Урок русского языка в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе.



Тема урока: Богатство родного языка. (Итоговый урок по

теме «Лексика».)

Цели урока:

Образовательные:

знать лексический состав языка, происхождение и стилистические особенности, смысловые отношения, применение и употребление в речи с целью её обогащения.

Развивающие:

развивать навык работы с готовым текстом, умение создавать свой текст и развивать творческое воображение, определять лексическое значение слов,

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас развивать умение работать в группах развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оформление урока: 1. Иллюстративный материал.

2. Словари.

3. Музыкальное оформление.

4. Декорации.

5. Раздаточный материал.

План урока:

  1. Сценарий «Трое из Простоквашино».

  2. Словарная работа на доске и в тетрадях.

  3. Защита газеты «За чистоту языка».

  4. Презентация костюмов «Как одевались на

Руси».

  1. Выполнение упражнений учебника к

разделу «Лексика».

  1. Тестовые задания к разделу «Лексика».

  2. Комплексный анализ текста.

Ход урока:

  1. Сообщается тема урока, цели.

(Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино».)

Автор: … Папа с мамой совсем уже соскучились без Дяди Фёдора. И жизнь им не мила стала. Раньше у них всё не было времени Дядей Фёдором заниматься: хозяйство их заедало, телевизор и газеты вечерние. А теперь у них столько времени объявилось, что на двух дядей Фёдоров хватило бы.

Не знали, куда это время девать. Они всё время про Дядю Фёдора говорили и в почтовый ящик заглядывали - нет ли писем из деревни Простоквашино.

Сегодня мы сами отправимся в Простоквашино и постараемся всё выяснить.

(Простоквашино. Дом. На завалинке у дома сидит Кот и потирает лапы. Холодно.)

Кот: Дрова надо заготавливать - зима на носу. (Кричит)

Дядя Фёдор!

(Высовывается из окна Дядя Фёдор)

- Дядя Фёдор, в лес надо ехать - берёзу пилить. Берёзовые дро-

ва - самые лучшие.

Дядя Фёдор (из окна): А мне берёзы жалко. Вон они какие красивые!

Кот: Ты, Дядя Фёдор, не о красоте думай, а о морозах. Как ударит сорок градусов, что ты будешь делать?

Дядя Фёдор: Не знаю. Только если все начнут берёзы на дрова пилить,

у нас вместо леса одни пеньки останутся.

Пёс (высовывается из будки): Верно. Это только для старушек хорошо,

когда в лесу одни пеньки. На них сидеть можно. А что

будут птицы делать и зайцы? Ты о них подумал?

Кот (кричит): Буду я ещё о зайцах думать! А обо мне кто подумает?

Пёс: Хворост надо заготовлять!

Дядя Фёдор: Молодец , Шарик! Мы так и сделаем.

Кот (рассердился): Вы что? От этого хвороста не тепло будет, а треск один. Я лучше по - другому сделаю. Дядя Фёдор, дай мне бумагу и карандаш.

Дядя Фёдор (протягивает ему бумагу): Ты что придумал?

Кот: Письмо напишу учёным. Чтобы солнце маленькое прислали.

Домашнее.

Дядя Фёдор: Бывают такие солнца?

Кот: Вот увидишь. (Пишет.) «Москва. Институт Солнца, отдел Восходов

и Заходов, учёному у окна, в халате без пуговиц. У которого раз -

ные шнурки». (Дяде Фёдору) Мы с ним близко знакомы. Он

меня колбасой угощал. (Пишет.)

«Дорогой учёный! Пришлите нам, пожалуйста солнце домашнее.

А то Дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Пришлите -

не то замёрзнем. Уважающий вас Матроскин - «Кот по хозяй-

ственной части». (Встал.) Пойду на почту отнесу. (Уходит.)

Пёс: Это он хорошо про солнце придумал. Мне бы в будку такое!

(Уходят. Звучит песенка Матроскина)

Выходят на сцену и кланяются.

Автор: роли исполняли: Дядя Фёдор - Беседин Евгений,

Кот Матроскин - Севостьянов Евгений,

Пёс Шарик - Ткачёв Владимир,

Слова автора - Плашиннова Галина.

Учитель: 1. Ребята, вы прослушали диалог. А какая лексика здесь

была использована?

2.Укажите тропы.

