Урок чтения на тему Стихотворение С. А. Есенина Черёмуха

Урок  чтения и развития речи.   Тема: Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Черёмуха» Цель урока:  Образовательная: формирование знаний об эпитете  как образном средстве языка; формирование  знаний о выразительном чтении стихов. Коррекционная: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания), развитие внимания (через различные виды работы); развитие творческого воображения (через прием словесного рисования). Воспитательная: воспитание интереса к предмету и культуре общения, воспит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пирогова Надежда Леонидовна,

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

(ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат), с.Казанское Сернурского района Республика Марий Эл,

учитель письма и чтения.


Материал содержит конспект урока письма и чтения для коррекционных школ 8 вида, 5 класса по теме Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Черёмуха»


Урок чтения и развития речи.


Тема: Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Черёмуха»

Цель урока:

Образовательная: формирование знаний об эпитете как образном средстве языка; формирование знаний о выразительном чтении стихов.

Коррекционная: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания), развитие внимания (через различные виды работы); развитие творческого воображения (через прием словесного рисования).

Воспитательная: воспитание интереса к предмету и культуре общения, воспитание любви к родной природе.

Наглядные пособия: Портрет С.А. Есенина, черемуха, карточки «Чтение пейзажной лирики», карточки с дифференцированным заданием.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прочитайте русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта:

SWERCVZELHDVИRH (Есенин)

II. Актуализация опорных знаний:

1. На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина (портрет С.А. Есенина).

С.А.Есенин - русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой реки Оки.

Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах.

2.Тема урока: стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха»

Мотивация: для чего?

Цель урока:

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (научиться выразительно, читать стихотворение, находить в нём красивые слова, узнать, почему Есенин написал это стихотворение)

- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)

Цель урока (на доске)

-учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении.

-учить выразительно читать стихотворение

- учить находить в тексте образные средства (эпитеты)

-определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения

- учить детей умению рассказывать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с товарищами.

- открытие.

III. Усвоение новых знаний:

1.Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

2.Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха».

- Я прочитаю стихотворение «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Чтение стихотворения учителем)

- Какое настроение поэта вы чувствуете в этих стихах?

3. Обмен впечатлениями:

- Поделись своими мыслями о стихотворении с товарищами.

( Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение ).

-Какое настроение автора вы почувствовали:

ликующее радостное

восторженное спокойное

шутливое мечтательное

печальное грустное

весёлое праздничное

Обоснуйте свой выбор.

Дети отвечают, что они почувствовали восторженное , праздничное, ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черёмуха, а «зелень золотистая на солнышке горит»

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?

(чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы весна была, как в этом стихотворении)

Чувства изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение.

Вывод: Стихотворение отражает душевное переживание поэта, его настроение.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочитания этого стихотворения?

(Большая черёмуха стоит вся в цвету в солнечный, весенний день. Белые цветы черёмухи, как кудри у девочки. А рядом журчит ручей. )

Вывод: читая и стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении веточки золотистые, ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя поэт не описывает подробно каждую деталь.

4. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Карточка «Чтение пейзажной лирики»

Правила выразительного чтения (стоя):

1. читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

2. после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

3. постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

4.Физкультпауза.

IV. Закрепление новых знаний.

1.Отметьте непонятные вам слова (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучего, обдает, вкрадчиво, под кручею. )

Кто попробует прочитать стихотворение выразительно с паузами?

Нужно постараться передать настроение автора и свои чувства (читают 1-2 ученика)

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

2. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Сергея Ивановича Ожегова.

На доске (обратная сторона):

  • роса медвяная - ароматная, с запахом меда;

  • зелень пряная - с острым, ароматным запахом;

  • проталинка - место, где частично растаял снег и оголилась земля;

  • волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

  • обдает - окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

  • вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно;

  • под кручею - под обрывом, круча - обрыв, крутой спуск.

3. Анализ лирического стихотворения «Черёмуха» (Призван способствовать более глубокому пониманию текста)

Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске ответы детей:

  • чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;

  • чтобы передать свою радость;

  • чтобы привлечь внимание читающих к красоте природы;

  • чтобы вызвать взаимное сопереживание.

(ненужное стереть)

4. Работа с эпитетами:

-Какими словами автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?

(Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая)

Эти слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая называются эпитетами.

Что такое эпитет? Это образное художественное определение свойств предмета.

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха (Пушистая, белоснежная, весёлая, весенняя).

Черёмуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет (Наступила весна и черёмуха расцвела)

Вывод: цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но ещё и говорит о том, что весна по настоящему вступила в свои права.

5. Весна пришла!

На доске .

Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Попробуем доказать, что «черёмуха» центральный образ в стихотворении. (название, иллюстрация)

- Чем привлекает внимание поэта черёмуха, которая «с весною расцвела?» (Душистая, веточки у черёмухи золотистые, они как кудри; на коре черёмухи выступили капельки росы; под черёмухой пробивается молодая зелень; около корней черёмухи журчит золотистый ручей)

Приём рассматривания иллюстраций. Выборочное чтение строчки к иллюстрации.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Под нею зелень пряная…

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (О девушке)

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

Вывод: В этом стихотворении Есенина черёмуха - это красивая девушка!

- Как вы думаете, что в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей)

Работа с книгой.

Прочитайте те строчки, в которых говориться о ручье.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

6. Открытие.

Это стихотворение о любви девушки - черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа и люди.

7. Коллективное чтение стихотворения «Черёмуха»

-читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

8. Дифференцированное задание.

Для закрепления новых знаний новых знаний по стихотворению С.А.Есенина «Черемуха» детям предлагается дифференцированные задания первого, второго, третьего уровней сложности.

У каждого ученика карточка с вопросами. Дается время на подготовку. Дети выбирают понравившиеся вопросы и готовят на него ответы.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Второй уровень. (Природа)

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Третий уровень (лирическая песня)

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки. Первый уровень.

Вопрос 4. Что удивляет автора? Второй уровень. (Красота природы)

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Второй уровень (С чуством радости, восторга)

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? Третий уровень сложности.(Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, жёлтую)

Вопрос 7. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения. Третий уровень сложности.

V. Домашнее задание (по выбору) - стр.159

  1. Найти сравнение, олицетворения и выписать в тетрадь.

  2. Выучить восемь первых или последних строчек.

  3. Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

  4. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Черёмуха»

VI. Рефлексия.

Вопрос 1. Что на вас произвело наибольшее впечатление? (открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи - ручья, девушки - юноши)

Вопрос 2. Что вы не знали, и сейчас знаете - это новое для вас?

Вопрос 3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Вопрос 4. Пригодиться ли вас знания этого урока в дальнейшей жизни?

Вопрос 5. Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой).

VII. Подведение итогов.

Детям предлагается провести самооценку по критериям.

«5» - на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно.

«4» - на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не выразительно.

«-» - не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не выразительно.

Встаньте те, кто за свою работу не поставил себе оценку; теперь те, кто поставил оценку «4»; теперь те, кто поставил оценку «5».

Спасибо за урок!



© 2010-2022