Технологическая карта урока в 5 классе

Урок открытия новых знаний "Сложные предложения: союзные и бессоюзные" проводится в рамках изучения раздела "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе.   Используемый УМК - по редакцией В.М.Бабайцевой Форма работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах. Основная образовательная цель урока: закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложений; развивать навыки синтаксического разбора; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.  Планируемые рез...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в 5 классеТехнологическая карта урока в 5 классеТехнологическая карта урока в 5 классеТехнологическая карта урока в 5 классеТехнологическая карта урока в 5 классеТехнологическая карта урока в 5 классеКонспект урока

Тема урока: «Сложные предложения: союзные и бессоюзные»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор разработки: Ходосевич В.В.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма организации: урок

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

УМК: УМК В.М.Бабайцевой, М.: Дрофа, 2011.

Цель урока: закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложений; развивать навыки синтаксического разбора; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Задачи урока:

а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока;

б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы;

в) воспитывать коммуникативные навыки;

г) обеспечить применение учащимися знаний о видах сложных предложений и расстановке знаков препинания в них.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать сложные и простые предложения, отличать средства связи в них; конструировать сложные предложения; объяснять лингвистические явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.

Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • интерактивная доска с программным обеспечением ActivInspire.

п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

1.

Организационный момент

Привлечь внимание учащихся к началу урока

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку

Личностные формируются на протяжении всего урока коммуникативные: психологический настрой

2.

Создание мотивации

Мотивировать учащихся к учебной деятельности средствами проблемной ситуации

Стихотворение А.Дементьева

У поэта А.Дементьева я прочитала строки, которые меня расстроили. Неужели это правда, что можно заболеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью другому жизнь? Я расстроилась потому, что в своей жизни, когда у меня было плохое настроение, я не всегда могла себя сдерживать. И я говорила кому-то неприятные слова я, бывало, повышала голос, говорила, от которых, наверное, человек переживал, а, может, даже и болел. И мне стало тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, дети, я обижала словом, простите меня. А если вы кому-то говорили грубые, злые слова, простите себя, ведь вы же тогда не знали, что человек тот грубого слова становится несчастным. Только давайте пообещаем друг другу, что мы будем следить за тем, чтобы наши слова приносили тем, кто рядом с нами только приятные моменты. В мире столько ласковых и добрых слов - давайте их дарить друг другу.

Орфографическая минутка: Вставить пропущенные буквы:

Словарная работа - работа с терминами

Сказуемое, синтаксис, дополнение, предложение, пунктуация, словосочетание, подлежащее, обстоятельство, обращение, определение.

Задает проблемные вопросы

- В чём особенность слов?

- Выберите слова, называющие раздел науки русского языка, который мы изучаем.

- Выберите слова, которые называют основные единицы синтаксиса.

- Какие ещё мы можем выделить группы среди этих терминов?

- Какую единицу языка мы сейчас изучаем?

- Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение?

- Вставьте рассыпавшиеся буквы

Коллективная работа

Вставляют пропущенные буквы

Отвечают на проблемные вопросы

Регулятивные: применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

3.

Актуализация знаний

Определение темы и целеполагание урока

Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала

Создание проблемной ситуации.:

1. Рассмотрите схемы, обсудите в парах, что они отражают.

2. На какие 2 группы можно разделить эти схемы?

3. Выделите группу сложных предложений, попробуйте определить их сходство и различие.

3. На основании проделанной работы попытайтесь определить тему урока.

4. Сформулируйте цели урока.

5. Обратите внимание на схемы сложных предложений? Какие особенности увидели? Какие вопросы возникают?

6. Что нам поможет решить возникшую проблему?

1. [ - =].

2. [- =], [- =].

3. [- =], и [- =].

4. (Когда - =), [- =].

5. [Вв, - =].

6. [О - =].

7. [= ].

Работают в парах по картам заданий. Формулируют проблемы, делают выводы.

По опорным словам и составленным схемам в парах формулируют тему, и определяют, чему хотят научиться и как это сделать?

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование.

Коммуникативные: Различать функции языковых единиц, называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

4.

Открытие нового знания

Организовать освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания

Организует самостоятельную работу с теоретическим материалом учебника

  1. Изучите содержание параграфов 24 - 26 учебника теории, сформулируйте вопросы к материалу параграфов.

  2. Изучите содержание параграфа 24 учебника теории, составьте на листах А4 кластер «Виды сложных предложений»

  3. Выпишите из параграфов 24 - 26 учебника теории на листы А4 схемы бессоюзного сложного предложения, сложносочиненного предложения и сложноподчинённого предложения, объясните их различия.