Д/З: Любимый мультик… Каким бы вам хотелось видеть

его продолжение?.. Сочините сценарий новой серии

любимого мультфильма. При подготовке подумайте,

какую мысль вы будете раскрывать в этой серии (или

сцене) ? Кто в ней участвует? Как её лучше и конкретнее

озаглавить?

( Задание даётся сильной группе учащихся.)

А теперь следующий вопрос:

По каким признакам можно определить заимствованные

слова?

  1. Если слово начинается с гласной А илиЭ.

  1. Наличие буквы Ф и сочетаний КЕ, ХЕ, ГЕ.

  2. Слова с сочетаниями БЮ, ВЮ, КЮ, МЮ, ПЮ, РЮ.

  3. Сочетания в слове двух и более гласных.

II. Работа с доской: футбол- англ.

волейбол- англ.,

биатлон- нем.,

брасс - фр.,

коммюнике - фр., официальное сообщение

преимущественно по вопросам международ -

ного характера,

дипломат- фр., должностное лицо в ведомстве

иностранных дел, уполномоченное

осуществлять официальные соглашения на

международном уровне,

палитра - польск., дощечка, на которой

художник смешивает краски,

гравюра - фр., высекать, вырезать на дереве,

на металле,

фортепьяно - нем., ударный клавишный

струнный музыкальный инструмент,

нота - лат., графическое изображение

музыкального звука, а также сам звук,

аккорд - итальянское,…созвучие, сочетание

нескольких

музыкальных звуков различной высоты, воспри-

нимаемое как звуковое единство.

Сколько же всё - таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 17

томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

Почаще обращайтесь к словарям, энциклопедиям, справочникам.

Совет Александра Сергеевича Пушкина:

«Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений!»

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Из каких языков чаще всего приходят слова в наш язык?

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте

иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего

брать у тех, кто беднее нас».

И.С.Тургенев.

III. Посмотрите на доску. Редколлегия класса выпустила газету под названием «Мы за чистоту языка».

О том, как это всё происходит, узнаем у________________________.

(Защита газеты)

(Читает стихотворение А. Шибаева «Родной язык мой русский».

Даёт краткий комментарий к содержанию газетных статей.)

В день солнечный июльский-

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г. Паустовский.

Учитель: Сегодня на уроке у нас целый ящик пословиц и поговорок

О СЛОВЕ.

(Трое учащихся выходят, выносят ящик с пословицами и поговорками. Читают их.)

СЛОВО - это главное основное оружие писателя, поэта. С помощью слова он выражает свои мысли, чувства, переживания.

Композитор выражает их в музыке,

Художник - на картине.

Слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н.Заболоцкий.

Учащиеся читают пословицы и поговорки.

  1. Слово пуще стрелы разит.

  2. Язык до Киева доведёт.

  3. Мал язычок, а горами кидает.

  4. Сказка - складка - песня - быль.

  5. Из песни слова не выкинешь.

  6. По песне и припев.

  7. Доброе слово сказать - посошок в руку дать.

  8. Не говори обиняком, говори прямиком.

  9. Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

  10. С песней дело спорится.

  11. От доброго слова язык не отсохнет.

  12. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  13. С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

  14. Ласковым словом и камни растопишь.

  15. На словах города берёт, а на деле ни шагу вперед.

  16. Не спеши языком, торопись делом.

  17. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

  18. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

  19. Твоими бы устами да мёд пить.

  20. Слово - не воробей - вылетит - не поймаешь.

  21. Без языка и колокол нем.

  22. Не бросай слов на ветер.

  23. На чужой роток не накинешь платок.

  24. Что написано пером, того не вырубишь топором.

  25. Слово - серебро, молчание - золото

  26. Словами горю не поможешь.

  27. У кого что болит, тот о том и говорит.

  28. Из пустого в порожнее переливает.

  29. Собака лает - ветер носит.

  30. Соловья баснями не кормят.

  31. И речисто, да не чисто.

  32. Востёр язык , да дурной голове достался.

  33. Сам на печи, нос в горшочке, а язык на речке.

IV. Учитель: Устаревшие слова и неологизмы сейчас будут представлены в небольшой презентации «Как одевались на Руси».

Представляет______________________________________________________

В данные времена на Руси была многослойность в одежде. Это придавало элегантность и особую стройность. Девушки носили широкие пояса и к ним пришивали маленькие мешочки для подарков.

