаще всего имеют место уроки, состоящие из двух-трех компонентов, при этом отдельные компоненты урока, например опрос и выявление знаний, могут сливаться с изучением и закреплением нового материала. То есть не может быть единой, общеобязательной, раз навсегда утвержденной структуры урока. Учителя «насчитывают в своей практике многие десятки разнородных уроков, сочетающих различные структурные элементы и использующих многообразные методы».

Умение разнообразно строить уроки требует от учителя больших лингвистических и психолого-педагогических знаний. В частности, успех урока во многом зависит от его начала. Согласно физиологическому учению

И. П. Павлова, нервная система включается в деятельность постепенно, а потому школьная гигиена требует, чтобы урок начинался с более легкого и простого и постепенно усложнялся. Из этого следует, что более продуктивным будет такой урок, который начинается с коллективной работы, позволяющей повторить изученный на предыдущем уроке материал: например, со словарного диктанта, работы со словарями или с фронтального опроса, что позволяет начать урок при максимальном участии учеников.

Урок может начинаться и с проверки домашнего задания, но при условии активного участия учащихся всего класса. Активность учащихся при проверке домашних заданий зависит от некоторых условий, например от объема, видов домашних заданий. По объему домашние задания должны составлять ¼ классных. Виды их должны быть разнообразны, так как само разнообразие способствует активизации учащихся, вызывает интерес к способу выполнения домашней работы. Например, если учитель дает учащимся на дом задание подготовиться к предупредительному диктанту (очень полезной работе в национальной школе), то это уже определяет письменное начало урока, в котором предусмотрена и проверка домашнего задания и опрос.

Кроме заданий, имеющих чисто орфографическую цель, нужно практиковать разнообразные творческие задания, например, связанные с текстами, изучаемыми на уроках литературы, задания по словарю (выписать из словаря 10 глаголов с приставками, выписать 5 существительных с ь на конце и придумать с ними предложения, написать рассказик по данным словам и др.).

Но главное условие максимальной активизации учащихся - применение эффективных приемов проверки.

Наиболее распространенный из них - словарный диктант, составленный из слов с орфограммами на изученное ранее правило, при этом слова выбираются из текста домашней работы. Можно вызвать одного ученика к доске, и он будет писать на доске слова, - их называют учащиеся из упражнения, заданного на дом, или из словаря, где записаны новые слова, которые надо было запомнить дома.

В национальной школе очень часто проверка домашнего задания связывается со словарной работой. Иногда проверка домашнего задания сопровождается фронтальным опросом, т.е. учитель задает вопрос по изученному дома параграфу, а учащиеся, отвечая, пользуются примерами из домашней работы.

Таким образом, активизация учащихся при проверке домашней работы во многом определяется выбором соответствующего приема. При этом вовсе не обязательно каждый урок начинать с проверки домашнего задания. Домашнее задание может использоваться учителем при объяснении и закреплении материала, и тогда время его проверки может быть отнесено к середине и даже к концу урока.

Перечисленные приемы проверки знаний учащихся далеко не исчерпывают всех видов опроса.

Вообще проведение опроса требует от учителя большой осторожности, так как это один из самых трудных этапов урока.

Надо помнить, что при опросе учащимся приходится напряженно думать, многие ученики волнуются и ко времени объяснения нового материала так устают, что уже ничего не понимают. У них получается психологическая разрядка, которая проявляется в подвижности, в разговорах, в безразличии. Учащиеся невнимательно слушают объяснение учителя. Кроме того, опрос, организованный в самом начале урока, очень часто затягивается, что приводит к поспешному проведению остальных этапов урока, в частности изучения нового грамматического материала. Вот почему в практике передовых учителей русского языка опрос, выявление знаний учащихся ведется на протяжении всего урока и завершается поурочным баллом. При выставлении поурочного балла принимаются во внимание не только уровень знаний, обнаруженный при ответах на вопросы, но и результаты выполнения учащимися всех заданий.

Наиболее эффективным видом индивидуального опроса - приучить учащихся связно отвечать на вопрос учителя.

