Конспект урока-игры по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

      Цели: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора,  хорошо ориентироваться в тексте.       Задачи: разгадать некоторые  загадки « Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над  которыми размышлял Пушкин.      Предварительная подготовка: Класс делится на команды.   Эпиграф: « В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».  ( Н.В.Гоголь).   Ход урока     1.     Слово учителя В этом году мы вновь обра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Конспект


урока - игры


по повести


А.С. Пушкина « Капитанская дочка»




Автор :Галкина Анастасия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с.Упоровка

Екатериновского района

Саратовской области.


Цели: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Задачи: разгадать некоторые загадки « Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин.

Предварительная подготовка: Класс делится на команды.

Эпиграф:

« В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».

( Н.В.Гоголь).

Ход урока


  1. Слово учителя

В этом году мы вновь обратились к творчеству Александра Сергеевича Пушкина - познакомились с его повестью « Капитанская дочка», последним

крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенныйсмысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»-

удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так

просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.


  1. Блицопрос.

(Давайте вспомним страницы романа.)

1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович.)

2.Служил при графе…(Минихе.)

3.Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич.)

4.Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году).

5….и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля).

6.Был нанят француз…(мосье Бопре.)

7….который в отечестве своем был…(парикмахером).

8….в Пруссии…(солдатом).

9….а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем, не очень понимая значения этого слова).

10.Батюшка вошёл на урок…(географии).

11.В это время Гринёв…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды).

12.А Бопре…(спал на кровати сном невинности).

13.Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?...» ( Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…

да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

14.Шаматон - это…(бездельник, шалопай).

15.Капитан Миронов и его жена были люди самые… (почтенные).

16.Иван Кузмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).

17.Он был необразованный и простой, но самый…(честный и добрый человек).

18.В Марье Ивановне «я нашёл…» (благоразумную и чувствительную девушку).

19.Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серёг).

20.Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?» (Знаю по опыту её нрав и обычай)

21.Как ответил Гринёв?( «Ты лжёшь, мерзавец, ты лжёшь самым бесстыдным образом!»).

22. « Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце ……года».(1773 г.)

23.Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…( Емельян Пугачёв).

24….учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя имени покойного императора Петра ///.)

25.Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»?(Пугачёв).

26. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо».(Капрал Белобородов.)

27. « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами…нос без ноздрей».(Афанасий Соколов - Хлопуша).

28. « Схвачен был башкирец с возмутительными листами. Я взглянул на него и содрогнулся… Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» (ни носа, ни ушей).


  1. Задание для аргументированного ответа

Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…: Первой команде: …бытовым романом? Второй команде: … историческим романом?

Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории.

4. Отгадайте, кто этот человек

-«Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». (Маша).

- Загадочным ли вам кажется её характер? (Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный).

- Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва:

« Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас Благославят, мы обвенчаемся»? (Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благославения не будет тебе счастия».)

- Кто точнее назовёт черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации? (Чувство долга, самоотверженность.)

- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: «Скажи, голубушка, За что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»? (Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру,

если меня не избавят».)

-Какие черты характера здесь проявляются? (Твердость, решительность.)

-Чем характер Маши интересен Пушкину?( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини- любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим её людям, спасают их.)

- Екатерина //, Пётр///…и Маша Миронова. Государственные Лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, настолько оно- Человек.)

5.Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка.

И Пушкин даёт подсказку- эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.

Задание. Разгадайте эпиграф.

Первой команде - к 7 главе «Приступ»: Голова моя, головушка,

Голова послуживая!..

(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета,

богатства у начальников, ни сострадания у казаков.

Это сострадание - Пушкина - звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Второй команде - к 12 главе «Сирота»: Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек…

(Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши.)

6. Конкурс капитанов.

1.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина //;

в) «енералы»Пугачёва; 3) Гринёв;

2.Соотнесите элементы композиции и элементы развития

любовного сюжета.

а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;

б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше;

в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении;

г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба, равно интересны Пушкину

Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина// или Пугачёв?

а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате…Дай вам Бог любовь да

совет!»

б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной//»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла…

Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

- Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему.

Дайте аргументированный ответ.

( О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни.

О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть;

Капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачёва в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.)

8. Подведение итогов.

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.



© 2010-2022