Почему в схемах сложных союзных предложений используются разные скобки?

Работают в группах.

Читают текст учебника, выполняют задания.

Познавательные:

Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.

Коммуникативные:

различать функции языковых единиц, наблюдать над условиями связи разных частей речи предложении

Регулятивные: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.

5

Первичное закрепление

Стимулировать интерес учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.

Способствовать обогащению речи учащихся через употребление разных конструкций предложений.

Выдвигает проблему.

Посмотрите на экран.

Появились тучи. Солнце исчезло.

Появились тучи, и солнце исчезло.

Солнце исчезло, потому что на небе появились тяжёлые тучи.

Появились тучи, солнце исчезло.

- В чём сходство этих предложений?

- В чём различие?

- Дайте характеристику этим предложениям.

- Какими способами можно выразить мысль?

- какие предложения более ёмко, образно выражают мысль - простые или сложные?

Отвечают на вопросы

- Одну и ту же мысль можно выразить разными способами: простыми предложениями и сложными, союзными и бессоюзными.

- Сложные предложения.

- Каждое состоит из нескольких грамматических основ.

- Все предложения передают одну и ту же мысль.

- Первое и второе соединены разными союзами, третье - без союза.


Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

6.

Закрепление изученного материала

Определение степени освоения содержания учебной темы

Организует индивидуальную самостоятельную работу:

Соедините два простых предложения разными способами: союзной и бессоюзной связью. Запишите одно предложение в тетрадь. Какие изменения произошли? Составьте схемы получившихся предложений, Запишите их на доске в соответствии с вашими схемами.

Поманипулируем с предложениями.

Низкие тучи быстро бежали по небу. Дул сильный ветер.

Какие союзы могут соединять эти простые предложения, а какие не могут?

Как отличить сложносочинённое предложение от сложноподчинённого?

Покажем на схеме.

Записывают предложения, составляют схемы предложений.

Осуществляют взаимопроверку


Регулятивные:

формирование и реализация навыков составления лингвистического высказывания, прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

7.

Динамическая пауза

Сменить вид деятельности

Гимнастика для глаз

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты.

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

Делают вместе с учителем гимнастику для глаз

Личностные: сохранение здоровья. Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы сотрудничества.

8.


Самостоятельная работа.

Развитие речи.

Отработка навыков работы с текстом, развитие монологической и диалогической речи.

Организует работу с текстом.

1) Горы зимой покрываются снегом. 2) На самом верху он лежит до лета, и туристы долго могут кататься на лыжах. 3) Оч…ртания гор далеко виднеются даже в плохую погоду, они сверкают своими вершинами и завораживают. 5) Сапфировый снег украшает её, а лес превращает в сказку.


  1. Спишите предложения. Докажите, что перед вами текст. Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте его. Объясните своё мнение.

  2. Спишите текст. В выделенных словах вставьте пропущенные буквы, определите вид орфограммы. Найдите в толковом словаре выделенные слова, определите их значение.

  3. Спишите текст. Одно из предложений этого текста отличается по своему строению от остальных. Найдите его. Докажите свою точку зрения.

Какие сложные предложения встретились в этом тексте? Как вы это определили?

Работают в группах, выполняют задания.

Регулятивные:

формирование и реализация навыков составления лингвистического высказывания, прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На экране вы видите 5 предложений, номера сложных союзных предложений внесите в зелёный прямоугольник, номера сложных бессоюзных предложений - в жёлтый.

1.Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом.
2.Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.
3.Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.
4. Сад выл и шумел, в воздухе кружились желтые мокрые листья.

5. Гнутся ветки берёз под снегом, но она терпеливо держит их всю зиму.

Проверяем!

союзные: 1,2, 5

бессоюзные: 3, 4

Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону.


Познавательные:

формирование умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

12.

Рефлексия

Цель - оценить результаты собственной деятельности

Побуждает к высказыванию своего мнения

Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового?

Оцените свои знания по теме, значками на полях:

+ - всё понятно

+ - не уверен в своих знаниях

! - необходимо повторить.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Осуществляют самооценку

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

прогнозирование.

13.

Домашнее задание

Учитель поясняет, как нужно выполнить

д/з. Задание на экране на выбор:

1) подготовить опорный конспект по теме;

2) выполнить упр. по алгоритму;

3) составить текст, используя только сложные предложения.

Записывают в дневниках задание по выбору

14.

Подведение итогов.

Учитель объявляет отметки обучающимся

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

Познавательные: умение структурировать знания;



© 2010-2022