Ноги обёртывали онучами из белого «свейского» сукна или холста и надевали лапти, плетённые из вязового или липового лыка, или чулки белой шерсти и кожаные башмаки - коты, которые для украшения фигурно пробивались медной проволокой спереди и сзади. Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья жемчуга , граната, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье. Большой любовью пользовались крупные серьги. Своеобразным украшением были нежные, легко подвижные «пушки» - шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.

Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их благосостоянии. Рубаха стала нижней одеждой в костюме знати. Поверх неё обычно надевали зипун. Для крестьян это была верхняя одежда, а бояре носили ее только дома. Сверху зипуна обычно надевали кафтан, который обязательно закрывал колени. Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, ферязь. В рукав обычно продевали лишь правую руку, а левый рукав спускали вдоль тела до земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава». Специфической одеждой была шуба. Её носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим не был мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом. А носили шубу даже летом и даже в помещении. Шубка полюбилась и женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. С XVI века в моду вошел сарафан из нескольких сшитых кусков ткани. Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды знати. Только в торжественных случаях он облачался в драгоценные одежды, чтобы поразить заморских послов своей роскошью и богатством.

На втором образце представлена старинная одежда - кафтан и камзол времен императора Петра II, а также одежда 16-17 века (шапка, шуба, сапоги).

Со второй половины XX века во всём мире популярен молодёжный стиль одежды. Среди молодёжных подстилей можно выделить граффити - украшение летних маек, джинсовых рубашек и курток принтами и вышивкой. Это может быть что угодно: детские рисунки, таинственные надписи на древних языках, тексты любимых песен. Молодому человеку позволительно носить одежду в стиле диско. По - прежнему в молодёжной одежде актуален стиль гранж - небрежность, дыры в одежде, бахрома, заплатки, потёртости, торчащие нитки. Тем не менее одежда в этом стиле шьётся из дорогих материалов и стоит не дёшево.

(Комментарий к рисунку на актуальную тему).

Y. Выполнение упражнений учебника: упр. 712, стр. 53 (2).

Задание № 1 выполняется устно.

Прочитайте фрагмент из русской народной сказки, который запечатлен художником на картине.

(1 из учащихся читает фрагмент сказки).

Задание № 3. (Работа с устаревшими словами):

Сафьяновый-тонкая, ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Скатный (жемчуг) - украшение.

Парча - декоративная ткань с шёлковой основой.

Голевой - голый, неодетый, необутый.

Кафтан - старинная верхняя одежда в талию, длиной до колен, однобортная, с длинными рукавами и прорезными карманами.

Кушак - пояс или опояска; широкая тесьма либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.

Яхонты - драгоценные камни. (Красный - рубин, синий - сапфир, вишнёвый - аметист, жёлтый - гиацинт. Яхонтовое ожеоелье)

Червлёный - багряный, багровый, ярко - малиновый.

I. Д/З: (Даётся группе учащихся). Учебник. Выполнить задание №3 в упражнении 712, стр.53.Дополнить текст описанием одежды героев, используя устаревшие слова. (10 уч - ся).

II. Д/З: Отгадать кроссворд. По горизонтали: 1. Искусственное русло.

4. Стадо лошадей или оленей.

5. Наружный запёкшийся слой хлеба.

По вертикали: 1. Площадка для катания на коньках.

  1. Несколько инструментов, предназначенных для какой - либо работы, например, для выпиливания.

  2. Узкая полоска ткани.

1

2

3


4



5




  • Найдите среди ответов иноязычные слова.

YI. Итак, сделаем вывод по уроку.

1. Лексика - это словарный состав языка.

2. По происхождению выделяют слова исконно - русские и иноязычные.

3. По стилистическим особенностям - нейтральные, книжные и разговорные.

4.По способу употребления - общеупотребительные,

диалектные,

профессиональные,

устаревшие слова,

слова - неологизм

  1. По лексическому значению - однозначные,

многозначные,

прямое значение,

переносное значение

  1. По смысловым отношениям - синонимы,

омонимы,

антонимы.

Учащиеся представляют словари - справочники.

Стихотворение Я. Козловского об омонимах.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись;

Не всегда важна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Оценки за урок.

(Если останется на уроке время, можно предложить учащимся выполнить или начать выполнять комплексный анализ текста по теме «Лексика».



















16


© 2010-2022