Активизации учащихся способствуют и письменные опросы, например, разбор по членам предложения при помощи условных подчеркиваний (подлежащее - одной чертой, сказуемое - двумя, определение - волнистой и т.д.) или разбор слова по составу путем выделения вертикальными черточками корней, приставок, суффиксов, окончаний (пере/лет/н/ые). Такой способ письменных опросов избавляет учащихся от боязни допустить орфографические ошибки, которых встречается очень много при таком виде письменного опроса, как ответы на вопросы по изученному параграфу в казахской школе лучше проводить устно.

Методика построения и проведения важнейшего элемента урока - объяснения нового грамматического материала зависит от характера языкового материала, степени подготовленности учащихся, цели, которая ставится учителем на данном уроке. Основных методов изучения грамматического материала три - метод беседы учителя с учащимися, метод связного изложения материала самим учителем и метод самостоятельного изучения учащимися правила по учебнику.

При любом из этих методов следует помнить основное правило активизации: школьники лучше запоминают тот материал, который усваивается в результате активной мыслительной деятельности, а не тот, который преподносится им в готовом виде. Это требует от учителя при объяснении нового грамматического материала использовать такие приемы, как вопросы к учащимся в ходе живого рассказа, привлечение учеников к подбору приемов, иллюстрирующих изучаемое правило, широкое использование доски для записи слов, предложений, всевозможные подчеркивания контрольных орфограмм и т.д. Нужно приучать детей больше

работать с учебником, настенными таблицами, орфографическим словарем, текстом.

Не менее серьезного внимания требует подготовка и проведение разного рода тренировочных упражнений.

Именно этот этап урока часто страдает серьезными недостатками, в частности несоответствием отобранных упражнений основной цели и задаче урока, нерациональным многообразием их видов.

Нужно помнить, что, стремясь к разнообразию видов работ на уроке, нельзя делать это только ради разнообразия. Частая смена заданий отвлекает учащихся, не дает им возможности сосредоточиться на главном. Поэтому вполне оправданы уроки, на которых учащиеся будут выполнять разного вида упражнения, а может и одно упражнение, но обучающее и полезное, соответствующее цели урока.

При изучении неродного языка очень часто возникает необходимость в проведении таких уроков, которые целиком посвящены закреплению знаний и выработке навыков. Схема урока повторения и закрепления может быть представлена так:

1) Проверка выполнения домашнего задания;

2) Повторение правил и выводов, сделанных учащимися на предыдущих уроках;

3) Упражнения: списывание предложений с грамматическим заданием по учебнику; грамматический разбор; придумывание примеров, иллюстрирующих правило; работа со связным текстом (диктант, небольшое изложение и сочинение);

4) Проверка выполнения данных учителем упражнений;

5) Задание на дом.

Повышение эффективности урока во многом зависит от умения учителя экономить время на уроке. Предварительная подготовка всех видов заданий и вопросов для самостоятельной работы, запись их заранее на доске, размещение таблиц, схем, которые остаются закрытыми от учеников до момента их использования, предварительный подбор раздаточного материала (карточек, открыток) и текстов - все это устраняет ненужные паузы, уплотняет учебный процесс.

Таким образом, основные требования к уроку русского языка в казахской школе могут быть сформулированы так: на уроке не должно быть активно действующего учителя и пассивно слушающего ученика.

Урок должен быть построен и проведен таким образом, чтобы все 45 минут учебного времени были заполнены творческой, активной мыслительной деятельностью учащихся. Рационально организованный урок предполагает, что любой структурный элемент его будет обучающим, будет развивать у школьников интерес к знаниям и возбуждать желание учиться.

Список использованной литературы:

1. Материалы августовского форума педагогов РК за 2012од.

2. Реализация взаимосвязи русского и родного языков в начальной, казахской школе // В сб.ст. аспир. и молодых ученых: Обучение русской речи. - м.: НИИ НРД АПН. - 1992. - С. 3-13. Деп. в ОДНИ "Школа и педагогика",20.01.92 - №3-92.'

2. Взаимосвязь в обучении русскому и родному языкам как основа формирования национально-русского двуязычия.// Русский, язык и диторатура в казахской школе. - 1993,

6


© 2010-2022