Урок русского языка на тему Первое и второе спряжение глагола (4 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему Первое и второе спряжение глагола (4 класс)Урок русского языка на тему Первое и второе спряжение глагола (4 класс)Урок русского языка на тему Первое и второе спряжение глагола (4 класс) Русский язык 4 класс.

Тема. «Первое и второе спряжение глагола».

Тип урока. Урок изучения нового материала.


Цели: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения; формировать умение различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения; развивать внимание и логическую речь учащихся, развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к родной природе.


Оборудование: карточки с личными окончаниями глаголов в конвертах; капельки с частями слов; плакаты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Задачи:

1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; углубить и расширить знания о составе слова; учить определять спряжение глаголов
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Планируемые результаты: ученики научатся определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.


Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Сообщение темы урока.


Учитель. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Приходит весна и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках вы тоже открываете для себя что-то новое. Наш урок русского языка не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала повторим сведения об этой части речи, которые вам уже известны.


3. Повторение изученного материала.

На доске:



Ласково сияет весеннее солнце.

Веет теплый ветерок.

По овражкам звенят весенние ручейки.

На старой березе строит гнездо черный грач.



Учитель. Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах.

Дети. Это глаголы третьего лица настоящего времени.

Учитель. Что вы знаете о глаголе? Ответьте на несколько вопросов: что такое глагол, что он обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется глагол?

Выслушиваются ответы детей.

  • На какие две группы можно разделить эти глаголы?

Дети. На глаголы в единственном и множественном числе.



4.Чистописание.

Учитель. Сейчас минутка чистописания. Буква находится в одном из глаголов 3-го лица единственного лица и обозначает непарный, звонкий, твердый согласный.

Дети. В глаголе стоит буква р.

Учитель определение написания букв и элементов в строке.


На доске:




Дети прописывают строчку по образцу.


5. Изучение нового материала.

Учитель. Сейчас я предлагаю вернуться к тексту, с которого мы начали работу. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами светит, дует, журчат, вьет.


  • Определите лишнее слово.

Дети. Лишним словом является слово журчат, так как это глагол во множественном числе, а все остальные - в единственном.

Учитель. Сравните глаголы светит, дует, вьет по плану. На доске.


План:


1.Время.

2. Лицо.

3.Число.

4.Окончание.



Дети. Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.

Учитель. Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Подобно тому как существительные в зависимости от склонения делятся на группы. На группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от спряжения, уместно вспомнить, что же такое спряжение?

Дети. Спряжение - изменение глагола по лицам и числам.

Учитель. Прежде, чем проспрягать глаголы, поставьте их в неопределенную форму.

Дети. Дуть, вить, журчать, светить.

Учитель. Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. Одновременно выделяйте окончания глаголов и ставьте ударение.

Дети спрягают глаголы в тетради. Один ученик работает у доски.


На доске:

дую вью журчу свечу

дуешь вьешь журчишь светишь

дует вьет журчит светит

дуем вьем журчим светим

дуете вьете журчите светите

дуют вьют журчат светят


Учитель. Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.

Дети. Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ем,- ём, -ете, -ёте, -ют.

Учитель. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых двух столбиках?

Дети. Личные окончания глаголов имеют гласную е, а в форме3-го лица множественного числа окончание -ют.

Учитель. Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, относятся к первому спряжению.(Учитель помещает карточку на доску).

Учитель. Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках. Отметьте общее в личных окончаниях данных глаголов.

Дети. Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного лица - окончания -ат, -ят.

Учитель. Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного лица окончания -ат, -ят. Относятся ко второму спряжению.(Учитель помещает карточку на доску). Найдите отличия в окончаниях 1-го и 2-го спряжения и обобщите рассуждения по плану.

На доске:


План

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

Есть ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?





6. Физкультминутка.


Влез опенок на пенек,

Постоял один денек.

На ветру качался,

Низко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился -

И совсем свалился!

Исходное положение - присесть на корточки. На строк 1-2 - встать, на строки 3-6 наклоны корпуса вправо-влево. На 7 строку - наклон корпуса вперед. На последнюю строку - руки свободно свисают.


7. Закрепление нового материала


Учитель. Достаньте содержимое конвертов, которые лежат у вас на столах. Что записано на карточках?

Дети. Личные окончания глаголов.

Учитель. Разделите эти окончания на две группы и разложите их на парте по спряжениям.(Проверка работы учителем).

Учитель. Март, говорит наш народ - парник, капельник. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя струится по ним вода - и капает, капает…Сложите из частей капельку и прочитайте полученное слово, определите спряжение.

Детям предлагается игра «Найди свою пару».

У каждого ребенка половинка капли, на которой написана только часть слова. Один ребенок выходит к доске. Показывает свою половинку капельки и находит себе пару. Дети читают слово, определяют спряжение глагола по его окончанию, и один ученик записывает его у доски в нужный столбик.

СБЕ ВЁТ

ШУМ ТИТ

ПЛЫ ГАЕТ

ШАГ ИТ

ПО ДЯТ

БУ ОЯТ

СВЕ ШИТ

ЗВЕ ЮТ

СПЕ НЯТ

СТР АЮТ

СТУ ЩИТ

ТРЕ ЧАТ

ЛЮ БЯТ

ЦВЕ ТЁТ


На доске:


| спряжение || спряжение

шагают светит

цветет строят

плывет звенят

сбегает спешит

поют стучат

трещит

шумит

будят

любят


Учитель. Глаголы какого лица отсутствуют в первом столбике?

Дети. Глаголы первого и второго лица.

Учитель. Что объединяет глаголы второго спряжения?

Дети. Время и лицо - настоящее время, третье лицо.

Учитель. Весна - прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о весне. Прочитайте одну из них и запишите в тетрадь, а так же определите спряжения глаголов и найдите слова на изученные правила.

Воду, апрель, цветы, подбирает, раскрывает. (Апрель воду подбирает, цветы раскрывает).


8. Обобщение знаний об окончаниях глаголов | и || спряжения.


Учитель. Вернемся к нашему плану и повторим все то, что узнали о спряжении глаголов. (Идет обобщение изученного материала).


9. Домашнее задание.

Подобрать 10 глаголов | спряжения и 10 глаголов || спряжения, выделить их окончания, распределить по столбикам.

© 2010-2022