Урок литературы в 7 классе «Сострадание и бессердечие» в рассказе Л. Андреева «Кусака»

"Описание материала: "Данный урок - урок внеклассного чтения. "Вид урока- урок- размышление. "Учащимся предоставлена возможность рассуждать, анализировать, сравнивать, делать умозаключения. "Учащимся предложена творческая работа «В мастерской писателя» на лучшую обложку и защиту ее. "На уроке проведены параллели между прозой и поэзией, предложено аналогичное стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга». "Урок развивает эмоционально- чувственную сферу учащихся. "Данный урок воспитывает чувство отве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русский язык

Учитель Климченко С.А. класс 7

Тема урока Внеклассное чтение.

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

(по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Тип урока усвоение нового материала

Вид урока урок- размышление

ТДЦ - обучать работе с текстом, умению анализировать произведение,

выделять основные проблемы, поднимаемые автором;

- развивать монологическую речь учащихся;

- воспитывать чувственно- эмоциональную сферу, любовь к животным,

чувство ответственности за свои поступки

Оборудование: презентация

…Чтобы понять, есть ли у животных

душа, надо самому иметь душу.

Альберт Швейцер

Есть ли что- нибудь чудовищнее неблагодарного человека?

У. Шекспир

Ход урока

Этап урока

СУМ (содержание учебного материала)

МО

ФОПД

Социализирующий аспект

Углубление учебного материала

Подготовка к ВОУД

Оргмомент

Приветствие учащихся, психологический настрой на занятие. Проверка готовности к уроку, наличие принадлежностей.

С

К

Умение быть внимательными и доброжелательными друг к другу

Слово учителя

- Вот уже на протяжении нескольких уроков мы с вами говорим по душам, испытываем разные чувства: мы сочувствуем, сострадаем, любим и восхищаемся «братьями нашими меньшими».

- Сегодня не менее трепетный разговор пойдет о судьбе брошенной собаки, которую «приручили» и вскоре оставили.

С

К

Проникнуться чувством сострадания к животным.

Этап подготовки к изучению нового материала

Сообщение темы, целей и задач урока.

- Не только поэты затрагивали тему и отношение к животным окружающих. Очень много прозы, в центре которой образ всеми любимой собаки. Сегодня мы ответим на ряд вопросов, а один из них самый главный - ты в ответе за тех, кого приручил???

С







К







Умение вести диалог, оттачивать монологическую речь.



Герой рассказа - твой ровесник, как бы поступил ты?





Знание текста рассказа






Работа по содержанию рассказа

Рассказ Л. Андреева назван «Кусака».

- Какие у вас ассоциации с этим словом, кого можно так назвать?

Работа с 1 частью

-Какое настроение вызвала эта часть рассказа? Зачитайте пейзаж. Какие краски преобладают? (зима, черный цвет) Почему?

- для чего в 1 части появляется человек? Как повел он себя? Как его можно охарактеризовать?

Работа с 2 частью рассказа

- Какое время года описывается? Изменилось ли настроение?

- Что изменилось в жизни Кусаки? Почему ей дали такую кличку?

- Сразу ли Кусака доверяла дачникам? Почему?

-Зачитайте напряженный момент для Кусаки во 2 части.

Работа с 3 частью рассказа

- Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? Какой она стала? Почему?

-Изменилась ли она внешне?

- Почему Кусака еще настороженно вела себя с людьми? ( она до конца не верила им)

Работа с 4 частью рассказа

- Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски преобладают? Почему?

- Как вы думаете, зачем в 4 части появляется эпизод с убогим Илюшей? Как люди относятся к убогому?

Работа с 5ссказа.

- Каков пейзаж заключительной части?

- Когда собака поняла, что ее опять обманули?

- Кто нанес больший удар Кусаке: мужик, пнувший ее в живот или дачники? Почему?

Вы в ответе за тех, кого приручили.

- Какое настроении после прочтения рассказа?

- Как проявили себя взрослые в этой ситуации?

- Почему Кусаку не взяли в город?( она дворняга, не породистая)

С

Ч-П




И

Ф




Работать с текстом рассказа, легко ориентироваться в тексте.

Быть в ответе за тех, кого приручил







Уметь извлекать информацию на память

Понятие «художественная деталь»

Этап обобщения

Чтение учителем стихотворения

Э. Асадова «Рыжая дворняга»

- Какие параллели можно провести с рассказом «Кусака».

Беседа по теме урока

- Что бы вы сказали Леле? Ее маме?

Творческая работа «В мастерской писателя»

- Какой вы видите обложку к рассказу «Кусака».( учащиеся рисуют и защищают)

С




К





И

Умение обобщать, делать выводы, рассуждать, доказыватиь

Комментирование оценок


Домашнее задание

Написать сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

С

К







© 2010-2022