Конспект урока на тему Однородные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:Однородные члены предложения

Цели: Продолжить формирование умений выделять в предложении однородные сказуемые и подлежащие; рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях ставятся знаки препинания, а в каких нет; развивать наблюдательность, внимательность; расширять словарный запас; воспитывать дисциплинированность; уважение к домашнему труду.

Оборудование: отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Овощи»; муляжи овощей: капусты, картошки, огурца, помидора, гороха, моркови; стихотворение Н. Кончаловской «Роказал садовод…»

Ход урока

Повторение изученного материала

- Ребята, какое у нас сейчас время года? (осень)

-Как вы понимаете пословицу: «Сентябрь холоден, да сыт»? ( в сентябре убирают урожай.)

-Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.(Морковь)

Был ребёнок-

Не знал пелёнок,

Стал стариком-

Сто пелёнок на нём.(Капуста)

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Зелёные мальчишки не спорят, не шумят,

Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох)

Пусть невзрачен он на вид

И в земле сырой сидит.

Всё равно он знаменит-

Все довольны, каждый сыт. (Картофель)

Долго он зелёным был,

Набирался долго сил,

Но как только покраснел,

Я сорвал его и съел. (Помидор)

Ребята, как можно одним словом назвать капусту, огурец, горох, картофель, помидор? (Овощи)

- Запишите в своих тетрадях словарные словах и подчеркните непроверяемую гласную.

-Сделаем фонетический разбор слова картофель.

Картофель- 3сл, 3 глас, 5 согл. (картофил)

К (к)-согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.

а (а)-гласный, безударный.

р (р)-согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный.

т (т)-согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.

о (о)- гласный, ударный.

ф (ф)- согласный, глухой, парный, мягкий, парный.

е (и)- гласный, безударный.

л (л)-согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный.

ь_______

8б, 8 зв.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!

- Запишите стихотворение у себя в тетради. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что мы видим? Сколько у нас сказуемых?(2- кипели, кипели.)

Как называются такие сказуемые?(Однородными.)

- А есть в нашем предложении ещё однородные члены предложения? (да.)

Назовите их. (Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.)

- Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом?( Однородными подлежащими.)

Работа над новым материалом.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Однородные члены предложения». Запишите в тетрадях под диктовку.

От чего зависит, поспел ли овощ или нет. От цвета? Не всегда. Помидор покраснел и стал сладким, вкусным. Горох хоть и поспел, но остался зелёным. Морковка же ещё не выросла, но уже налилась сладостью. Капуста наращивает, копит свои листья всё лето и осень.

-Давайте разберём 3 предложение. Назовите подлежащее. (Помидор.)

-Какие вы подчеркнули сказуемые?(Покраснел и стал.)

Почему мы не поставили между сказуемыми запятую? (Потому что между ними стоит союз и.)

Подчеркните подлежащие и сказуемые в 4 предложении. (Подлежащее- горох, сказуемые- остался, поспел.)

Почему мы поставили между однородными членами запятую? (Между ними стоит союз но.)

- Рассмотрим последнее предложение. Связаны ли однородные члены союзами? (Нет. Поэтому мы поставили между ними запятую.)

Можно сделать вывод: между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая ставится в том случае, если они соединены союзами а, но и если между ними нет союза. Запятая не ставится, если есть союз и.

-Придумайте предложения, в которых однородные члены соединяются союзом и.

(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях.)

-Ребята, а кто готовит супы и борщи у вас дома? (Мама, бабушка.)

- А вы помогаете своим родным в домашних делах?

-Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Показал садовод

Нам такой огород,

(Выполняют ходьбу на месте)

Где на грядках, заселённых густо,

(Поднимают и опускают плечи.)

Огурбузы росли, помидыни росли,

(Наклоны влево-вправо)

Редисвёкла, чеслук и репуста.

(Наклоны вперёд и назад)

Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,

(Выполняют приседания)

Стал уже осыпаться спаржовник.

(Тянутся вверх, вставая на носочки)

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

(Имитируют испуг)

- Мы немного отдохнули, теперь можно продолжить работу.

-Придумайте предложения, в которых однородные подлежащие или сказуемые были бы соединены союзом но.

(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях. Например: Лук горчит, но пользу приносит.)

Назовите однородные сказуемые. (Горчит, приносит.)

-Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую?(Есть союз но.)

- Придумайте предложения, в которых однородные сказуемые или однородные подлежащие соединены союзом а.

(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях. Например: Помидор зреет долго, а хранится мало.)

- Назовите однородные сказуемые. (Зреет, хранится.)

-Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую?(Есть союз а.)

Подведение итогов урока.

- О чём мы с вами говорили на этом уроке? (Об однородных подлежащих и сказуемых.)

- Чем могут быть связаны однородные сказуемые и подлежащие в предложении? (Союзами и, а, но.)

- В каком случае мы ставим запятую между однородными членами? (Если между ними нет союза или стоят союзы а, но.)

Домашнее задание

-Придумать 5 предложений, в которых бы однородные подлежащие или однородные сказуемые были бы соединены союзами и, а, но.

© 2010-2022