- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Природа и мы
Конспект урока Природа и мы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тараракова Т.Н. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Как прекрасна земля,
И на ней человек»,
( С.Есенин).
« Природа- это книга,
которую надо прочитать
и правильно понять».
(М. Налбадян)
«Пойми живой язык природы,
И скажешь ты: Прекрасен мир!»
( Пришвин)
« Природа - мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятий дрожью сокровенной
В слезах от счастья, отстою!»
( Б. Пастернак).
ЦЕЛЬ:
Увидеть красоту природы во все времена года, понять,
каково влияние человека на природу.
НАГЛЯДНОСТЬ:
-
Репродукции картин
-
Иллюстрации ребят
-
Пластинки Чайковского, «Времена года»
-
Книжки- малютки любимых произведений.
-
Сочинения-миниатюры
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
-
Что есть красота природы?
-
В чём сила красоты природы?
-
Что делать нам, чтобы природа радовала нас всегда?
I. СТИХОТВОРЕНИЕ О КРАСОТЕ ПРИРОДЫ.
( Читает учитель) «Доброта природы» С. Островой.
Когда стучатся непогоды
В мое январское жилье -
Я верю в доброту природы,
Во всех склонениях ее.
И я не раз еще, наверно,
Природой буду изумлен
Она как песня, соразмерна
Равна со всеми, как закон.
Пройди по ней лесами, лугом.
Пей чудеса как из ведра
И если сможешь стать ей другом,
Не расточай ее добра.
Нас наполняют светлые и мудрые мысли. Когда мы читаем стихотворения о природе, видим прекрасные пейзажи; никого не оставляет равнодушным красивая природа во все времена года.
Сегодня я приглашаю вас на урок -обогащение, мы совершим необычную экскурсию по страницам календаря. Послушаем музыку.
Запишем тему, эпиграфы, вопросы для обсуждения (работа в тетрадях).
II. ЭКСПРЕСС- ИНТЕРВЬЮ
1 вопрос
Что есть красота природы?
При словах красота природы, какие картины перед вами возникают? Отвечу и я: Красивый зимний сказочный лес, все деревья в инее, а главное: в нем спокойно, как будто нет никаких проблем.
(Демонстрация иллюстраций)
Каждое время года красиво по-своему, посмотрите на
эти иллюстрации, мы отобрали лишь некоторые.
Правда красиво? Каждое время года - это какая то загадка,
тайна, обратите внимание на наш эпиграф «Природа-
мир, тайник Вселенной…», а разобраться в тайнах
природы поможет нам экскурсия по временам года, и
мы увидим, в чем же сила красоты природы?
2 вопрос
В чем сила красоты природы?
Музыка «Зима»
III. Сейчас зима. Снег мягкий, пушистый, ковром засыпал озябшую землю. А первый день зимы вы, помните, встречали снежками? Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Вот она, красавица - волшебница-зима на иллюстрациях, а вот она в ваших мини -сочинениях.
(Конверт о зиме, сочинения учащихся).
-А теперь посмотрите, как описана зима в ваших стихотворениях
(чтение стихотворений ребятами)
1. С.Есенин «Зима»
2. Суриков «Зима»
3. Иллюстрация Прокофьев Пал первый снег»
4. А.С.Пушкин «Зимнее утро»
-А помните
«Под голубыми небесами,
великолепными коврами,
блестя, на солнце, снег лежит…»
(Прекрасные стихи и солнечном дне, но зимой бывают и сугробы)
5. Полежаев «Февральские сугробы»
6. «Зимняя дорога»
Видите, как красиво поэты описали в своих стихотворениях зиму по-разному, ведь у неё, как и у любого времени года, каждый месяц и каждый день неповторим.
Музыка «Весна»
IV. Пройдет время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, (к иллюстрациям) наступит весна. Ласковое солнце пригреет, радостные крики птиц услышим.
-
С каким чувством мы ждем приближение весны?
-
Почему радуемся? Ее ожидая?
Вот как описывает наступление весны Лермонтов «Весна».
О наступлении весны пишет А.С. Пушкин.
