Внеклассное мероприятие по литературе «Приглашаем на посиделки»

Данное мероприятие проводится после изучения темы «Устное народное творчество» в 5 классе. В театрализованной и игровой форме проводится закрепление изученного материала: это и пословицы, поговорки, скороговорки, это и сказки (причём малоизвестные), это русские народные песни, это загадки… (При проведении мероприятия учащиеся исполняли народный танец). В период подготовки учащиеся сами сочиняли сказки, иллюстрировали их, готовили скороговорки и загадки. Конечно, особое значение имеет оф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приглашаем на посиделки


Оформление: стенд с сочинениями учащихся 5- классов (сказки, нескладушки); выставка рисунков к сказкам, «Книга сказочных рекордов»

Сцена оформлена как изба: по двум сторонам скамейки, покрытые тканью, на полу перед лавками половики; стол покрыт плюшевой скатертью, у одной из лавок станок для прядения, связка баранок на столе, самовар, светец; справа от сцены домик для сказочницы.

На лавках сидят 4 девушки, одна прядет, одна вяжет, две других щёлкают семечки. Негромко поют песню « Во поле береза стояла».Затем выходят ведущие, девушки продолжают заниматься своими делами.

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

2 ведущий: Сегодня мы встречаемся с героями устного народного творчества. А к нему, как вы знаете, относятся не только народные песни. Назовите-ка нам жанры устного народного творчества.

1 ведущий: Молодцы! Это вы знаете, но нам есть что рассказать и показать вам.

2 ведущий: Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого - с вашего дома, с нашей улицы, нашего поселка. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и её прошлое.

1 ведущий: На уроках истории вы познакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство - Киевская Русь; какие народы её населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю.

2 ведущий: Но и в часы горя, и часы радости наш народ верил в свои силы, в свое светлое будущее - всё это находило отклик в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - всё отразилось в творчестве наших далеких предков. Давайте представим и воспроизведем некоторые картины нашего прошлого.

1 ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе - и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…

2 ведущий: Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.

( исполняется танец; после его окончания девушки состязаются в исполнении частушек)

Ох и звонки планочки

У твоей тальяночки.

Ты играй, играй звончей,

Чтобы стало веселей!

Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя.

На гулянку собиралась,

Маменька ругалася,

Папенька сидел, как пень,

Ему ругаться было лень…

Разрешите поплясать.

Разрешите топнуть.

неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Здорово, здорово

У ворот Егоровых,

А у наших у ворот

Всё идет наоборот!


  1. ведущий: Устали девушки, присели, и снова руки в работе. И вдруг…

  2. ведущий: Остановились руки, замерли все…Что же произошло?

Оба: А вот что…

В домике сказочницы раскрывается окошко. Ученица в наряде сказочницы рассказывают сказку «Кукушка».

КУКУШКА

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум - целые сугробы снега на пимах натащат, а матери - убирай.

Одежду промочат, а мать - суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело было ей, а дети не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать.

Лежит она в чуме, зовет детей, просит:

- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит:

- Я без пимов.

Другой говорит:

- Я без шапки.

Третий говорит:

- Я без одежды.

А четвертый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать:

- Близко от нас река, и без одежды можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотелось старшему есть - заглянул в чум.

Смотрит, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу одевает.

И вдруг малица перьями покрылась.

Берет мать доску, на которой шкуры скоблит, и доска та хвостом птичьим становится.

Напёрсток железным клювом стал.

Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:

- Братья, смотрите, смотрите, улетает мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

- Мама, мы тебе водички принесем!

Отвечает им мать:

- Ку-ку! Ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды подо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издалека:

- Ку-ку! Ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я!

Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там след красный останется.

Не вернулась мать.

И с тех пор не вьет кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той поры красный мох стелется.



  1. ведущий: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

  2. ведущий: А кто автор этой сказки? Да, у народных сказок нет автора. Они передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.

  1. ведущий: Но сказки не только слушали. нередко их разыгрывали.

Инсценируются эпизоды - пантомимы сказок: из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (эпизод с зеркальцем); из сказки «Лиса и Журавль» ( эпизод с кашей).Зрители должны угадать сказку.

1 ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и скороговорки. Вот тут начинается настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произносили не только как можно скорее, но чисто и красиво. Ведь народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки. Итак, состязание начинается. Вызываю первую пару.

Если не получается, вызывается другая пара зрителей. Возможно участие девушек, сидящих на лавках.

Говорит попугай попугаю:

Я тебя попугаю.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон!

Дед Данила делил дыни: дольку Дине, дольку Диме.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Вот мы видим маму, а у мамы - мыло,

Мама моет раму, чтобы чисто было.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

У пеньков опять пять опят.

Все участники конкурса награждаются баранками.



  1. ведущий: Молодцы! Но вечер продолжается. А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное, они всегда веселые.

