- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на тему: Урок литературного творчества (на примере стихотворения Н. Некрасова, 5класс)
Выступление на тему: Урок литературного творчества (на примере стихотворения Н. Некрасова, 5класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тиморшина Г.З. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Роль уроков литературного творчества
Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники - народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют уроки творчества.
Урок литературного творчества, способствующий, с одной стороны, расширению и углублению ключевых и предметных компетенций учащихся по литературе и, с другой стороны, творческой активизации пятиклассников, весьма органично, логически вписывается в общий контекст учебного предмета «Литература» в среднем звене школьного образования.
1 слайд Визитная карточка урока.
Тема урока: Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»-2часа
Форма урока: урок-исследование.
Применяемая технология: технология критического мышления.
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
УУД: познавательные (поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей, построение речевого высказывания в устной форме), регулятивные (принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий), коммуникативные (формулирование собственного мнения, учет разных мнений), личностные (формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции).
2-3-4 слайды Рабочая карта для учащихся.
5 слайд. Тема урока
6 слайд. Этапы урока:
1этап. Организационный момент (1 мин.)
Цель: включение в деятельность.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других.
2 этап. Актуализация изученного (5 мин.)
Цель: актуализация знаний.
Деятельность учащихся: разгадывают кроссворд (находят ключевое слово урока) - составляют ассоциативный ряд к ключевому слову.
Приемы: игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки. Прием создания проблемной ситуации, ее решение.
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Выполненные задания, кластер «Детство» позволяют учащимся сформулировать тему, цель урока.
3 этап. Мотивация к учебной деятельности (стадия осмысления содержания)
(30 мин.)
Цель: определение содержательных рамок урока.
Деятельность учащихся: формулируют тему произведения, делают вывод о том, что литература, как музыка и живопись - вид искусства (разные средства создания произведений искусства: ноты, краски, слова).
Приемы: прием создания проблемной ситуации, ее решение.
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
4 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания) (5 мин.)
Цель: развитие читательских умений
Деятельность учащихся: Выделяют микротемы (рассказ, встреча). Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям). Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы. Работают с толковыми словарями. Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге. Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям. Зрители оценивают выступления. Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям.
Приемы: Проблемный, частично-поисковый, создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом, игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение,
инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства,
прием взаимоконтроля.
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
5 этап. Итог урока (стадия рефлексии) (5 мин.)
Цель: зафиксировать содержание урока.
Деятельность учащихся: составляют кластер, сравнивают кластеры. Делают вывод об идее стихотворения.
Приемы: проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,
объяснительно-иллюстративный.
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
6 этап. Домашнее задание (по выбору) (1 мин.)
1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…»
2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же, дети…»
3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия, или Крестьянские дети»? Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова?»
4.Доработать и оформить исследовательскую работу «Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и картина В.И.Перова «Тройка»
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
7 этап. Рефлексия (в виде теста) (3 мин.)
Оцените свою работу
1.Я работал активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Урок для меня показался коротким\ длинным
4.За урок я устал\не устал
5.Мое настроение стало лучше\стало хуже
6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен.
7.Домашнее задание мне кажется легким\трудным
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
39 слайд Реализация д.з.