Вот мы слышим «Голоса весны»
И конечно, наша казахская «Весна» Абая
Выставка книг «Времена года» Абая
«Весенние воды» Тютчев
Фет «Это все весна»
(Чтение стихотворений учащимися)
Что же такое весна?
(А вот какая музыка возвещает нам о природе весны)
Я не забыла и о ваших сочинениях.
- Нравится вам весна?
Но как тут выбрать?! Ведь каждое время года красиво по-своему. И если я спрошу осенью, хотите ли вы, чтобы зима наступила, а зимой - весна, вы ответите «Да!» Но ведь за весной идет лето, но ведь мы его тоже любим? Да?
-
Итак, Красивая, задорная музыка возвещает нам о том, что лето наступило.
И сочинения ваши говорят о том же. Красота везде: надо только вслушиваться, всмотреться.
(Чтение стихотворений о лете ребятами)
-
«Лето» Абай.
-
«Степь» С. Островский.
-
Прокофьев «Люблю березку»
-
Самый жаркий месяц - июль «Лето. Июль»
-
Соколов «Дождь прошел»
Лето быстрее всех времен года проходит, и наступает долгожданная осень (что - то лица помрачнели, как осенью иногда погода)
-
Осень - это разноцветное время года.
Посмотрите на иллюстрации. Сочинения.
(Чтение стихотворений ребятами)
-
«Что за осень, красавица осень!»
-
«Тихая осень»
-
Майков «Осень»
-
Меситов «По залам осени брожу»
-
Бальмонт «Осень»
-
Тютчев «Есть в осени первоначальной»
-
Пушкин «Осень» «Унылая пора»
-
Есенин «Отговорила осень золотая»
Человек любит природу, а значит, и свою Родину. А наша Родина - Тургайская земля. Стихотворение «Тургайская земля»
Тургай, Тургай - земля Амангельды, срединная казахская земля.
Мне кажется, сама Алма-Ата, - далекая окраина твоя.
Как в старину, такой простор во круг, по нему солнце утомленное плывет
И беркут медленно, за кругом круг, лениво совершает свой полет
В степи гуляют древние ветра, но в синеве, куда ни бросишь взгляд,
Как будто крепости Надежда и Добра батыры - элеваторы стоят.
Нет, не стоят они, а там и тут, на фоне словно бы недвижных облаков,
Как пароходы, белые плывут по океану зреющих хлебов.
В том океане, словно островки, совхозные поселки чуть видны,
Их укрывают молодые топольки, как спутники и флаги целины.
Тургай, Тургай - былинная земля, как поднялась, помолодела ты!
Как широки и хороши твои поля, как ты приблизилась к садам Алма-аты.
VII. Сегодня на уроке - обогащения мы познакомились со стихотворениями поэтов XIX, XX веков, узнали имена поэтов, вспомнили уже знавших. И хотя они жили в разное время, - что их объединяло?
-
Любовь к природе, к Родине, способность чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда равнодушного. И ещё одним даром обладают поэты: «рисовать словами», так же, как художники - кистью или карандашом, а музыканты - музыкой.
-
Что же делать нам, чтобы природа радовала нас всегда?
(Ответы учащихся)
- Не надо быть равнодушным.
- Природа нуждается в нашей защите, заботе, помощи
- Надо охранять и беречь природу.
- Любить и понимать
Стихотворение С. Острового «Красная книга»
IX. Стихи открыли нам красоту природы, родного края, призывают охранять живое, учат понимать язык природы.
Учат понимать не только язык природы, но и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо, но, открывая это чудо, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. А главное - неравнодушному. Постараемся стать такими, что бы природа радовала нас всегда, а мы всегда помним, что Природа - это мы, а мы - это Природа, ведь «Как прекрасно! И на ней человек!»
И я хочу, что бы вы, и Родина ваша были прекрасны всегда!
X. Закончим урок музыкой.
Души наши обогатились новыми впечатлениями, мы стали богаче, добрее, лучше и внимательнее.
Стихотворение «Календарь дарит числа красные»
XI. Итоги, благодарность участвующим.