  2. ведущий: Прибауткам, небылицам запрещалось только одно: быть нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко. Вот сейчас мы проверим, какая у вас память. Мы рассказываем, а вы потом рассказываете, какая понравилась.

Исполняют девушки, сидящие на лавках.

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху.

А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Я умница-разумница,

Про то вся знает улица:

Петух до кошка,

Поп Ермошка,

Да я немножко.

Инсценировка небылицы.

Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

- Что сегодня делал?

- Рукавицы искал.

- Нашёл?

- Нашёл.

- Где ж они были?

- А за поясом. А ты куда шагаешь?

- За семь вёрст.

- Киселя хлебать?

- Нет, комара искать.

- Это какого же комара?

- Да того, который меня за нос укусить хочет.

- Да он же при тебе!

- Где это при мне?

- Да на носу у тебя!

2 ведущий: Долог зимний вечер. Горит - потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки. Раздается стук в дверь.

1 ведущий: Кто же это? Входите!

Входит Лесовик.

Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришёл:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нем.

Что это за дом? Правильно, я пришёл к вам из леса. В моем запрведном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки, В кузовок берестяной.

Что в нём лежит, вы узнаете, коли загадки отгадаете.

Загадывает детям загадки.

Иду я под ельником после дождя, смотрю:

В лесу под ёлкой крошка -

Только шапка да ножка. (грибок, достаёт из мешка, дарит печенье - грибок)

В моём лесу растёт кустарник, а в нём:

Мальчик -крошка в костяной одежке,

У этого мальчика

Шапочка зелёная

До ушей надвинута.

Что это за мальчик? (лесной орех, дарит печенье - орешек)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюёт. (рыба, дарит печенье-рыбку)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду -

Всех до слез доведу. (лук, дарит печенье )

Чёрных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус. (чёрная смородина, дарит печенье - ягодку). Печенье дарит всем, кто называл правильную отгадку.



  1. ведущий: А вы, ребята, загадки знаете? Оченб хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так, я буду говорить считалку, на ком она закончится, тот и загадывает.

На мосту сидит кукушка,

Скуковала раза три.

Кто вышел?

Это, верно, ты.

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто её возьмёт,

Тот вон пойдёт.

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Рассеребряный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи из круга вон!

После каждой считалки дети загадывают загадки.



  1. ведущий: Молодцы! Всё вы знаете! А теперь мы проведём следующий конкурс, который называется «Что говорит рыба?»

  2. ведущий:

Эта рыба непростая,

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой.

Труд для разума и взгляда:

Слова все поставить надо

Друг за другом в чёткий строй.

Строго выбери места,

Вмиг прочтётся всё тогда.

( на экране пословицы, разбитые на части, которые нужно собрать ( или можно напечатать на листочках, чтобы не вносить современные средства в атмосферу старины):

Без труда….. сам в неё попадёшь

Как аукнется…..в беде

Не рой другому яму… а имей сто друзей

Друзья познаются…не выловишь и рыбку из пруда

Не имей сто рублей…так и откликнется



  1. ведущий: Быстро летит время…Пора по домам расходиться. А на прощанье расскажем вам ещё сказочку. Согласны?

  2. ведущий: Жил-был царь, у царя был двор. Как вы думаете, интересную вам расскажу сказку? На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?

  1. ведущий: Что за удивление? Ладно, я вам расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль и овца, съели они стожок сенца… а не сказать ли сказку с конца?

  2. ведущий: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую…слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да завязила в тину хвост! Дёргала, дёргала, дёргала - выдернула хвост - завязила нос. Дёргала, дёргала, дёргала - выдернула нос - завязила хвост.

  1. ведущий: ну что ты это рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Что же дальше?

  2. ведущий: Что дальше? А дальше то же: Дёргала, дёргала, дёргала - выдернула хвост - завязила нос.

1 ведущий: Ну хватит! Я расскажу настоящую сказку. Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он на человеческих костях построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду…

2 ведущий: что же ты молчишь? Что же дальше?

1 ведущий: Так ведь кости ещё не размокли…

2 ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают.Это докучные сказки, от слова «докучать». А мы вам докучать больше не будем.

1 ведущий: Так как поспели пироги, без которых не обходились ни одни посиделки! Угощайтесь, гости дорогие!

Оба: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…Вам сказка, а нам бубликов связка.

Звучит мелодия русской народной песни.

Приложение

«Книга рекордов Афанасьева»

В одно ухо влезает, а в другое вылезает.

Живой, а смерть не страшна.

Необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой.

Есть на свете собака-прорицательница: предсказала мачехе будущее её падчерицы и родной дочери.

Фрукт, обладающий омоложивающим эффектом.

Два богатыря в одной сумке живут.

Одноместный летательный аппарат без мотора.

Гонщик на печи.

Чемпионка по прыжкам через горящую яму.

Стрелок из лука, чья стрела судьбу решает.



© 2010-2022